Как воевала первая в мире женщина – командир тяжелого танка ИС-2, заслужившая 2 ордена Отечественной войны

На второй день войны писатель Михаил Шолохов передал, присужденную ему Сталинскую премию (100 тыс. руб.), в Фонд обороны. Так было положено начало всенародному движению по сбору средств для РККА в годы ВОВ. Это был единый порыв. Деньги сдавали даже дети младшего школьного возраста. Пусть немного: 10-50 руб., но от каждого по возможности.

Например, крестьянин Головатый с мешком купюр пришел на прием к директору авиазавода и попросил построить на них самолет. Средств хватило на истребитель Як-1 (100 000 руб.). Больше всех денег внес казах Кулаш Баймагаметов – 325 000, на втором месте азербайджанец Сулейман Амир Кара-оглы – 250 000 руб. Оба колхозники.

Вносили средства рабочие и интеллигенция. Жители Москвы собрали в годы ВОВ 2.6 млрд. рублей. Поэт Твардовский внес 50 000, знаменитый Вольф Мессинг приобрел Як-7. Всего же за годы войны советский народ собрал для нужд фронта 17 млрд., а также 130 кг золота, 13 кг платины, почти 10 тонн серебра на сумму 1.8 млрд. руб. На эти деньги построили 2.5 тыс. самолетов, 30.5 тыс. танков (29% всех произведенных танков).

Все, кто отдавал последнее, чтобы приблизить победу, достойны уважения. Но особого почтения заслуживают те, кто вносил огромные средства на постройку танков и самолетов, а потом сам же на них воевал. Таких случаев немного, но они есть. К примеру, супруги Бойко внесли 50 тыс. на создание танка ИС-2, а после ввода машины в эксплуатацию громили на ней фашистов. Причем данный случай уникален вдвойне, ведь женщин-танкистов на фронте были считанные единицы.

Предыстория.

Саша Моришева впервые увидела свет в апреле 1918 г. в городе Белибей. В 1938 г. окончила техникум в Киеве, а в 1940 г. отчаянная девчонка махнула за большими деньгами в Магадан. Там она устроилась работать контролером в трест «Колымснаб» и удачно вышла замуж за шофера-стахановца Ивана Бойко. Глава семейства возил грузы и оборудование для заводов и рудников по всей Колыме. Много зарабатывал, а главное, был душевным человеком. В конце 1942 г. его, как лучшего водителя треста, включили в состав делегации, сопровождавшую эшелон с подарками для фронта.


Легендарные супруги Бойко.

Поездка потрясла Ивана. Он увидел разрушенные города и сожженные деревни. Узнал, как трудно приходится красноармейцам на передовой. Дома он поделился своими переживаниями с женой. И тогда они решили помочь стране и перечислили все свои накопления – 50 тыс. целковых на постройку танка. Одновременно написали письмо Сталину и попросили, чтобы им позволили воевать на своем Т-34 или КВ-1. Вскоре в газете «Советская Колыма» письмо опубликовали и приложили ответ:

«Благодарю вас, Иван Фёдорович и Александра Леонтьевна, за заботу о Красной Армии. Ваше желание будет исполнено. Примите мой привет, И. Сталин».
«Советская Колыма», 10.02.1943 г.

Боевая машина «Колыма»

В марте Саша и Иван стали курсантами танкового училища в Челябинске и окончили его по ускоренной программе. В ноябре 43-го получили погоны младших лейтенантов и пополнили офицерский резерв. Бойко пришлось писать, требовать, чтобы их отправили на фронт. Однако просьбы возымели действие лишь в июне 44-го. Именно тогда настырные добровольцы попали в 48 танковый полк, где им выделили именной танк ИС-2. Его борт украшала надпись «Колыма».


Генерал А. И. Казаков напутствует семейную чету танкистов.

Александре доверили командование экипажем, а ее муж стал механиком-водителем. В конце июля, в первом бою близ села Малиновка (восток Латвии) экипаж «Колымы» уничтожил немецкий «Тигр» и 2 орудия врага. В дальнейшем полк обошел Даугавпилс, перекрыл шоссе и подступил к окраинам Риги. Немцы большими силами контратаковали, а советские тяжелые танки встретили бронетехнику противника огнем из засад. ИС-2 супругов Бойко подбил вражескую самоходку. Всего же к 6 августа экипаж «Колымы» ликвидировал 5 фашистских танков, 2 орудия и 50 гитлеровцев.

Александру наградили орденом Отечественной войны I ст., Ивана орденом Красного Знамени. В сентябре отважную танкистку командировали в Москву. Там она выступила на IV Антифашистском митинге, а ее фотографию поместили на обложку популярного журнала «Огонек». Осенью «Колыму» подбили, машину отправили в ремонт, а после него в другую часть. Однако супруги Бойко выжили и после лечения в госпитале вернулись в свой полк. С ним они прошли Польшу, Чехословакию и встретили победу в городе Прага.

Возвращение домой.

Возвращение героев домой получилось триумфальным. Ивана сразу же назначили заместителем директора автобазы, а Александре удалось сделать еще более успешную карьеру. В итоге она стала директором хлебозавода и два раза избиралась депутатом в горсовет Магадана. Казалось, живи и радуйся, но супруги не прошли финальное испытание медными трубами. Многие уверены, что власть и благополучие портят человека. Через 8 лет после войны они развелись, а Александра уехала жить на Кубань в город Апшеронск.

6 апреля 1985 года, уже при М. С. Горбачеве, первую в мире женщину – командира тяжелого танка наградили орденом Отечественной войны II степени. Оказалось, что во время ВОВ бюрократы что-то там не учли, но награда все-таки нашла свою героиню. В 1991 г. Александру и Ивана избрали почетными гражданами Магадана. В 1996 г. Александра Леонтьевна ушла из жизни, а её бывший супруг на год раньше.