Кинолента «Экипаж» (1979) стала первым крупномасштабным фильмом-катастрофой в СССР. Зрители собирались толпами возле кинотеатров, чтобы попасть на сеанс. Да и я, когда впервые посмотрел этот фильм, был в диком восторге от увиденного, ведь до этого момента в советском кинематографе не было ничего подобного.
Поэтому сегодня я хотел бы рассказать вам о том, как снимали фильм «Экипаж», а также показать вам интересные кадры со съемок этой культовой ленты.
1. Режиссер Александр Митта уже давно наблюдал за голливудскими фильмами, и заметил, что особой популярностью там пользуются фильмы-катастрофы. В Советском Союзе подобного рода зрелищных фильмов никогда не было, поэтому он решился на большой эксперимент, а именно снять свой зрелищный фильм-катастрофу.
К написанию сценария для фильма он привлек двух драматургов — Юлия Дунского и Валерия Фрида. Втроем они сели за написание сценария к фильму, который они решили назвать «Запас прочности».
2. Когда сценарий был готов, Александр Митта принес его на одобрение министру гражданской авиации Борису Гугаеву, который когда-то был личным пилотом, тот резко заявил, что фильм по данному сценарию снят не будет. А все дело в том, что репутация советской авиации и так сильно пошатнулась в последнее время, так еще и киношники хотят снять фильм-катастрофу.
Но Митта решил пойти на небольшую хитрость. Чтобы хоть как-то все это сгладить, он предложил перенести место действия катастрофы в другую страну и город (так был придуман город Бидри), дав понять, что катастрофа случилась не из-за самолетов. Более того, сотрудники аэрофлота были показаны в фильме с героической стороны, что должно было поднять престиж советской авиации. Этот поворот министру понравился, и он дал добро на съемки, а также пообещал помогать всем чем может во время съемок.
3. На главную роль капитана Александр Митта хотел взять актера Алексея Петренко, но тот отказался, так как не хотел сниматься в самолете. Тогда режиссер предложил эту роль Георгию Жженову, на что тот охотно согласился.
4. В роли бортинженера Игоря Скворцова Митта хотел видеть Олега Даля. Более того, актер согласился на эту роль и уже даже приступил к съемочному процессу. Но спустя пару недель после начала съемок Даль Сильно заболел, из-за чего ему пришлось отказаться от дальнейших съемок.
Эта новость ошарашила режиссера, ведь съемки уже шли полным ходом, а один из ведущих актеров просто выбыл из съемочного процесса. Нужно было в кратчайшие сроки найти нового актера на роль Скворцова, и тут Митта вспомнил про Леонида Филатова, который также приходил на пробы. Он позвонил актеру и попросил его прийти на съемочную площадку.
Леонид Филатов обрадовался этой новости, но все же решил позвонить Олегу Далю, чтобы спросить у него, действительно ли он ушел по каким-то своим причинам, или за этим стоят какие-то интриги. И когда Даль подтвердил, что он сам покинул съемочную площадку, Леонид Филатов отправился на съемки.
Удивительно, что Леонид Филатов, который часто играл дамских угодников, в жизни был довольно скромным человеком, и ни в чем подобном замечен никогда не был.
5. Изначально в роли второго пилота Валентина Ненарокова Александр Митта хотел видеть Николая Караченцова, но тот сказал, что слишком занят и сможет сниматься не более 1 дня в неделю. Такой график не устроил режиссера, поэтому он решил позвать на эту роль Анатолия Васильева.
По словам Анатолия Васильева, ему гораздо лучше дался образ Валентина из второй части (во время катастрофы), нежели отыгрывание бытовой жизни на земле.
6. В роли Тамары Митта видел Елену Проклову, тем более, что она уже запомнилась зрителям в роли стюардессы по фильму «Мимино». Но сама актриса отказалась от этой роли. По одной из версий она была сильно занята в театре, а по другой — не хотела сниматься в откровенной сцене.
Тогда Митта стал подыскивать других актрис на эту роль. Но в один прекрасный момент он наткнулся на плачущую в коридоре девушку (Александру Яковлеву), которая посетовала на то, что ее не взяли на роль дочери Бузыкиных для фильма «Осенний марафон». Тогда режиссер решил ее успокоить и предложил ей попробоваться на роль в своем фильме. В итоге именно Александра Яковлева и получила роль Тамары.
Кстати, именно Александра Яковлева придумала название «Экипаж». Дело в том, что ранее утвержденное название «Запас прочности» не понравилось прокатчикам, так как по их мнению никто бы не пошел на фильм с таким названием. Тогда Александр Митта предложил каждому из членов съемочной группы предложить свое название. И в итоге больше всего ему понравилось именно название «Экипаж», которое предложила Яковлева.
