Как снимали фильм «Я шагаю по Москве» : кадры со съемок и 18 интересных фактов о фильме

60 лет назад советские зрители впервые увидели культовую лирическую комедию Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» (1964), которая повествует об одном дне из жизни четверых молодых людей, проживающих в Москве.

И сегодня я хотел бы рассказать вам о том, как снимали фильм «Я шагаю по Москве», а именно поведать вам 18 интересных фактов об этой замечательной ленте. Уверен, вам будет интересно.

1. Фильм «Я шагаю по Москве» начался с молодого сценариста Геннадия Шпаликова, который прибежал к режиссеру Георгию Данелии с одной небольшой идеей. Его задумка заключалась в том, что по улице под дождем идет молодая девушка, держащая свои туфли в руках. А следом за ней едет промокший велосипедист. Это была вся задумка сценариста, но Данелии она сильно приглянулась, и он решил ее раскрутить.

Сценарист и режиссер обосновались в доме кинематографистов в Болшево (Московская область), где и приступили к работе над новым сценарием. Шпаликов работал над отдельными кусками сценария, которые затем передавал Данелии, а тот в свою очередь корректировал их.

Как рассказывал сам Данелия, Шпаликов писал сценарий в некоем лирично-поэтическом стиле, а режиссер переводил все это дело на кинематографический язык.

2. Изначально Данелия и Шпаликов планировали назвать свой фильм «Верзилы», но в процессе написания сценария фильм получил новое название «Приятели». Правда, и это рабочее название просуществовало недолго, и в итоге фильм получил свое уже известное всем название «Я шагаю по Москве».

3. После того как сценарий был закончен, Данелия понес его чиновникам на утверждение, и уже здесь возникли некоторые проблемы. Члены худсовета увидели в данном сценарии сходства с фильмом «Застава Ильича». Тем не менее сценарий был одобрен. Один из руководителей Государственного комитета Совета министров СССР по кинематографии — Владимир Баскаков увидел потенциал в данном сценарии. Более того, он доверял Данелии, и был уверен в том, что из данного сценария сможет получиться что-то интересное.

4. На роль молодого метростроевца Кольки Георгий Данелия хотел взять Виталия Соломина. Более того, эту кандидатуру уже одобрил худсовет. Но сценарист Геннадий Шпаликов предложил на эту роль Никиту Михалкова, который уже имел актерский опыт, сыграв в нескольких картинах. Данелия прислушался к совету коллеги и попробовал на эту роль Михалкова. И действительно, молодой Никита Сергеевич оказался куда более фактурным для этой роли.

В начале съемок всё шло довольно хорошо, но когда съемочный процесс был в самом разгаре, Михалков вдруг потребовал увеличения своей ставки, иначе он покинет фильм. Вот только на режиссера такой ультиматум не произвел никакого впечатления. Данелия велел Михалкову покинуть съемочную площадку, сказав молодому актеру, что вместо него он возьмет на роль Кольки другого актера.

Такого ответа Михалков не ожидал, и спустя непродолжительное время он извинился перед режиссером, сказав ему, что на этот поступок его надоумил его брат Андрей.

5. Евгений Стеблов попал в фильм совершенно случайно. В то время начинающий актер искал подработку на лето, как в друг он столкнулся в коридоре «Мосфильма» с ассистентом режиссера, которая и предложила ему попробоваться на одну из ролей в фильме «Я шагаю по Москве».

Евгений Стеблов успешно прошел пробы, и был сходу утвержден на роль Саши Шаталова. Правда, когда сам Стеблов увидел отснятый с ним материал, то ему совершенно не понравилось как он вел себя на экране. Он даже сказал в одном из интервью примерно следующее: «Я только что увидел на экране сумасшедшего, и этим сумасшедшим был я…».

6. Фильм стал дебютным для многих известных ныне актеров. Так, например, именно фильм «Я шагаю по Москве» стал первым в карьере Ирины Мирошниченко. Также, именно данная лента стала первой в кинокарьере Валентина Смирновского, который сыграл эпизодическую роль военнослужащего в отделе грампластинок в ГУМе.

7. Георгий Данелия выбрал профессию метростроевца для Кольки неслучайно. Таким образом он хотел отдать дань уважения своему отцу, который также работал метростроевцем.

8. В большинстве случаев фильмы снимаются не по порядку, и лента «Я шагаю по Москве» не стала исключением. Интересно было и то, что Евгения Стеблова побрили под ноль еще в начале съемочного процесса, поэтому в сценах, где мы видим волосатого Стеблова, актер играл в парике.

