Поэтому их приглашали не только на концерты по ТВ и на гастроли «по городам и весям», но и в кино. Давайте рассмотрим несколько примеров, как советские звезды эстрады снимались в фильмах.
Многие из них появлялись в кино и в постсоветское, и в наше время. Но мы тут назовем конкретно период до 1991 г. – так сказать, «начало начал… в жизни моей надежный причал», а также «ты помнишь, как всё начиналось? Всё было впервые и вновь»… ну, и всё в таком роде… 🙂
1. Эдита Пьеха: «– А что за женщина сидит у тебя на диване?
– Да это не женщина!.. это Эдита Пьеха!»
Эдита Станиславовна в советское время успела появиться в 4 картинах.
Ее кино-дебют состоялся в кино СССР о разведчиках «Судьба резидента» 1970 г. от режиссера Вениамина Дормана. Там она играла прелестную, но коварную западную разведчицу Жозефину Клер. Дело осложнялось тем, что вся роль шла… на французском языке.
Ее героиня была весьма ловкой интриганкой. Она сумела окрутить советского ученого как маленького мальчика. А ученый был не углубленным в себя и далеким от реальной жизни, но отличным профессионалом, свободно разговаривавшим на французском (собственно, потому его и отправили на международную конференцию).
Клер даром что выглядела прелестной и невинной («вы – лучшее, что я узнал об этой стране», – признался ей наш товарищ), но закрутила ученого так, что он не заметил, как оказался в ее квартире, а потом в полиции… за что его потом шантажировали. Интриганка была супер-профи!
В дальнейшем Пьеха появлялась на экранах СССР:
как еще одна профи высокого полета – в советском фильме «Бриллианты для диктатуры пролетариата» 1975 г. от Григория Кроманова;
в роли самой себя в «Неисправимом лгуне» 1973 г. от Виллена Азарова;
также как камео в «Стажере» 1976 г. от Дамира Вятича-Бережных.
Кстати, в роли «лгуна» выступал Георгий Вицин, которому сама певица по сценарию… зашивала брюки. Мол, вот такая совестливая попалась звезда: сначала наехала на человека на машине – а потом помогла ему прийти в себя. В разных смыслах.
2. Надежда Бабкина: «Ничего себе хобби у советника по культуре»
Надежда Георгиевна в кино СССР появлялась дважды. И оба раза – как камео:
в 1984 г. – в фильме Владимира Фокина «ТАСС уполномочен заявить…»;
в 1988 г. – в картине Олега Николаевского «За кем замужем певица?»
Оба этих раза она в кадре выступала как исполнительница народных песен.
Так, в кино Фокина она пела вместе с группой якобы на концерте в посольстве вымышленной африканской страны. И это было весьма показательно: Советский Союз частенько помогал странам третьего мира не только финансово и материально, но и культурно, в том числе организуя там гастроли звезд СССР.
3. Вахтанг Кикабидзе: «Знаешь, что мне сказали? «Такие пилоты, как вы, на улице не валяются!»»
А вот Вахтанг Константинович в фильме «ТАСС уполномочен заявить…» сыграл одну из главных ролей. И настолько убедительно, что его героя-злодея многие зрители просто возненавидели. Настоящий талант!
Одной из наиболее ярких сцен в этой картине стала ссора его героя – сотрудника ЦРУ Джона Глэбба с сотрудником КГБ СССР Виталием Славиным в исполнении Юрия Соломина. Цэрэушник был уверен, что кагэбэшник в его руках, но… оказалось, тот его самого поймал на афере, с которой от международного суда не открутишься.
В целом же Кикабидзе, пожалуй, наиболее часто из всех мужчин – звезд эстрады СССР появлялся в советских фильмах. Настолько, что сложно сказать, кем он был в большей степени: актером или певцом. До 1990-х гг. он принял участие в более чем 20 кино!
И одним из наиболее любимых для публики его образом стал летчик Валико Мизандари в советской комедии Георгия Данелии «Мимино» 1977 г. Интересно, что сценарий с самого начала писался именно «под него», другие кандидатуры на данную роль просто не рассматривались.
При этом много сцен было отснято в естественной для Валико среде – в горах. Порой доходило до риска. Например, снимали камерой, которую подвесили между шасси вертолета. Как операторы, так и Кикабидзе с остальными актерами честно выкладывались по максимуму.
Любопытно, что фильм дважды оказывался под угрозой срыва, причем по курьезным причинам – при съемках сцен:
в горах. Местные, узнав о приезде Кикабидзе, стали ежедневно приезжать, чтоб накрыть для него, как сказали бы сегодня, «поляну». Актера и его коллег угощали самым вкусным и самобытным, включая легендарную чaчy.
Вахтангу было неловко отказывать. Ведь люди с таким трудом добирались сюда специально ради него, бросив домашние дела.
Однако пиршества затянулись, и он начал понемногу избегать таких встреч. Тогда местные стали обижаться. Пришлось придумать, будто артист заболел, причем чем-то настолько «не самым приличным», что мешать «это» с градусными напитками было якобы категорически нельзя.
