Фильм «Школьный вальс», вышедший на экраны в 1978 году, произвёл фурор. Впервые столь открыто советскому зрителю рассказали о том, о чем до этого только шептались по углам да обсуждали в кабинетах завучей при закрытых дверях — оказывается, у школьников любовь может быть вполне взрослой, с «этим самым». И даже — о, ужас! — случается так, что девочки-старшеклассницы беременеют.
Тема подростковых беременностей была в то время закрытой. Хотя скандалы в школах нет-нет да и случались. Обычно всё проходило по-тихому: «провинившуюся» девочку отчисляли из школы. Когда я училась в 9 классе, у нас в школе в один год забеременели сразу две девочки, обе учились в 9 классе. Только одна попала на сохранение, а из больницы сообщили в школу, и её тут же отчислили, а вторая сумела сохранить своё положение в тайне. О том, что она была беременна, стало известно только после выпускного. Мама через знакомого врача сделала ей справку по несуществующей болезни, и от физкультуры её освободили.
Анна Родионова написала сценарий к фильму, опираясь на реальную историю о школьном любовном треугольнике. Павел Любимов, режиссёр, потом говорил, что история зацепила его с первых строк. Анна Родионова сыграла в фильме эпизодическую роль учительницы физики.
Начальные титры фильма идут под песню «Любовь как роза красная цветет в моём саду» на стихи шотландского поэта Роберта Бёрнса. Песни на его стихи звучат в фильмах «Здравствуйте, я ваша тётя!» («Любовь и бедность») и «Служебный роман» («Моей душе покоя нет»).
Партнёр Елены Цыплаковой Сергей Насибов не имел опыта съемок в кино. Елене пришлось многому учить его, в том числе и кинематографическому поцелую.
Съёмки фильма длились полгода Всё это время Елена Цыплакова жила в квартире Анны Родионовой. Как рассказывала Анна, один раз Елена не пришла ночевать, и в эту ночь на место, где стояла её раскладушка, упала тяжеленная настольная лампа.
Из фильма была вырезана сцена, в которой старшеклассники играли в «бутылочку» — принимающая комиссия была возмущена аморальным поведением советских комсомольцев и приказала эпизод вырезать.
Так же была вырезана сцена, в которой героиня Елены Фетисенко привозит Зосю в роддом.
Для съемок сцены, когда нетрезвый Гоша приходит домой, а Дина устраивает скандал, была куплена бутылка шампанского, ведь дело происходит под Новый год. Однако Сергей Насибов перед съемками предложил Евгение Симоновой тайком пропустить по бокальчику. Симонова согласилась, и… они не заметили, как бутылка опустела. Зато сцена получилась довольно экспрессивная.
Эпизод, в котором друзья и родители навещают Зосю в роддоме, снимали в настоящем роддоме на Крестьянской заставе. В заведение пустили только Цыплакову, режиссёра и двух операторов. Если с Цыплаковой вопросов не возникло, то мужикам пришлось маскироваться. Им выдали косынки и халаты, оборудование замотали в пелёнки. А теперь взгляните на фотографию и ответьте на вопрос: как долго им удалось оставаться «засекреченными»?
Елена Цыплакова едва не стала актрисой одной роли — после выхода «Школьного вальса» режиссёров как прорвало — все сразу захотели снимать фильмы про беременных школьниц и играть их непременно должна была Цыплакова. Начинающей актрисе стоило большого мужества отвергнуть эти предложения, иначе она могла «застрять в образе».
Сергей Насибов удивительным образом повторил судьбу своего героя. По окончании съемок ему пришлось жениться на Екатерине Дуровой, сыгравшей в фильме медсестру, потому что та забеременела. Родилась дочь, но через три года брака Сергей оставил Екатерину, потому что у него начался роман с Натальей Гундаревой, которая была на 10 лет его старше. К счастью, Екатерине и Сергею удалось сохранить дружеские отношения.
После окончания съемок Елену Цыплакову и Сергея Насибова отчислили из ГИТИСа за нарушение правила, запрещающего студентам сниматься в кино. Это было несправедливо, потому что всех одноклассников Зоси играли её однокурсники, но их не отчислили. Из-за этого Елена долгое время не общалась с однокурсниками — обиделась на них за то, что они не защитили её. Но с годами обида прошла. К тому же без профессионального образования Цыплакова и Насибов не остались — их сразу позвала к себе ВГИК Татьяна Лиознова.
Успех фильма был ошеломительным, несмотря на то, что редакции газет и журналов были завалены письмами возмущенных родителей и педагогов, обвинявших создателей фильма в аморальности и разложении молодёжи. Матери и учителя всерьез опасались, что все старшеклассницы сейчас побегут рожать. История получилась гораздо глубже, чем борьба двух девочек за мальчика. И некоторое время спустя Анна Родионова начала писать сценарий для фильма-продолжения. Однако Елена Цыплакова наотрез отказалась сниматься в этом проекте, считая, что история рассказана. И вторую часть так и не сняли. И это к лучшему.