Фильм режиссера Константина Бромберга «Чародеи» увидел свет 31 декабря 1982 года и это неслучайно. В канун Нового года очень хочется чуда, а картине этих самых чудес великое множество. Они не просто случаются сами по себе, сказка творится буквально на глазах у зрителя, руками опытных магов и волшебников. Сегодня мы узнаем, как проходили съемки этого новогоднего фильма и что осталось за кадром.
1. Эту историю придумали братья Стругацкие, знаменитые советские писатели — фантасты. Фильм был снят по мотивам их повести «Понедельник начинается в субботу», так же Борис и Аркадий выступили в качестве сценаристов этой картины. Однако, стоит отметить, что «Чародеи» — это отнюдь не полная экранизация книги, а вполне самостоятельная трактовка повести.
2. Разумеется, главная «фишка» «Чародеев» — это фантастический подбор актеров, которых искали довольно долго и кропотливо. На роль Алены Бромбергу понадобилась исполнительница, которая могла бы представить сразу два абсолютно разных характера. С одной стороны это должна была быть нежная, хрупкая, влюбленная девушка, а с другой стороны — расчетливая и холодная карьеристка, самая натуральная ведьма.
Для проб пригласили великое множество самых красивых актрис Советского Союза — Ирину Алферову, Елену Цыплакову, Ирину Муравьеву, Наталью Белохвостикову, Ларису Удовиченко, Елену Проклову, Наталью Вавилову и Елену Кореневу. На ней-то и остановил выбор режиссер. Но на тот момент актрис вышла замуж за иностранца и собралась уезжать в США. Поиски пришлось продолжить, а ассистент режиссера внезапно предложила попробовать на эту роль Александру Яковлеву, знакомую зрителями по работе в картине «Человек с бульвара Капуцинов». Бромберг пребывал в сомнениях, но Александра продемонстрировала настолько блестящую игру, что теперь сложно представить в этой роли кого-то еще.
3. У Александры Яковлевой был очень сложный характер, она умела добиваться своего и если нужно было, шла на крайние меры. Актриса очень ревностно относилась к своей внешности и часами напролет пропадала в гримерке, доводя свой образ до совершенства. Однако, это очень раздражало коллег актрисы по съемкам, особенно Валентина Гафта, который великолепно сыграл Сатанеева, экранного поклонника Алены.
Если по сценарию Аполлон Сатанеев горячо любил Алену Санину, то за кадром Гафт испытывал к Яковлевой самую настоящую неприязнь. Все дело в том, что Яковлева очень сильно путалась в тексте. После того, как актриса в очередной раз запамятовала слова, Гафт, дал волю рукам и даже схватил Яковлеву за шею. После этого актер наотрез отказался от совместных съемок и далее актеры работали врозь. Их просто соединяли в кадре при помощи комбинированных съемок. Однако, как позднее выяснилось, это всего лишь байка и никаких недопониманий не было.
4. Бытует мнение, что изначально роль Сатанеева была предназначена другому актеру, Евгению Евстигнееву, но мэтр отказался, так как имел проблемы со здоровьем. Так роль досталась Валентину Гафту, которого можно с большой натяжкой назвать отрицательным персонажем. Это скорее карикатурный злодей, смешной и совсем не страшный. Но в новогодней сказке именно такой персонаж пришелся очень кстати.
5. Самого настоящего героя, в лучших традициях народных сказок, Ивана Пухова, просто безупречно сыграл актер Александр Абдулов. Примерить образ Ивана были приглашены Ивар Калныньш, Николай Еременко, Альберт Филозов , Игорь Старыгин, Олег Янковский, Игорь Касталевский, Сергей Проханов. Но убедительней всех оказался именно Александр Абдулов, он просто безупречно смотрится в дуэте с Александрой Яковлевой. Этой парой просто восхищались, особенно органично они смотрелись вместе в финальных сценах, где актеры предстали в белоснежных нарядах. Однако, кандидатура Александра Абдулова не понравилась телевизионному начальству и его участие в картине очень долго находилось под вопросом, пока не пришли к положительному решению.
6. С кастингом на роль Шемаханской проблем было меньше. Этот образ могли воплотить в жизнь Алиса Фрейндлих, Наталья Гундарева, Маргарита Терехова, но все эти актрисы по ряду причин так и не смогли принять участие в съемках. Но как только на пробы пришла актриса Екатерина Васильева, вопрос отпал сам собой, настолько силен был магнетизм ее бездонных глаз. Васильева смогла безупречно воплотить в жизнь суровый образ начальницы, влюбленной женщины и могущественной чародейки. Позже актриса ушла в церковь и называла свою работу в «Чародеях» большим грехом. Единственным положительным моментом Васильева видела работу с Валерием Золотухиным, с которым актриса дружила, еще со времен съемок картины «Бумбараш».