9. Евгений Стеблов и Галина Польских сыграли в данном фильме ровесников. На самом же деле Польских старше Стеблова на 6 лет. Но самое забавное, что в фильме «По семейным обстоятельствам» Галина Польских сыграла уже тещу героя Стеблова.

10. Ролан Быков очень скрупулёзно подходил к съемкам своей сцены. Несмотря на то, что все дубли были удачными, и сам Данелия считал каждый из них гениальным, актер хотел добиться собственной идеальности, предлагая отснять эту сцену еще раз, но немножко с другим «привкусом».

11. В роли той самой девушки под дождем, сцена с которой, собственно, и дала толчок для создания фильма, снялись аж три разные девушки. Изначально на эту роль взяли актрису Маргариту Мерино, но в итоге она так и не доснялась в данной сцене, так как ей пришлось уехать.

Чтобы доснять эту сцену, на роль девушки взяли студентку Щепкинского училища Светлану Беседину. А вот ноги девушки, которые мы видим в кадре, и вовсе принадлежат журналистке, которая пришла на съемочную площадку, чтобы взять интервью у режиссера.

12. Кафе, располагающееся напротив дома Кольки, было бутафорским. Когда после окончания съемок липовое кафе демонтировали, то простые прохожие сильно возмущались, что здесь и так посидеть негде, так еще и единственное кафе сносят.

13. Довольно трудно было снимать сцену в ГУМе, так как толпа прохожих никак не хотела покидать съемочную площадку. Тогда режиссер решил пойти на хитрый ход. В дальнем углу была установлена запасная камера, тогда как основная камера была установлена в другом месте и скрыта от посторонних глаз. И пока люди копошились возле другой камеры, киношники по-тихому проводили съемку на основную камеру.

14. Данелия требовал от молодых актеров, чтобы во время съемки сцены в парке они смеялись до упаду, но их смех получался слишком уж ненатуральным. Тогда Данелия решился на отчаянный шаг. На глазах у актеров он встал на четвереньки и пополз к кустам, что вызвало дикий смех у актеров. Именно этого он от них и добивался.

15. Мелодию к песне «Я шагаю по Москве» был написан композитором Андреем Петровым, тогда как написание текста легло на плечи сценариста Геннадия Шпаликова. Вот только Шпаликов всилу своей лени так и не написал текст песни к назначенному сроку. Тогда Данелия пригрозил сценаристу, что пока у него на руках не будет текста к песне, съемки фильма не начнутся.

В итоге Шпаликову пришлось придумывать текст прямо во время съемок данного эпизода. Текст получился удачным, и худсовет его даже одобрил…почти. Единственное, что не понравилось чиновникам, так это строчка «Над лодкой белый парус распущу. Пока не знаю где…». Чиновники решили, что в СССР не может быть сочетания «пока не знаю где», а то вдруг речь идет о другой стране. Тогда данная строчка и была изменена на «Пока не знаю с кем».

16. Чиновники посчитали, что комедия «Я шагаю по Москве» не является смешной, поэтому они обратились с этим вопросом к режиссеру. Но Данелия не растерялся и сказал, что это лирическая комедия. Этот ответ устроил чиновников из Худсовета, но они попросили режиссера подписать, что лента «Я шагаю по Москве» является лирической комедией.

Ну а несколько лет спустя Данелия решил провернуть обратный фокус, дабы подколоть чиновников. Таким образом, в фильме «Джентльмены удачи» он указал, что комедия является нелирической.

17. Сцены с циничным полотером изначально не было в сценарии. Она была придумана уже по ходу съемок. Дело в том, что чиновникам не понравилось, что в фильме нет ни единого конфликта. Тогда и была придумана данная сцена. Правда, изначально на роль полотера утвердили Рудольфа Рудина, но он не смог приехать на съемки, тогда роль отдали Владимиру Басову.

18. Премьера фильма «Я шагаю по Москве» состоялась 11 апреля 1964 года. За первый год проката фильм посмотрело 20 миллионов зрителей. Также фильм стал участником знаменитого Каннского фестиваля, где лента была отмечена особым упоминанием жюри.

Также стоит отметить, что лента активно демонстрировалась и в ряде стран, таких как Франция, Швеция, Великобритания, Япония, Канада, Финляндия, Венгрия, Индия и т.д.

Load More Related Articles