Как снимали фильм «Гостья из будущего»?

После премьеры «Гостьи из будущего» кинокритики безжалостно указывали на ляпы и изъяны картины: скудность декораций, слабые спецэффекты (над некоторыми, между прочим, съёмочная группа работала месяцами), затянутый сюжет… Но зрителям не было дела до «профессионального» мнения: советские дети, охваченные «алисоманией», бегали по дворам с миелофонами, сражались с космическими пиратами и защищали робота Вертера. Малобюджетный фильм, производство которого держалось на энтузиазме актёров и режиссёра Павла Арсенова, громком имени Кира Булычёва и находчивости декораторов и операторов, произвёл фурор.

На мысль сделать фантастическую ленту для всей семьи Арсенова навёл Ричард Викторов — автор «Москвы-Кассиопеи». Материалом для погружения в жанр стала повесть Булычёва «Сто лет тому вперёд». Павел Оганезович загорелся идеей экранизировать книгу и даже помогал писателю со сценарием. Правда, денег на проект выделили немного, и некоторые задумки по изображению Москвы XXI века пришлось отложить в сторону. Тем не менее, погоня за миелофоном — ценным аппаратом, позволяющим читать мысли — растянулась на 5 серий.

Съёмочной бригаде пришлось постараться, чтобы показать атрибуты мира будущего. В роли зданий снимались полуметровые макеты. Колонны, в которые стреляли пираты, были сделаны из пенопласта, куда закладывали небольшое количество взрывчатки (лучи бластеров дорисовывали потом). Крокодила в КосмоЗоо, чьи мысли пытается прочитать Алиса, тоже слепили из пенопласта, управляли его действиями водолазы. Пластмассовую основу машины времени делали на заказ, а детали доработали с помощью элементов кубика Рубика. Миелофон собрали из кварцевых кристалликов, используемых в производстве фотоаппаратов, и обычной подарочной коробочки.

«Миелофон живет в доме, и я никому его не отдам. У меня просили его на время для телевидения, даже расписку предлагали написать с обещанием вернуть, но я всегда отказывалась. Он мне очень дорог», — говорит жена режиссёра Елена Арсенова.

Самым затратным было производство летающих флипов. Изготавливали их в Литве, понадобилось 5 штук, каждый обошёлся в 5000 рублей (также сделали несколько маленьких моделей). «Летали» флипы верхом на грузовиках, поэтому в кадре, как правило, мелькает только верхняя часть кабины футуристичного транспорта.

Но, чтобы весь каскад декораций заработал как надо, нужно было найти подходящих актёров на главные роли. С выбором мальчика проблем не было. Колю Герасимова режиссёр сразу увидел в Лёше Фомкине, засветившемся на пробах фильма «Чучело» и в нескольких сюжетах «Ералаша». С Алисой Селезнёвой было сложнее. Арсенов и Булычёв устроили большой кастинг и среди сотен школьниц не увидели подходящую исполнительницу. Пока на площадке не появилась 12-летняя Наташа Гусева. Она не собиралась в кино — пришла за компанию с подружкой, надеясь получить автограф любимого писателя. В итоге получила и автограф, и главную роль.


Скромная Наташа не слишком походила на деятельную и бойкую Алису из книги: другие дети-актёры вне камеры вели себя ярче и громче, но такого глубокого доброго взгляда и обезоруживающей улыбки не было ни у кого. Ради съёмок Гусевой пришлось подтянуть английский и физкультуру — предметы, которые в школе давались ей с трудом. Рекорды по прыжкам в длину и высоту девочка, естественно, не ставила, но разбегалась убедительно.

Правильно вести себя в кадре младшим коллегам заботливо помогали звёздные партнёры: пираты Весельчак У и Крыс — Вячеслав Невинный и Михаил Кононов, робот Вертер — Евгений Герасимов, Электрон Иванович — Игорь Ясулович и другие замечательные артисты.

Отдельным явлением, конечно же, стала песня Евгения Крылатова и Юрия Энтина «Прекрасное далёко». Изначально в фильме должна была звучать версия, исполненная детским хором, но режиссёр настоял на ещё одной записи. В итоге зрители услышали в фильме голос Татьяны Дасковской.

Load More Related Articles