7. На роль жены второго пилота Ненарокова режиссер взял актрису Ирину Акулову. Актриса согласилась сыграть роль скандальной жены пилота, но проблема заключалась в том, что сниматься она могла в основном поздним вечером и ночью. В общем, бедной Акуловой пришлось несладко, так как времени на сон у нее практически не оставалось.
8. Квартира в которой проживает семья Андрея Тимченко, в действительности принадлежала самому актеру Георгию Жженову. Однажды режиссер пришел в гости к актеру, и его буквально сразил прекрасный вид из окна его дома. Тогда он попросил актера задействовать его квартиру в качестве жилища семьи главного героя, на что Жженов согласился.
Кстати, в одной из сцен на стене можно обнаружить фотографию родной дочери Георгия Жженова.
9. Во время съемки сцены, когда на Валентина надели кучу одежды для вылазки за борт, Анатолию Васильеву было настолько жарко, что он чуть было не схватил тепловой удар. Плюс ко всему, для того, чтобы показать сильный ветер во время вылазки за борт, актера сильно обдували из тепловой пушки.
10. Женщину, которая пожертвовала своим комбинезоном, сыграла Анна Варпаховская. Во время съемок данной сцены произошел один интересный случай. Когда актриса снимала комбинезон, она вдруг впала в ступор, из-за чего запорола дубль. Когда режиссер крикнул «В чем дело?!», она сказала, что испугалась того, что на ее колготках могли образоваться стрелки, и что всё это попадет в кадр.
11. Отдельного упоминания заслуживает та самая откровенная сцена, которую обсуждал почти каждый после просмотра фильма. Режиссер специально не проводил никаких репетиций, чтобы актеры смущались, повторяя эту сцену раз за разом.
Но самое интересное, что Александру Яковлеву вообще ничего не смущало. Она запросто разделась для этой сцены. И самое смешное, что увидев обнаженную актрису, осветитель фильма даже упал с лесов.
А вот Леонид Филатов жутко стеснялся. Он наотрез отказался снимать штаны, да и сказал, что будет находиться исключительно под одеялом.
Правда, цензоры не разрешили пускать такую сцену в фильм, и велели полностью ее удалить. Режиссеру кое-как удалось отстоять свою сцену, правда, ее пришлось сильно порезать, чтобы она была допущена.
12. География съемок получилась весьма обширной, ведь фильм снимали в Москве, Ярославле, Ялте и даже в нескольких европейских городах. Митта даже планировал слетать в Уганду, чтобы отснять там некоторые сцены, но в итоге от этой затеи отказались из-за того, что на тот момент страной управлял диктатор Иди Амин.
13. Использовать действующие самолеты никто бы не позволил, поэтому с разрешения министра гражданской авиации киношникам для съемок предоставили самолет ТУ-114, который был списан и спокойно располагался на кладбище самолетов.
Но так как самолет был не на ходу, перетащить его куда-либо было нереально, пришлось отстраивать декорации аэропорта прямо вокруг него. Но была еще одна проблема. Из-за подготовки к Олимпийским играм, большинство специалистов были задействованы на олимпийских объектах, поэтому строительство декораций к фильму затянулось надолго. Чтобы хоть как-то ускорить этот процесс, на съемочную площадку подогнали хулиганов, пьяниц и тунеядцев, которые на тот момент отбывали свои сроки в 15 суток.
Но киношники все равно не смогли уложиться в сроки, поэтому Митте пришлось придумать новый план. Он решил поджечь недостроенную декорацию (ведь в огне не будет видно, достроен ли был аэровокзал или нет), а уже потом было решено взорвать самолет.
14. Кадры пожара и взрыва самолета были настолько эффектными, что все зрители в кинотеатрах просто пооткрывали рты. Но для того, чтобы отснять эту сцену, киношникам потребовалось целых 6 тонн керосина. По 2 тонны горючей жидкости ушло на сам аэропорт (точнее декорацию), область от самолета до аэропорта, а также на сам самолет.
Правда, когда керосин привезли на съемочную площадку, оказалось, что в наличии имеется всего 2 тонны вместо заявленных шести. Этот факт расстроил Митту, так как 2 тонны не хватит для того, чтобы создать эффектный пожар во всех намеченных местах. А шесть тонн керосина ему давать никто не собирался.
Но Митта никак не унимался. Он велел залить имеющиеся 2 тонны керосина в самолет, а сам пошел выпрашивать еще 4 тонны. И самое интересное, что ему удалось это сделать. Но когда Митта приехал на съемочную площадку с дополнительными 4 тоннами керосина, он увидел страшную картину. Самолет уже вовсю полыхал. Как оказалось, произошло самовозгорание, и самолет вспыхнул как свечка.
