Скоро Новый год, и многие, конечно, же будут пересматривать различные новогодние фильмы для поднятия праздничного настроения. А какой фильм больше всего ассоциируется у наших зрителей с Новым годом? Да конечно же «Ирония судьбы, или с Лёгким паром» (1976). Несмотря на то, что фильму уже 48 лет, зрители все равно не теряют к нему интереса и продолжают пересматривать каждый год.
Поэтому, сегодня я хотел бы рассказать вам о том, как снимали фильм «Ирония судьбы, или с легким паром», а также показать интересные кадры со съемок этой культовой новогодней ленты.
1. Как-то раз Эльдар Рязанов предложил своему другу Эмилю Брагинскому, с которым они уже давно работали вместе, написать новогоднюю пьесу с целью заработать. Вместе они написали небольшую пьесу под названием «С легким паром». На все про все у них ушло 12 дней.
За основу для сюжета они взяли реальную историю об одном человеке, который напился с друзьями после бани. А те в свою очередь решили его очень мощно разыграть, отправившись вместе с ним на вокзал. Они заплатили проводнице 10 рублей чтобы та уложила его в отделении до багажа. В итоге, когда мужчина проснулся и вышел из поезда, то обнаружил, что он находится в Киеве. Вот только как он сюда попал, он вообще не понял.
После того как пьеса была готова, театры охотно брали ее себе и ставили по ней спектакли, правда, в основном в регионах, а не в столице.
2. В 1974 году у Эмиля Брагинского случился инфаркт, из-за чего он на некоторое время выпал из творческой деятельности. И дабы не делать каких-то пауз в творческом плане, Рязанов решил экранизировать их свежую пьесу.
Правда, для этого пришлось еще приложить некоторые усилия, так как сама пьеса не очень подходила для экранизации. Для начала из нее нужно было сделать сценарий. То есть Рязанову уже в одиночку пришлось немного расширить сюжет, кое-что убрать, что-то заменить.
Когда сценарий был готов, Рязанов принес его чиновникам из «Госкино» на утверждение. Правда, те его не оценили, так как посчитали, что это прямая пропаганда пьянства и разгульной жизни.
Тогда Рязанов решил обратиться на «Гостелерадио», которое являлось конкурентом «Госкино». Узнав об этом, чиновники из «Госкино» решили всё таки дать добро на экранизацию.
3. На роль Жени Лукашина Рязанов искал не особо симпатичного (то есть, он не хотел, чтобы главным героем был красавчик), но обаятельного актера, который мог изобразить как юмор, так и драму.
На эту роль пробовались многие актеры, включая Олега Даля и Станислава Любшина. Рязанов даже пробовал Андрея Миронова, но уж слишком ярким из него получился Лукашин. Поэтому Рязанов и решил не брать красавчиков на эту роль. Да и в дуэте с Людмилой Гурченко, которая могла бы сыграть Надю, они вообще не смотрелись.
Андрей Миронов. Фото с проб
Тем не менее, Рязанов предложил Миронову роль Ипполита. Но на эту роль не согласился сам актер, так как он не хотел играть по сути отрицательного персонажа.
Но тут ассистент режиссера Наталья Коренева предложила Рязанову попробовать на роль Лукашина Андрея Мягкова. Но Рязанов весьма скептически отнесся к кандидатуре Мягков, так как он знал его исключительно в качестве драматического актера. Тем не менее Рязанов согласился его попробовать. А когда на пробах Мягков показал себя во всей красе, Рязанов с восторгом отметил, что это просто идеальный кандидат на роль главного героя, и больше никого искать не надо.
И самое интересное, что чиновники, увидев пробы, не хотели, чтобы Мягков снимался, так как даже на пробы он заявился пьяным. Но на самом деле актер был трезв. Просто он настолько идеально сыграл роль пьяного, что все вокруг реально подумали, что он нетрезв. Тогда Рязанов еще раз убедился, что сделал правильный выбор.
4. На роль Нади Шевелевой пробовались многие актрисы, включая Светлану Немоляеву, Алису Фрейндлих и Людмилу Гурченко. Причем, он серьезно рассматривал на эту роль именно Людмилу Гурченко.
Но однажды Рязанов увидел польский фильм «Анатомия любви», где о и заприметил красивую актрису Барабару Брыльска. Рязанов всерьез задумался о том, чтобы попробовать именно ту актрису на роль Нади, тем более, что она уже неоднократно снималась в советских фильмах.
