Как из-за слов Юрия Никулина чуть не прикрыли съемки «Кавказской пленницы»

Кадр из фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» 1966 год реж. Леонид Гайдай

10 мая 2025 года скончалась Нина Гребешкова, народная артистка России, но многие её знают, как вдову легендарного режиссёра Леонида Гайдая. Она снималась во многих фильмах своего мужа. Самые знаменитые ее работы – это «Бриллиантовая рука» и «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».

Фильм «Кавказская пленница» вышел на экраны в 1966 году и мгновенно стал лидером советского проката. Позже эта картина войдет в число 100 лучших фильмов российского и советского кино. А также картину назовут лучшей комедией в истории советского кино. Сегодня даже представить себе нельзя, что съемки легендарной картины могли свернуться, так и не начавшись. Оказалось, что судьба фильма была под вопросом из-за участия Юрия Никулина.

Малоизвестный факт о съемках фильма «Кавказская пленница»

В 1971 году знаменитый писатель-сатирик и сценарист Яков Костюковский во время своего юбилея рассказал занимательную историю о том, что «Кавказской пленницы» могло быть и не быть.

Дело в том, что сценарий новой кинокомедии был уже утверждён, большинство актёров подобрано. Гайдай был убежден, что в этом фильме тоже должна засветиться легендарная троица Никулин, Вицин, Моргунов. Двое актеров из трио дали свое согласие, а вот Никулин медлил. Гайдай больше не мог ждать, он подошел к актеру с расспросами, почему он до сих пор не согласился принять участие в съёмках фильма.

Кадр из фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» 1966 год реж. Леонид Гайдай

Никулин считал, что дальнейшее участие Труса, Балбеса и Бывалого в фильмах Гайдая будет не только неуспешным, но даже провальным. Он ему доказывал, что во время цирковых выступлений нужно каждый сезон менять клоунские темы, иначе они быстро приедаются зрителям и не находят отклика. Дескать, теперь на экране надо придумывать что-то новое, а не выезжать на заезженных темах. По мнению Никулина, комедийное трио исчерпало себя ещё в предыдущих фильмах. Пиком успеха стала «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Поэтому он не видел никакого смысла играть в фильме «Кавказская пленница».

«Судьба фильма оказалось под вопросом. Никулин уперся, а Гайдай хотел видеть в картине троицу, он считал, что иначе он снимать кино не будет», — заявил Костюковский.

Гайдай решил лично поговорить с Никулиным и убедить его начать сниматься в фильме. Разговор был непростым и длился несколько часов. Режиссер неоднократно говорил о том, что у троицы Никулин, Вицин, Моргунов ещё всё впереди. Гайдай был уверен, что звездное трио еще сможет показать себя в лучшем свете.

В конце разговора Никулин он уже не был таким категоричным. Он попросил Гайдая дать ему перерыв несколько дней, чтобы еще раз почитать сценарий и взвесить все «за» и «против». Костюковский говорит, что еще одним решающим фактором участия в съемках Никулина стало возможная работа с коллегой — эквилибристикой Натальей Варлей.

На тот момент у Никулина и Варлей были теплые, дружеские отношения, и актер хотел помочь девушки раскрыть талант. Он дал Гайдаю положительные рекомендации о Варлей. Кроме того, циркачка уже успела засветиться еще в одном фильме «Формула радуги», где принимал участие Георгий Вицин. Он также высказался в пользу Варлей. Гайдай же планировал утвердить на роль Нины Ларису Голубкину. Она, по его мнению, выглядела моложе своего возраста и выгодно смотрелась в кадре с Александром Демьяненко. В итоге Гайдай и Никулин договорились о том, что они подумают над предложениями друг друга.

Кадр из фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» 1966 год реж. Леонид Гайдай

Позже одна из ассистенток Гайдая принесла несколько фотографий 19-летней Натальи Варлей на съёмочную площадку. Режиссёр решил пригласить Наталью в киностудию. И после небольшой беседы он объявил о том, что в кадре придется раздеться до купальника, готова ли циркачка к такому повороту?

Вместо того чтобы ответить на вопрос режиссёра, Варлей молча встала и скинула платье, а под ним был тренировочное чёрное трико. Оказалось, что на киностудию Наталья приехала прямо с цирковой репетиции. Она спешила и не стала переодеваться в обычную одежду, а просто накинула на трико платье. Позже Гайдай скажет, что это был самый короткий актёрский отбор, ведь он окончательно убедился в правильном выборе, когда Варлей заявила о том, что сможет самостоятельно выполнить все сложные трюки в кадре.

Наталья призналась, что ей тоже понравился актёрский отбор в «Кавказскую пленницу», поскольку, по её мнению, режиссёр не требовал чего-то сверхъестественного. А скинуть платье, зная, что под ним тренировочный костюм, оказалось лёгкой задачей, ведь она в нем выступает перед полным зрительным залом на арене цирка.

Юрий Никулин, когда узнал, что Варлей всё-таки примет участие в съемках, безоговорочно согласился. Он поддерживал молодую актрису, рассказывал ей о тонкостях съемочного процесса и помогал настроиться на роль. После фильма «Кавказская пленница» Наталья Варлей проснулась знаменитой, а троица Вицин, Моргунов и Никулин пережила настоящее перерождение. Гайдай, как и обещал, смог раскрыть Труса, Балбеса и Бывалого с новой стороны. После выхода картины у актеров стало еще больше поклонников. А «Кавказская пленница» по количеству купленных билетов побила рекорд «Операции «Ы» и других приключений Шурика», именно того фильма, который Никулин считал апогеем творчества экранной троицы.

Кадр из фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» 1966 год реж. Леонид Гайдай

А что же с супругой Гайдая, Ниной Гребешковой? Ведь она тоже принимала участие в съемках. На популярности актрисы небольшая роль медсестры психиатрического отделения никак не сказалась. Режиссер всегда предлагал роль супруге в каждом своем фильме, но она была, в лучшем случае второстепенной, как в «Бриллиантовой руке», но чаще совершенно крохотной. Гайдай просто боялся, что его могут обвинить в том, он якобы продвигает свою супругу в кино.

Load More Related Articles