От кого сходили с ума Чаплин, Пикассо и Де Ниро? Кого иностранцы называли королевами красоты, советскими Бардо, Монро, Хепберн и Гарбо? Кого французский журнал включил в число 10 самых красивых актрис мирового кино?..
В нашей стране красивых актрис было немало. Их внешность вкупе с талантом высоко ценили не только у нас, но и за границей. Причем не в иронично-гоголевском духе «да, деревня, впрочем, тоже имеет свои пригорки, ручейки», а в самом достойном ракурсе.
Рассмотрим шесть ярких примеров, каких именно актрис СССР за рубежом называли самыми красивыми.
1. «Идеал романтической женщины 1950-х гг.»: Алла Ларионова
В нашей стране в 1990-х гг. Аллу Дмитриеву признали идеалом романтической женщины 1950-х гг. и первой красавицей России в ХХ в. Это произошло на кинофестивале в Сочи.
Но не только в СССР, в других государствах высоко оценили ее талант и внешность. Еще бы: изящная, подвижная, веселая блондинка с выразительными серо-голубыми глазами – в ней была просто бездна обаяния.
Уже с дебютной роли Ларионовой в кино «Садко» 1952 г. ее заметила международная публика. В следующем году сказка получила на Венецианском кинофестивале самого первого «Серебряного льва» в истории кино СССР.
Нашу красотку сразу начали приглашать сниматься за границей, в том числе в Голливуде. Легенда кино Чарли Чаплин звал ее в свою новую ленту, причем без проб.
Сама актриса такие обращения не читала и не слышала. Вместо нее с зарубежными режиссерами и продюсерами общались чиновники, которые неизменно отвечали, что Ларионова занята в съемках в СССР на много лет вперед.
Кстати, спустя пять лет Ларионова вновь появилась в главной роли в фильме, получившем международную кинопремию. «Анна на шее» завоевала на фестивале в Италии «Золотую оливковую ветвь». В нашей же стране картина в год своей премьеры лидировала в кинопрокате: ее посмотрели почти 32 млн зрителей.
Ее супругом был один из самых талантливых и привлекательных актеров СССР – Николай Рыбников.
2. «В глазах этой русской богини можно утонуть»: Татьяна Самойлова
Международный приз от жюри XI Каннского фестиваля «Апельсиновое дерево» у Татьяны Евгеньевны получился весьма интересным: ее премия называлась «Самой скромной и очаровательной актрисе».
Ее премировали в 1957 г. за главную роль в фильме СССР «Летят журавли». Кстати, сама картина завоевала «Золотую пальмовую ветвь». А дальше… дальше была слава…
В честь нее в Париже назвали алею роз. А в Каннах на легендарной набережной звезд увековечили отпечаток ее ладони.
Один из самых неординарных и популярных художников XX в. Пабло Пикассо, посетивший тот фестиваль, был очарован картиной Михаила Калатозова и рассказывал, что ранее не видел ничего подобного. Особенно трепетно он отнесся к исполнительнице главной роли, с пылкостью испанца высказывая: «В глазах этой русской богини можно утонуть».
Самойлову также приглашали в Голливуд – воплотиться в Анну Каренину. Причем в паре с ней должен был играть человек, который на вопрос: «Как поживает Париж?» отвечал: «Париж – это я!» Речь о знаменитом Жераре Филипе, которого утвердили на роль Алексея Вронского.
Но все предложения отклонялись, как и в случае с Ларионовой. В дальнейшем наша актриса признавалась: «Заведующий отделом внешних связей Госкино товарищ Давыдов всё решил за меня. Приводил иностранным продюсерам какие-то нелепые доводы…»
Впрочем, в три европейских фильма она все-таки попала, но уже в почтенном возрасте.
Кстати, ее мужем, хоть и ненадолго, стал один из самых красивых актеров СССР – Василий Лановой.
3. «Первая половина твоей жизни будет прекрасной.., вторая – черной, ты будешь расплачиваться за полученное счастье»: Наталия Кустинская
Так предрекла Наталии Николаевне цыганка, которая случайно подошла к ней на улице в Болгарии. Сама актриса признавалась, что ее предсказание сбылось.
Начало, действительно, было прекрасным. В 1960-х гг. Кустинская сыграла в «Хождении по мукам», «Вечном зове» и некоторых других фильмах, ставших популярными в СССР. Роли у нее были не самыми главными, но не заметить такую прелестницу было невозможно.
Журнал «Кандид» в столице красоты – Париже – включил ее в список 10 самых красивых актрис мирового кино. И это было серьезным признанием. Кинокритики же разных изданий называли ее советской Бриджит Бардо.
Ну, а во второй половине жизни удача стала уходить всё дальше. Роли в кино появлялись, но не такие значимые.