Как рассказывал впоследствии режиссер, «молва о настоящей мyжcкoй бoлeзни Бyбы распространилась по горам»;
в ресторане. Ожидая, пока до них «дойдет» камера, участники засиделись за столиками в настоящем ресторане в гостинице «Россия». И тут Фрунзика Мкртчана увидели армяне, отмечавшие там какое-то событие. Они пригласили его, Кикабидзе и других актеров выпить вместе…
В результате к съемкам все дошли настолько подготовленными, что танцорша в кадре сплясала с особой убедительностью, Мкртчан же сел на почти настоящий шпагат, а эпизод, как его герой поднимал платок с пола зубами, Фрунзик и вообще придумал по ходу дела.
Вот вам и «в красной рубашке – это профессор Хачикян».
4. Лев Лещенко: «Тебя я услышу за тысячу верст»
Лев Валерьянович в советское время успел появиться в 6 фильмах. И везде он в кадре был узнаваем публикой.
Если в некоторых сюжетах он играл эпизоды, а также камео в небольших сценках, то в картине «Ищу зарю» 1975 г. ему досталась главная роль. Впрочем, увы, этот фильм знаменитым не стал.
Кстати, в советской комедии Валерия Харченко и Юрия Клебанова «Бабушки надвое сказали…» 1979 г., помимо Лещенко, появлялись Алла Пугачева, Михаил Боярский, Валентина Пономарева и др.
5. София Ротару: «Ну, а ты была вся лучу под стать»
София Михайловна может быть названа лидером в кино среди советских певиц – женщин: на ее счету – более 30 героинь. Причем это не только камео и эпизоды, но и художественные персонажи. А в 3 картинах она даже сыграла главные роли:
Оксана в картине Романа Алексеева «Червона рута» 1971 г. Сюжет там был самый простой: карпатская девушка и молодой шахтер познакомились в поезде и заинтересовались друг другом…
Разумеется, в фильме было спето множество песен, из-за которых во многом его и снимали.
Любопытно, что наша певица в то время была еще не слишком известна, за ее плечами была работа учительницей музыкального училища;
Марчела Базатин – опять-таки преподаватель музыки в фильме Валериу Гажиу «Где ты, любовь?» 1980 г. Во многом певица сыграла саму себя, фильм стал наполовину документальным.
Конечно же, тут вновь звучало много песен Ротару, например «Барабан был плох»;
певица Виктория Свободина в картине Александра Стефановича «Душа» 1981 г. Кстати, тут также сыграли Михаил Боярский, Александр Зацепин, участники группы «Машина времени», включая ее известного солиста.
6. Алла Пугачева: «Дай счастья мне, той женщине, которая поет»
Алла Борисовна в советское время сыграла в 7 фильмах. Самыми известными в ее кино-арсенале стали:
роль Анны Стрельцовой в картине Александра Орлова «Женщина, которая поет» 1978 г. Здесь рассказывалось о судьбе звезды – о проблемах, встречавшихся на ее пути, об удачах и достижениях… В финале героиня становилась мега-популярной, не имеющей конкурентов, но тотально одинокой.
Во время съемок наша знаменитость нередко устраивала конфликты.
Так, она буквально выжила Александра Зацепина, найдя на замену ему молодого поэта и композитора Бориса Горбоноса (о том, кто это был на самом деле, до сих пор ходят самые разные догадки…).
Она умудрилась повздорить с директором «Мосфильма», резко сказав ему, что будет сниматься так, как считает правильным она сама, а не кто-то «сверху». И на студии даже начали подыскивать ей замену.
Нашли, было, Людмилу Гурченко – как женщину посговорчивей, но та отказалась, мотивировав тем, что сама она значительно старше героини.
Затем предлагали на роль Софию Ротару, Эдиту Пьеху, Валентину Игнатьеву (солистку оркестра Леонида Утесова и ВИА «Веселые ребята»). И с Валентиной даже успели снять пробы, которые понравились комиссии.
Когда наша прима услышала об этом, она решительно потребовала, чтоб ее тоже сняли в пробах. Что было дальше – остается лишь догадываться. То ли Пугачева на самом деле больше понравилась комиссии, то ли в дело вступили некие силы, продвинувшие на роль Аллу Борисовну.
Как бы то ни было, именно ее утвердили на главную роль в «Женщину…», а Игнатьеву, отсмотрев снятое, пригласили сниматься в советско-швейцарскую драму Владимира Павловича «Бархатный сезон» 1978 г.
Пугачева не только влияла на изменение сценария, но и сама написала текст главной песни, от названия которой, между прочим, пошло и окончательное название фильма, который изначально именовался как «Третья любовь»;
роль себя-любимой в кино Наума Ардашникова «Пришла и говорю» 1985 г. По большому счету этот сюжет стал еще большей ее само-рекламой, чем предыдущая картина. Фильм включал много эстрадных песен Пугачевой, много рассказывал о ее жизни…
Уже само название картины звучало весьма уверенно, как бы законодательно. Этак в духе Глеба Жеглова: «Я (!!) сказал».
И все же это кино было признано одним из худших в прокате СССР в 1985 г. (140-е место из 141).