7. В роли Ивана Киврина режиссер изначально видел Николая Гринько, так же на роль пробовался Олег Басилашвили, но все же этот образ очень удачно примерил на себя именно Валерий Золотухин. В итоге получился немного наивный, но собранный и компетентный заместитель директора «НУИНУ».
8. Великолепный дуэт Коврова и Брыля, которых сыграли Эммануил Виторган и Михаил Светин, стал одним из самых ярких в фильме. На роль Коврова претендовали Александр Ширвиндт, Георгий Бурков, Андрей Миронов, Вениамин Смехов и Евгений Стеблов. Но самым убедительным кандидатом на роль волшебника все же стал именно Виторган. Актера на роль Брыля подбирали по росту Виторгана. Среди кандидатов были Юрий Никулин, Спартак Мишулин, Михаил Боярский, но в итоге режиссер увидел, как Виторган нависает над Светиным и вопрос был решен. Дуэт получился просто комичным, особенно в сцене, где герои проходят сквозь стену. Светин охотно катался на спине своего партнера, и за 12 дублей Виторган очень утомился.
9. За время съемок актер Семен Фарада, сыгравший южного гостя, прошагал по лабиринтам коридоров несколько десятков километров. Съёмки проходили в телецентре «Останкино», который имел множество однотипных коридоров. Как вспоминал Константин Бромберг, он и сам там однажды заблудился. Однако руководство «Останкино» очень обиделось на критику своего интерьера и режиссеру было предложено сдать пропуск в телецентр. К слову сказать, все сказанное Семеном Фарадой в кадре во время поисков выхода — чистой воды импровизация.
10. Для наружных сцен были сняты московская гостиница «Союз» и туристический комплекс в Суздале, их впоследствии совместили при помощи комбинированных съемок. Стены принадлежат «Союзу», а двускатная крыша — это ресторан в туркомплексе. В этом же ресторане снимали и новогодний бал. На крыше снимали сцену спасения товарища Сатанеева. Но в образе Ивана по крыше карабкается не Александр Абдулов, а профессиональный каскадер. Говорят, что в ночь съемок этого эпизода над крышей видели самое настоящее НЛО, но пока готовили камеру, чтобы запечатлеть этот момент, неопознанный летающий объект взмыл ввысь и исчез.
11. Сцены Китеж Града также снимали в Суздале, а изба — музей «НУИНУ является просто мастерски сделанной декорацией, которую выстроили в павильоне. Сварливая скатерть — самобранка говорит голосом Зинаиды Нарышкиной, которая озвучивала Галчонка из «Простоквашино», Сову из «Винни-Пуха» и многих других сказочных героев.
12. Голосом говорящего кота Василия говорит Георгий Вицин, причем изначально это была развернутая роль со множеством реплик. Кот говорил с Кирой Анатольевной и даже просил у нее отпуск, а еще говорящий кот пытался вывести на чистую воду Сатанеева. В кастинге на роль кота участвовало 20 пушистых претендентов, но в итоге выбрали самого колоритного, черно-белого кота. Животному мазали губы сметаной, чтобы тот изображал артикуляцию в момент облизывания. Но цензоры приказали вырезать почти все эпизоды с участием кота, ведь в его образе узрели булгаковского кота Бегемота. В итоге в картине осталось всего два возгласа: «Ура» и «Хам».
13. Нину Пухову сыграла юная Анна Ашимова. После выхода картины ей пришлось несладко. В школе девочку всюду преследовали поклонники и почему-то дергали за косички, такое вот странное проявление признательности. В кадре девочка говорила не своим голосом. Все ее реплики озвучены актрисой Светланой Харлап. Музыку для «Чародеев» написали композитор Евгений Крылатов и поэт Леонид Дербенев, а музыкальное сопровождение обеспечил ансамбль «Добры молодцы». Вокальные партии Александры Яковлевой и Екатерины Васильевой исполняют Ирина Отиева и Жанна Рождественская, песню «Три белых коня» записала Лариса Долина, а песню о снежинке и финальную песню звучат в исполнении Ольги Рождественской. Александр Абдулов, Михаил Светин и Эммануил Виторган спели в фильме самостоятельно.