Мужчины в ее жизни тоже были. Только в загс актриса сходила шесть раз, причем финальным стал брак, заключенный ею в 72 года.
Интересно, что с первым супругом – известным режиссером Юрием Чулюкиным – она развелась от обиды. Тот пригласил ее на главную роль (Тоси Кислицыной) в комедию «Девчата», уже начал съемки с нею, но затем утвердили Надежду Румянцеву, а жене Юрий Степанович предложил воплотиться в Анфису. Хоть по сценарию это была красотка, но Кустинская отказалась, сочтя фигуру Анфисы мелковатой.
4. «У нее лицо ангела»: Жанна Прохоренко
Жанна Трофимовна взлетела с первой же роли. В 1959 г. Жаннета, как называли ее от рождения, сыграла в «Балладе о солдате» девушку Шуру, которая ехала к жениху-летчику.
Этой картине вручили специальный приз жюри в Каннах и два приза в Сан-Франциско. Актриса приезжала на оба фестиваля, где была отмечена публикой.
До сих пор кинокритики нет-нет, да отзываются о ней восторженно. Так, ресурс «Айронхорз_ив», оценивая названное кино Григория Чухрая, указывал, что между актерами Владимиром Ивашовым и Жанной Прохоренко в кадре «видна химия». Ну, а конкретно Прохоренко заслужила у этого критика и вообще поэтическую оценку: «Жанна просто потрясающая. У нее лицо ангела. А в ее характере так много глубины».
Кстати, у актрисы были супруг – кинорежиссер Евгений Васильев, а затем фактический муж – сценарист Артур Макаров, известный по сценариям к «Новым приключениям неуловимых», «Колье Шарлотты» и т. д.
5. «…вам непременно вручили бы приз за лучшую женскую роль, за красоту»: Нонна Терентьева
Это ее иностранные журналы именовали русской Мэрилин Монро и Гретой Гарбо – после появления в роли подруги заглавного героя в советской фантастике «Крах инженера Гарина».
Впервые очутившись в другой стране, она сразу попала в центр внимания. На Каннском фестивале картина Иосифа Хейфица «В городе С.» проходила вне конкурса. Нонна Николаевна играла там одну из главных ролей.
Как начинающую звезду ее представили уже состоявшимся мировым светилам Иву Монтану и Симоне Синьоре. При этом последняя воскликнула: «Если бы ваша картина попала на конкурс, вам непременно вручили бы приз за лучшую женскую роль, за красоту».
Советской актрисе с не совсем советским лицом неоднократно высылали предложения сыграть в зарубежных фильмах. Как водится, все послания отклоняли чиновники со ссылкой на большую занятость Терентьевой на наших родных съемочных площадках.
В принципе, актриса после кино Хейфица на экранах появлялась – то в «Талантах и поклонниках», то в «Транссибирском экспрессе», но роли были, скажем так, не слишком глобальными.
Впрочем, поклонников таланта и красоты Терентьевой хватало всегда. Недаром в 1967 г. ее портрет жюри отметило как самый лучший на фотовыставке ЮНЕСКО в Париже.
В дальнейшем этот кадр много раз публиковали зарубежные газеты и журналы, даже издание Минобороны США. Из-за этого на нашу красотку посыпались письма восхищенных поклонников из-за границы, в том числе солдат из Штатов.
Чего там только ни писали! Частенько вот прямо так, «без объявления», Нонне предлагали руку и сердце. А один летчик признавался, что он повесил ее снимок на стене в казарме, и все летчики единогласно назвали ее самой красивой женщиной в мире.
Сама же актриса замужем была лишь один раз – за инженером Борисом Терентьевым. Родившаяся в этой семье дочь Ксения, когда выросла, стала дизайнером одежды и супругой популярного российского актера Владимира Машкова.
6. «Королева красоты российского кино»: Любовь Полищук
Из всех названных в этом списке актрис Любовь Григорьевна имела, пожалуй, наиболее необычную манеру игры. Как говорила она сама, ей приходилось ломать сложившиеся штампы и стереотипы. И это не прошло незамеченным.
В том числе публика отмечала ее яркую внешность. Так, звезда Голливуда Роберт Де Ниро, столкнувшись с нашей актрисой на Московском фестивале в 1987 г., назвал ее королевой красоты российского кино.
Сама же Полищук, хоть и играла весьма раскрепощенных героинь в кино, в жизни была немного иной. Так, она лишь дважды состояла в браке – с омским актером Валерием Макаровым, а затем с художником Сергеем Цигалем.
_________
Интересно, что далеко не всегда эталоны красоты в понимании зарубежной публики совпадают с нашими отечественными. Как говорится, «на вкус и цвет товарищей нет» и «спорить о вкусах – моветон». Однако мы здесь назвали примеры, когда актрис признавали самыми красивыми не отдельные люди, но многие, в том числе звезды мирового кино, кинокритики и др.