Эльдар Рязанов узнал польский номер телефона актрисы и лично ей позвонил, чем удивил Барбару, так как до этого режиссеры ей лично никогда не звонили. В итоге польская актриса согласилась прилететь на пробы в Москву. Причем, она проходила пробы на общих основаниях, и она действительно показала себя лучше всех.
Правда, была небольшая проблема. Барбара Брыльска говорила с явным акцентом, поэтому ее пришлось переозвучить. В итоге Надя заговорила голосом актрисы Валентины Талызиной, которая, кстати, также сыграла в этом фильме небольшую роль одной из подруг Нади. Ну а чтобы зрители не заметили, что две героини говорят одинаковыми голосами, Валентина Талызина озвучивала свою героиню более низким голосом.
5. На роль Ипполита Рязанов сразу присмотрел Олега Басилашвили. Он пригласил актера на пробы, и тот успешно их прошел. Казалось бы, идеальный Ипполит был найден. Но тут случилось непредвиденное. Когда все было готово к съемкам, Олег Басилашвили узнал, что умер его отец. Эта новость шокировала актера, Более того, примерно в это же время скончался друг и коллега Басилашвили по театру — Ефим Капелян, из-за чего Басилашвили пришлось заменить его на спектаклях.
Стало ясно, что Басилашвили не сможет присутствовать на съемках, поэтому пришлось в срочном порядке искать нового актера на роль Ипполита. В итоге Рязанов решил обратиться к Юрию Яковлеву, чтобы тот сыграл Ипполита и тем самым помог выти из затруднительно положения.
Благо, что у Юрия Яковлева и Олега Басилашвили был один размер одежды, поэтому костюмы не пришлось перешивать. Правда, внимательные зрители заметили, что когда Надя поднимает фотографию Ипполита на улице, то на ней изображен Олег Басилашвили, а не Юрий Яковлев.
6. На роль Гали также пробовались многие актрисы, но Эльдар Рязанов остановился на кандидатурах Натальи Гвоздиковой и Ольги Науменко. В итоге он остановил свой выбор именно на Ольге Науменко.
7. Роль Павлика (друга Жени, который и должен был лететь в Ленинград) исполнил Александр Ширвиндт. Он же, кстати, выступает в качестве рассказчика.
В фильм Александр Ширвиндт попал без каких-либо проб. Они с Рязановым уже давно дружили, и режиссер мог запросто позвонить Ширвиндту с целью предложить ему какую-то роль. Ну а сам актер никогда не отказывал другу, даже если роль была небольшой.
8. Эльдар Рязанов был известен своей любовью играть небольшие роли (камео) в своих же собственных фильмах. Так и в «Иронии судьбы» он сыграл пассажира в самолете, на котором летел пьяный Лукашин.
9. Художник-постановщик Александр Новоселов посчитал, что сделать две практически одинаковые квартиры с почти одинаковыми интерьерами будет довольно сложно, поэтому для того, чтобы облегчить себе задачу, он предложил сделать героев с обоих сторон новоселами, которые еще не успели разобрать свои вещи.
10. Кстати, те самые Катаняны, к которым запланировал пойти Лукашин, появились неслучайно. Писатель и режиссер Василий Катанян — близкий друг Эльдара Рязанова, с которым он познакомился и подружился еще во времена учебы во ВГИКе.
Таким образом Рязанов решил увековечить своего друга в своем фильме. Таке, многие из вас могли слышать фамилию Катанян в таких фильмах Эльдара Рязанова как «Забытая мелодия для флейты», «Вокзал для двоих» и «Привет, дуралеи!».
11. Музыку к фильму написал известный композитор Микаэл Таривердиев. Рязанову настолько нравились композиции Таривердиева, что он включил в фильм аж 8 его произведений. Самое интересное, что почти все эти композиции были написаны менее чем за сутки.
12. Несмотря на то, что Валентина Талызина озвучивала Надю, у самой актрисы не было музыкального слуха, поэтому во время исполнения Надей песен мы слышим голос Аллы Пугачевой. Правда, саму певицу в титрах не указали.
Сама же Барбара Брыльска признается, что во время съемок песенных сцен, она пела в полный голос и со всей душой.
