Как спустя 5 лет после триумфа «Москва слезам не верит» этот успех пытался повторить другой советский фильм?

Фильм Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» имел в СССР феноменальный успех. Его посмотрело около 90 миллионов советских зрителей. По популярности он занимает второе место в рейтинге всех советских фильмов после «Пиратов XX века».

И самое главное — фильм получил «Оскар», что стало большой редкостью в истории отечественного кино.

Помимо прочих достоинств, «Москва слезам не верит» имеет один неоспоримый козырь. Козырь, который вот уже десятки лет вызывает жаркие споры — так хороший он все-таки или плохой? Образцовый или не без недостатков?

Догадались?

Конечно, это Гоша, он же Гога, он же Жора.

Ролью слесаря с «золотыми руками» в нечищеных ботинках Алексей Баталов обманул миллионы советских женщин. После выхода фильма они садились в пригородные электрички с одной надеждой: встретить вот такого слесаря Гошу.

Гоша в исполнении Баталова — не просто киногерой. Это абсолютно новый тип киногероя на экране — рабочий интеллигент, сумевший покорить не одно поколение зрительниц разных вкусов и профессий.

Алексей Баталов соединил в Гоше несовместимое. Бытует мнение, что настолько большую популярность фильм получил, в первую очередь, благодаря его блестящей актерской работе.

Можем повторить?..

Вероятно, такого же мнения придерживался и режиссер Игорь Таланкин, снявший мелодраму «Время отдыха с субботы до понедельника» спустя 5 лет после культовой «Москвы».

В главных ролях: Алла Демидова, Владислав Стржельчик и Алексей Баталов.

Кино получилось хорошее — глубокое, тонкое. В каком-то смысле, это фильм с претензией на притчу. Тем не менее, в нем есть немало моментов, которые перенесут нас в ту самую «Москву», которая «видала всякое» и «верила любви».

Надо понимать — Баталов в это время получил мировую известность. Его участие в съемках = гарантированный успех фильма.

Но создателям, видимо, показалось мало просто его появления в роли еще одного долгожданного мужчины мечты. И они решили недвусмысленно сыграть на чувствах зрителей, которые уже испытали похожие во время просмотра «Москва слезам не верит».

Не верите? Давайте проверим!

В центре повествования фильма «Время отдыха с субботы до понедельника» — пара немолодых супругов, которые отправились в тур выходного дня на круизном теплоходе. Супружескую пару воплотили Алла Демидова и Владислав Стржельчик.

Но за внешним благополучием этих людей скрыта глубокая драма главной героини. Муж — заботливый и обаятельный, но не тот это человек… Не тот.

Что-то определенно напоминает…

Во время экскурсии супруги ссорятся. Героиня на попутной лодке решает вернуться на теплоход одна. И неожиданно в лодочнике в нечищеных ботинках она узнает друга юности Павла, которого когда-то любила, ждала встречи, а потом считала погибшим на войне…

Герой Баталова появляется в кадре так же неожиданно и эффектно, как и Гоша в московской электричке.

Одного его взгляда достаточно, чтобы понять — он тот, кого эта женщина любила и будет любить всю жизнь.

Этот эпизод — ключевой момент фильма. Случайная встреча с любимым, некогда пропавшим без вести на фронте, а ныне инвалидом, заставляет героиню заново пережить боль утраты и признаться:

Эти слова невозможно не заметить или пропустить, потому что они — именно то, ради чего был весь сюжет.

Случайно ли режиссер фильма «Время отдыха с субботы до понедельника» адресует следующему герою Алексея Баталова ту же фразу почти дословно?

Риторический вопрос.

Прибавьте к этому близкие по силе характеры и даже уловимое внешнее сходство главных героинь двух фильмов, яркое появление героев Баталова «под занавес» сюжетов и непоколебимое «Мужик всегда прав», даже если от этой «правды» никому лучше не становится.

Не будем спойлерить, чем закончился фильм «Время отдыха с субботы до понедельника». Думается, многие захотят его посмотреть, потому что фильм прошел в свое время довольно тихо, несмотря на очевидные режиссерские хитрости.

Но даже при этом он получился другим, не точной копией «Москвы». Впрочем, до триумфа «Москвы» ему тоже оказалось далеко.

Load More Related Articles