1. «Веселые ребята» (1934) и пьяные свиньи
Помните первую сцену фильма? Четыре с половиной минуты снимается проход животных, людей, и это практически без склеек. Придумал это оператор Владимир Нильсен, который был расстрелян через четыре года после «Веселых ребят». Произошло это уже в процессе работы над картиной «Волга-Волга», а приговор был вынесен за «шпионаж».
Между тем, снимать народные мюзиклы повелел товарищ Сталин. Избранный для этой миссии Эйзенштейн отказался, его ученик Григорий Александров согласился. Эйзенштейн сделал для фильма несколько эскизов.
Один из секретов «Веселых ребят»: по сценарию, на банкет в богатый дом Утесов приводит все свое стадо. Ради кадра напоили алкоголем коров, овец и свиней. Съемки проходили на даче знаменитого хирурга и уролога Сергея Федорова.
Название не было придумано сразу: из десятка вариантов ничего не выбрали, а «Веселыми ребятами» фильм был назван восхищенным Максимом Горьким.
2. Еще шла война. 1944 год.
Про все военные фильмы можно говорить долго: слишком трудно давались даже павильонные кадры. Тем не менее, вдруг на экран выходит «Свадьба» — водевиль, снятый по Чехову, с Марецкой, Федоровой, Раневской, Мартинсоном… Известно, что для съемок был выбран старый дом в Лиховом переулке, а почти вся еда была бутафорской. Настоящим был только винегрет, и от него было непросто отогнать актеров. Другая комедия тех лет — «В шесть часов вечера после войны». Павильоны «Мосфильма» не отапливались, иногда изо рта актеров вырывался пар. Оптимизм играть было сложно, а актер Евгений Самойлов худел от кадра к кадру.
3. «Кубанские казаки» (1949). Совсем ненародные песни.
А вот на съемках в колхозе-миллионнике «Кубань» спустя какие-то пять лет с едой проблем не было. Только свое, только с грядок. Песни сочиняли поэт Михаил Матусовский и композитор Исаак Дунаевский. Режиссер Иван Пырьев озвучивал идею, а дальше придумывали уже профессионалы. Они настолько прониклись этой идеей, что их песни кажутся гораздо более народными, чем сам фильм. Вспомните сами: «Каким ты был, таким ты и остался».. Или «Ой, цветет калина».
При Хрущеве фильм как произведение неправдоподобное и восхваляющее Сталина был убран с экранов. Но при Брежневе комедию вернули. Упоминания о Сталине вырезали. Пришлось переозвучить некоторые диалоги. К этому моменту Сергей Лукьянов уже умер, и за него в этих сценах говорит Евгений Матвеев.
4. «Верные друзья» (1954). Депутаты должны быть одеты.
Сценарий написали Александр Галич и Константин Исаев, назывался он «На плоту». Текст долго не был востребован, но Михаил Калатозов что-то в нем увидел. Дальше началась нешуточная борьба с правками со стороны киношных чиновников. Придумали специальный персонаж бюрократа, астронома превратили в архитектора, но тоже академика. Хотели пересадить персонажей на круизный пароход (поскольку не могут же по Яузе академики непонятно на чем путешествовать), но тут отстоять смысл сценария удалось.
Герои получили имена актеров, как только Меркурьев, Чирков и Борисов были утверждены. Особой дружбы (да и никакой дружбы) между ними не было, но со сплавом лодочки по Яузе-реке они справились. Хотя и до, и после не общались.
Изначально на роль академика звали Николая Черкасова. Но известный актер был депутатом Верховного Совета, а в сценарии была сцена в трусах. Не комильфо.
5. «Сказка о потерянном времени» (1964). Рост волос и «никакого мошенства».
Одним из хобби режиссера Александра Птушко была резьба по дереву. Странные веточки или корни оказались в избушке, построенной в павильоне «Мосфильма». И кукушка в часах тоже сделана самим Птушко.
Остальные съемки – ушедшая Москва шестидесятых. Мосфильмовская улица, Пушкинская площадь, метро «Спортивная», Комсомольский проспект и набережные Москва-реки… Все изменилось теперь.
Еще одна находка Птушко – сцена, где у Вицина отрастают волосы на глазах удивленных кинозрителей. Птушко придумал особенный парик. С одной стороны, вроде бы, лысый. Но волосы были собраны сзади, на затылке. Они были продеты через парик, и стоило потянуть за хвостик, как волосы исчезали. Дальше при обратной перемотке они красиво и без проблем росли сквозь дырочки парика.
6. «Свой среди чужих» (1974). Встречаются чекист и белогвардеец.
Эта картина Никиты Михалкова снималась и в павильонах, и в Грозном, и близ Баку. Главной неожиданностью для всех в съемочной группе был герой Богатырева. Его не представляли себе этаким Клинтом Иствудом. Он не умел драться, не занимался спортом. Совсем не супергерой. И, хотя во время подготовительного процесса Богатырев сильно похудел, научился скакать на лошади и очень старался выглядеть соответственно роли, возникла проблема. Он не мог ударить Александра Кайдановского. Так и сказал: «Я просто не могу ударить Сашу».
Михалков закричал: «Причем тут ты, причем тут Саша? Встречаются чекист и белогвардеец. Это единственное, что должно тебя интересовать!»
В случае с Богатыревым речь шла не о трусости. Например, прыжок в горную речку Аргун Богатырева и Константина Райкина снимали без каскадеров. Течение было жутким, и только благодаря силе Богатырева, который схватил Райкина и дотащил его до берега, удалось избежать жертв. Дальше никто уже не рисковал – работали каскадеры.
Еще было трудно с «местными» в Чечне: они и подраться любили, и норовили свое оружие на съемки принести.
7. «Формула любви» (1984). Галатея и Бубликов.
Про многие предметы в фильмах, снятых на «Мосфильме», ходят легенды. Вот и Галатея из «Формулы любви», в которую так влюблен был юноша, что захотел оживить, сыграла в нескольких фильмах. Эта ветреная статуя дебютировала в картине «Бег», потом она мучала Бубликова в «Служебном романе». Далее перекочевала в баню в фильме «Старый новый год», в малоизвестное произведение «Вечерний лабиринт» и в приемную Вассы Железновой в фильме Васса. И, конечно, «Формула любви». Ходят слухи, что сейчас Галатея на пенсии проживает в усадьбе Вандышниковой—Банзы на Воронцовом Поле, но это не так. В кино снималась точная копия из усадьбы. Оригинал же называется «Одалиска», автор – итальянец Паскуале Романелли. Мраморная одалиска остается на Воронцовом поле, а копия (впрочем, ее тоже создал Романелли) живет в Доме костюма и реквизита «Мосфильма». Но на сайте Дома, вроде бы, в аренду не предлагается наша Галатеюшка.
Но кроме мрамора в «Формуле любви» был еще и гипс. Нодар Мгалоблишвили, он же граф Калиостро, жил в гостинице «Мосфильма». Москвичи расходились, Нодару было скучно, и он начинал петь. И тут (если верить байкам) мимо шла женщина, а Нодар как раз пел. Он сел на подоконник, не удержался и упал со второго этажа. Актера загипсовали, а если в кадре нужны были его ноги, свои подставлял композитор Геннадий Гладков. Видимо, напевая при этом про «Уно моменто».