13. Все банные сцены на самом деле снимались в коридорах студии «Мосфильм». Вот только в коридоре было довольно таки прохладно, поэтому для того, чтобы создать атмосферу бани, пиротехники добавляли искусственный дым.
14. Естественно, для съемок были подготовлены бутылки с бутафорской водкой, то есть с водой. Но актеры решили, что водка должна быть настоящей, ибо уж слишком холодно было во время съемок (по другой версии они решили выпить за день рождения Александра Белявского). В итоге Андрей Мягков, Александр Белявский и Александр Ширвиндт действительно пили настоящую водку. А вот Георгий Бурков был в завязке, поэтому он был единственный, кто пил воду.
Примерно после третьего дубля Рязанов стал замечать, что с актерами что-то не так. Рязанов был просто в бешенстве, увидев пьяных актеров. Он тут же остановил съемку. Ну а на следующий день он лично проверил весь реквизит и пристально следил, чтобы никто не посмел его подменить.
15. Московский и Ленинградские дома, расположенные по адресу 3-я улица строителей, 25, на самом деле находились в Москве на проспекте Вернадского (дома 113 и 125). Да, на самом деле эти два дома располагались на одной улице неподалеку друг от друга. Ну а сами интерьеры уже снимали в павильонах студии «Мосфильм».
16. Основные съемки фильма пришлись на конец февраля и начало марта, и когда очередь дошла до съемок уличных сцен, то на улице снега практически не было. Как быть? Не снимать же новогодний фильм без снега.
Часть снега позаимствовали в аэропорту Пулково, где снег всё еще лежал. Но этого было мало. Поэтому пришлось выкручиваться другими интересными способами. Так, например, кусты и деревья украшали пеной для бритья. Роль падающего снега сыграла мелконарезанная бумага и пенопласт.
17. Премьера фильма «Ирония судьбы, или С легким паром» состоялась 1 января 1976 года по первому каналу центрального телевидения. Лента сразу же стала настоящим хитом, которая затмила более раннюю Рязановскую картину «Карнавальная ночь».
В итоге, чиновники из «Госкино», которые до этого обвиняли картину в пропаганде пьянства, дали добро на создание версии для кинотеатров. Правда, версия для кинотеатров оказалась несколько урезанной. В нее не вошли некоторые сцены, та самая мультипликационная заставка из начала, а также кадр из титров, где была ошибка в слове «Исключительно».
Вот только сам Рязанов был расстроен тем, что его фильм так сильно порезали.
18. Несмотря на то, что Андрей Миронов и Людмила Гурченко так и не снялись в фильме, Эльдар Рязанов все равно решил вставить этих актеров в свой фильм. А если быть точнее, то по телевизору в квартире Нади можно увидеть, что по телевизору идет фильм «Соломенная шляпка», где главные роли исполнили Миронов и Гурченко.
19. В 2007 году режиссер Тимур Бекмамбетов снял вторую часть фильма под названием «Ирония судьбы. Продолжение», где основными персонажами являются дети Нади Шевелевой и Жени Лукашина.
Многие зрители были просто в ярости из-за того, что Бекмамбетов надругался над классикой советского кинематографа, перечеркнув счастливый финал фильма. Да, по сюжету пары из Нади и Жени не получилось, и в итоге Надя вернулась к Ипполиту, от которого родила дочь, а Женя вернулся к Гале, в браке с которой у него появился сын.
В фильме снялись многие актеры из оригинального фильма, а именно Андрей Мягков, Барбара Брыльска, Юрий Яковлев, Александр Ширвиндт, Александр Белявский (из-за перенесенного инсульта он не мог нормально играть, а просто находился в кадре для картинки) и Валентина Талызина. А вот Лия Ахеджакова отказалась возвращаться к роли подруги Нади, поэтому ее персонажа вычеркнули из сценария, объяснив это тем, что она уехала в Израиль.
Удивительно, но в этот фильм удалось затащить и самого Эльдара Рязанова, который вновь вернулся к роли пассажира самолета, которому на сей раз мешал сын Лукашина.
20. Фильм «Ирония судьбы, или С легким паром» стал настолько популярным, что им заинтересовались и за рубежом. Так, например, свои версии данного фильма сняли в Индии и США. И я уже молчу про многочисленные пародии, в том числе и про ту, которую снял телеканал ТНТ 2 года назад.