Комедийная эпопея Гайдая, которая так и не состоялась и оставила кучу загадок

роходит длительное время и начинает видеться многое, на что сначала не обращалось внимания. Всем ясно, что комедийная, а ныне легендарная троица Никулин, Вицин, Моргунов была великой находкой Гайдая. Сейчас это ясно и понятно всем российским зрителям, любителям комедий.

Троица стала всенародна любима и даже обожаема в Советском Союзе, в странах социализма Восточной Европы, а также в десятках зарубежных стран, куда также покупались фильмы режиссёра Леонида Гайдая.


Гайдай придумал сагу и снимал её последовательно.

И если первые простые «беговые» (когда все бегут) комедии ещё только обозначили общую идею Гайдая для этих забавных персонажей, то уже в третьем фильме становится понятно, что всё не просто так — фильмы не отдельные, с полюбившимися персонажами, а у них у самих происходит своя эволюция, и их история последовательно рассказывается на уровне персонажей второго плана.

Сейчас, имея готовую историю, случившуюся с начала и до конца Гайдаевской троицы, становится видна задумка Гайдая рассказать именно последовательную историю советских жуликов и прохиндеев Бывалого, Труса и Балбеса. Напоминать не стоит, кто есть кто? Лучше напомнить, вдруг кто из молодых людей прочтёт статью, для них пояснение просто необходимо.


Моргунов.

Моргунов играл Бывалого. Он могучий здоровяк и главный в троице.


Всегда в позитиве.

Балбес — это Никулин. Он любит спиртное, всегда весел и ничему не удивляется.


Всегда полон разочарований.

А Вицин играет опустившегося «ботаника», слабовольного, трусоватого и покорного, но очень хитрого. Он — Трус.

Проследим историю, которую о них воплотил в своих фильмах Леонид Гайдай. Получилась эдакая сага с пробелами. Видимо, во время пробелов между фильмами троица отбывала заслуженное наказание за совершаемые проступки в каждом фильме.

Что поражает — после каждой неудачи «злодеи» выходят из неё ещё более успешными и на более выгодные, масштабные коммерческие проекты. Какая-то «мохнатая» рука стерегла их грешные души. Конечно, это рука режиссёра, но в итоге, наверное, Гайдай бы открыл в какой-нибудь финальной комедии властного охранителя аферистов.


У Гайдая был свой план по троице.

Итак, смотрим фильмографию о троице «вольных художников»:

Фильм первый. «Пёс Барбос и необычный кросс». 1961 год. Короткометражка. Троица решила глушить рыбу динамитом, а их глупый пёс схватил горящую шашку и давай гонять злодеев, мол, играл с ними — они бросили, а он принёс. Бегали, бегали, в итоге троица взорвалась, Балбес сошёл с ума, а Трус и Бывалый везут его в тачке домой. Грустный и поучительный финал…


Вроде, поучительный финал для браконьеров.

Отнюдь! Смотрим дальше. Фильм второй. «Самогонщики». Тоже 1961 год. Злодеи все здоровые и весёлые, уже зима и у них даже появилась избушка в лесу, а в избушке целый самогонный завод, а выход продукции таков, что нынешние подпольные заводы позавидуют, да ещё, коварные, изводят на варево не сахар-песок, который дешевле, а отборный рафинад! Доходы позволяют куражиться, мол, элитная продукция — дегустация и оценка качества произведённой продукции показаны на экране — всё честно…


Качество продукции высокое.

И снова пёс. Он вырывает змеевик у аппарата и убегает, и вся троица гонится за ним по лесу и прямиком прибегает в милицию. Финал. Почему отделение милиции в тайге — не ясно, но самогон тогда — это реальный срок и немалый…


Смотрят из милицейского «воронка». Поучительный финал.

Отнюдь! 1965 год. «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Троица через четыре года по прежнему вместе и не бедствует — снимают роскошный частный дом или большую богатую дачу, на рынке торгуют картинами, копилками в виде кошек и сладкими петушками. Есть личное авто — мотоколяска («инвалидка») фиктивно оформленная на Бывалого. «Где этот чёртов инвалид?», — помните, вскричал шофёр, которому мешало авто троицы. Бывалый зло толкнул его животом: «Не шуми, я инвалид!»… В общем, прогресс в делах троицы на лицо — они процветают!


Не шуми, я инвалид…

Налёт на склад окончился задержанием. Ну, это точно реальные сроки и полное фиаско знаменитой, неугомонной троицы!


Повели на отсидку, вроде бы…

Отнюдь! 1966 год. «Кавказская пленница». Как им удалось отвертеться от нападения на склад? Явно, «мохнатая» рука. Они уже на черноморском побережье на гастролях и авто у них уже по-настоящему роскошное, крутой кабриолет, и работают уже круто — платные сеансы танцев и одновременной игры в домино, доходы бешенные. Вицин даже ворует из кассы не таясь — он, как бы кассир-бухгалтер, он может, ведь он ведёт отчетность…


На юге действуют с размахом.

Кстати, Вицин такое же совершил в «Джентельменах удачи» у другого режиссёра — там потерю сразу обнаружили, а тут нет. То трёха, то чирик (десятка), как с куста, а это по нынешним деньгам сколько? Тысяч пять будет? Ну, явно больше тысячи и двух по покупательной способности.

И опять троица попала в переделку, из которой уже не выбралась из-за ссоры Гайдая и озвездевшего в конец Моргунова. Гайдай сагу прекратил. А что было бы дальше?


«Бриллиантовая рука», Шеф.

Скорее всего, 1968 год — «Бриллиантовая рука», и уже там троица работала бы на международном уровне: контрабанда и валютные операции. Вот там появляется великий Шеф. Тоже разоблачение, бегство к границе, «Сядем все!»…

Если бы троица оставалась при Гайдае, остаётся только гадать, на какие бы высоты он занёс эту команду придуманных им неугомонных криминальных предпринимателей. То есть, главные герои комедий Гайдая служили лишь фоном, за которым, сзади, писалась эта странная, последовательная история «коммерческого успеха» Бывалого, Труса и Балбеса.


Продолжения не случилось…

А вы до сих пор смотрите комедии Гайдая? Троица ещё не устарела или всё же потихоньку уходит в прошлое? А что скажите о последней комедии Гайдая «На Дерибасовской»? Многие говорят, что лучше бы он её не снимал, на столько она слаба и портит общее впечатление?