Как можно испортить хороший фильм чрезмерной харизмой главного героя

Когда мы хотим похвалить того или иного актера, то к обычным эпитетам – талантливый, самобытный и т.д., добавляем еще, что он обладает индивидуальной харизмой. И действительно, харизма — это то, что притягивает к себе внимание, возбуждает интерес, вызывает уважение и любовь.

Но иногда киноактер наделяет своего персонажа чрезмерной харизмой. Персонаж полностью захватывает собой внимание зрителей, и сам сюжет, ради которого снимался фильм, остается на втором плане. Конечно же, это ошибка режиссера картины. Выдержать баланс между харизмой главного героя и сюжетом – одна из важных задач создателей фильма.

Например, такой баланс сохранен в знаменитом цикле фильмов о Шерлоке Холмсе с Василием Ливановым в главной роли. Очень сочный и харизматичный образ Холмса совершенно не затмило собой сюжетную линию, а наоборот, сделал её и интересной даже для тех зрителей, которые давно уже знают все произведения Конан Дойла почти наизусть. Но, к сожалению, бывает и наоборот, когда главный герой становится важнее сюжета.

Вот два примера, в которых харизма главного героя, с моей точки зрения, затмила собой интересный сюжет, и это не пошло на пользу самому фильму.

Телесериал «Мосгаз» и главный герой – милиционер Черкасов в исполнении Андрея Смолякова.

Андрей Смоляков виртуозно справился со своей ролью. Так получилось, что я смог прочитать сценарий к первым сериям еще задолго до появления фильма на экране. Сценарий читался легко, как интереснейший детектив, где, конечно, главным героем был майор уголовного розыска Иван Петрович Черкасов. Но всё же его индивидуальность была на втором плане. А на первом – захватывающий и загадочный сюжет.

В фильме же зрители начинают невольно следить за судьбой милиционера, а не за его раскрытыми делами. Я отчасти понимаю режиссера. Смоляков — великолепный артист, но излишнее количество крупных планов актера, акцент на его внутренний мир затмили собой интересный детектив, который написан по реальным событиям в Москве в середине 60-х годов.

Телесериал «Склифосовский» и главный герой — хирург Олег Брагин в исполнении Максима Аверина.

Сериал первоначально задумывался как цикл историй о работе знаменитого Института неотложной медицинской помощи НИИ имени Склифосовского, как бы изнутри показывающий жизнь этого легендарного медучреждения. Конечно, в фильме особое место занимает персонаж врача-хирурга Олега Брагина. Особое, но далеко не первое! А у создателей телесериала получился цикл историй из жизни доктора Брагина, и по хорошему его надо было уже называть не «Склифосовский», а «Брагин», например. Потому что за перипетиями событий из жизни этого героя зрители совсем забыли, что речь идет о знаменитом медицинском институте.

На самом деле таких примеров много, где харизма героя (или харизма его исполнителя) затмевает собой основную цель фильма. Например, это роль целителя Ставицкого в телесериале «Чудотворец», в исполнении Федора Бондарчука, когда он «перетянул на себя одеяло», хотя фильм был не про одного, а про двух целителей, да и вообще про целую эпоху 90-х.

Или ситком «Интерны», в котором Иван Охлобыстин со своим персонажем доктором Быковым заставляет зрителей забыть, что сериал вообще-то не о нём, а о молодых студентах-интернах, которые просто гаснут на фоне яркой игры актёра.

Режиссерам следует помнить, что харизма того или иного артиста — это как резкая приправа, которая может придать блюду неповторимый вкус, а может и полностью изменить это блюдо, если такой приправы будет слишком много.