Режиссер был просто в шоке, ведь все пошло совсем не по плану. Благо, что кто-то сообщил режиссеру о том, что в аэропорте Внуково на ремонте стоит самолет ТУ-154Б. Дело в том, что кто-то разлил в самолете ртуть, из-за чего на нем было запрещено перевозить людей. Митта переговорил еще раз с министром гражданской авиации, и тот позволил использовать самолет в съемках.
15. Также, Митта узнал о ее одном самолете ТУ-154, который пострадал от пожара, и который находится в Новосибирске. Правда, целым от него остался лишь хвост. Но это было на руку режиссеру, поэтому он еще раз обратился к министру Гугаеву, и тот снова дал добро, но на сей раз на перевозку хвоста самолета из Новосибирска в Москву.
16. Бюджет фильма был не сильно большой, поэтому использование полномасштабных макетов самолетов даже не рассматривалось. Специально для съемок некоторых сцен было создано несколько уменьшенных копий самолетов. Самый большой макет был изготовлен в масштабе 1:10, тогда как длина самого маленького макета составляла всего в районе полуметра.
Кстати, тот самый полуметровый макет сохранился до наших дней, и сегодня его можно увидеть в музее «Мосфильма».
17. Для того, чтобы макеты самолета во время землетрясения выглядели словно в натуральную величину, применялся метод перспективного совмещения. То есть, недалеко от камеры располагался самолет, а в нескольких десятках метров располагались актеры. Но когда мы смотрим фильм, нам кажется, что самолет действительно большой, а все люди стоят прямо рядом с ним.
К слову, взрывающийся завод также был всего лишь макетом размером с квартиру. Его режиссер комбинированных съемок Виктор Доценко позаимствовал на Омском нефтеперерабатывающем заводе.
18. Как оказалось, во время съемок пожара и катастрофы в Крыму отдыхал сам Леонид Ильич Брежнев. Естественно, все это не осталось незамеченным. Услышав взрывы, Брежнев было подумал, что началась война, поэтому сотрудники службы безопасности немедленно отправились на место пожара. Узав о съемках, они немедленно велели киношникам сворачиваться. Но тогда вся работа пошла бы насмарку.
Исполнитель главной роли Георгий Жженов лично отправился к генсеку, чтобы решить вопрос, но вернулся он на съемочную площадку лишь через несколько дней. Зато вернулся он с хорошей новостью. Генсек дал добро на продолжение съемок. И я не знаю, правда это или нет, но по крайней мере так рассказывали члены съемочной группы.
19. Изначально фильм «Экипаж» должен был заканчиваться совершенно по-другому. По изначальной задумке Тимченко сбегал из больницы, так как ему предложили перегнать несколько самолетов на север. Прибыв на аэродром, он увидел своих фронтовых друзей, которые внешне совсем не изменились. Они радостно обнимаются, а Тимченко удивляется тому, что они так молодо выглядят. После этого друзья говорят ему, что он теперь тоже будет молодым. Все садятся в самолет и улетают в закат. Ну а в следующей сцене мы узнаем, что Тимченко скончался в больнице прямо во сне.
Но министру кинематографии Филиппу Ермашу такая концовка не понравился. Он резко заявил, что Александр Тимченко не должен умирать в конце фильма, особенно после всего того, что он сделал и пережил. Режиссер долго сопротивлялся, и тогда ему пригрозили, что фильм просто не допустят к показу и положат на полку. Поэтому ему пришлось согласиться на условия министра.
20. Несмотря на то, что у фильма не было громкой рекламной кампании, зрители толпами осаждали кинотеатры, образуя огромные очереди. В итоге за первый год проката фильм посмотрело 71,1 миллионов зрителей, благодаря чему он попал на шестую строчку лидеров кинопроката за всю историю СССР.
21. В 2018 году вышел новый фильм под названием «Экипаж», в котором небольшую роль сыграл и сам Александр Митта. Данная лента не является ремейком или продолжением, хотя некое связующее звено здесь всё таки есть. Речь идет об Александре Яковлевой, которая вновь вернулась к роли Тамары. Правда, теперь она не стюардесса, а чиновница, но тем не менее это всё та же Тамара.
Примечательно, что фильм «Экипаж» 1979 года стал первой актерской работой для Яковлевой, тогда как лента 2018 года стала последней в ее жизни.
22. Ну и еще один бонусный факт. В одной из сцен можно заметить небольшой, но интересный киноляп. Если присмотреться, то на дверце шкафа можно увидеть незнакомую девушку, которой в фильме не фигурировало. Эта девушка не актриса, а член съемочной группы, которая случайно попала в кадр таким интересным образом.