Как игры продолжали сюжеты известных фильмов?

Обычно адаптации фильмов — позор игровой индустрии. В основном верным оказывается и обратное утверждение. А как насчёт игр-сиквелов, продолжающих сюжет известных кинокартин? Ведь разработчикам предоставляют определённую творческую свободу, да и сроками их не душат.

Результат получается разным — от провала до шедевра, в чём вас убедит эта статья. Кто-то сочиняет альтернативную историю, воскрешая культового персонажа, кто-то заимствует идеи из писанины, отвергнутой Голливудом, кто-то делает игру без задней мысли, а потом с удивлением узнаёт, что причастен к канону, например, «Матрицы».

«Брат 2: Обратно в Америку»

В стелс-экшене «Брат 2: Обратно в Америку» (2000) Данила Багров возвращается в США, чтобы выручить брата. В конце второго фильма после перестрелки того повязала полиция, но в игре он попал к Ричарду Мэннису — бизнесмену-преступнику, которого ограбил Данила.

Кинокомпания «СТВ» подавала «Брата 2» как блокбастер западного образца. Вот и продвигали его как на Западе, то есть с игрой по лицензии. Правда, вышла она значительно позже проката — незадолго до телепремьеры «Брата 2».

«Руссобит-М» по заказу «СТВ» слепила один уровень в Москве и несколько — в Чикаго. Как в фильмах, Багров вручную собирает огнестрельное оружие и взрывчатку. В московском музее он вообще размахивает саблей, отсекая головы бандитам. Крови нет, что выглядит комично. Вдвойне комичнее смотрятся видеовставки — выдранные из второй картины сцены. Они запускаются между уровнями и призваны объяснить сюжет игры… Варварское решение.

«Брат 2: Обратно в Америку» не ощущается как часть киносерии. Это ненужный сиквел-дежавю с нагромождением пустых виртуальных коробок, изображающих Чикаго, и кучей роликов, вставленных не к месту. В «Брате 2» есть эпизод, пародирующий игры: Багров «с видом от первого лица» расстреливает гангстеров в клубе. «СТВ» стоило на этом остановиться.

From Dusk Till Dawn

Два номерных продолжения «От заката до рассвета» на самом деле не сиквелы — они чуть расширяют вселенную и добавляют предысторию. Зато покуситься на святое — биографию Сета Гекко (персонаж Джорджа Клуни — George Clooney) — разрешили французским разработчикам из Gamesquad. Сценаристом выступил Юбер Шардо (Hubert Chardot), сочинивший старые Alone in the Dark.

Покутить в Мексике Сету не удалось. В шутере From Dusk Till Dawn (2001) его посадили в особую тюрьму на корабле, плавающем у побережья Нового Орлеана. О персонаже Клуни напоминают только татуировка и постоянные шуточки. За прежние преступления старшего Гекко ждёт смертная казнь. Когда до приговора остаётся трое суток, на судно под видом заключённых проникают вампиры, стремящиеся спасти одного из своих.


📷

Gamesquad подавала FDTD как хоррор на выживание. Оттого боеприпасов всегда не хватает, но, с другой стороны, нет пазлов. Львиную долю игры Сету приходится конвоировать выживших, и с недостатком патронов это совсем не весёлое занятие. Вдобавок обзор неудобен и в режиме от третьего лица, и от первого. В целом пресса не сильно ругала игру, однако и удачной её не назовёшь.

The Thing

Фильм «Нечто» (1982), поставленный Джоном Карпентером (John Carpenter), повествует об американских полярниках, скучающих на научной станции в Антарктиде. Беда приходит с норвежской базы по соседству: скандинавы выкопали летающую тарелку и пришельца, который всех убил. Инопланетянин может принять облик любого живого организма: хоть собаки, хоть человека. Пули его не берут, а вот перед огнемётом он пасует. Среди американцев бушует паника: они не понимают, кто заражён, и подозревают друг друга. В конце на обломках взорванной базы сидят двое: механик Чайлдс и главный герой, пилот вертолёта Макреди, исполненный Куртом Расселлом (Kurt Russell).

Спустя 20 лет Universal ответила, что произошло с Чайлдсом и Макреди, в шутере The Thing (2002). Чайлдс замёрз насмерть, а Макреди, по-прежнему в ковбойской шляпе, летает на вертолёте: он появляется в финале, чтобы спасти Блейка — центрального персонажа игры.

Блейк — американский военный. Вместе с сослуживцами он прочесал обе антарктические базы. Членам отряда в The Thing можно отдавать простые команды. Также нужно следить, не готов ли кто-то сойти с ума от страха, не утратили ли подчинённые доверия к командиру. Сохраняться приходится на магнитофоне, что указывает на один из источников вдохновения разработчиков из Computer Artworks — серию Resident Evil.

К слову, о магнитофоне — Блейк натыкается на послание, оставленное Макреди в фильме. Ещё одна отсылка — в игре американцы тоже оговариваются, называя норвежцев шведами. Наконец, в роли важного персонажа, учёного Шона Фарадея, в шутере предстал сам Джон Карпентер; он же озвучил героя.


📷

На Metacritic у The Thing 77 из 100 баллов. Редкость для игры по кинолицензии.

Tron 2.0

Франшиза «Трон» состоит из двух полнометражных фильмов, мультипликационного сериала и других произведений по мотивам. Из игр выделяются две — Tron 2.0 (2003) и Tron: Evolution (2010).

Оригинальная картина «Трон» вышла в 1982 году. Она рассказывала о Кевине Флинне — разработчике игр, попавшем в нутро компьютерной сети — виртуальный мир, населённый программами. Внешне эти программы — двойники своих создателей (собственно, программистов). Они живут в тоталитарном мире, в итоге их спасают от произвола «оцифрованный» Флинн и программа Tron. Фильм привлекает стильным изображением компьютерной реальности: она залита синим и чёрным цветом и прорезана яркими геометрическими линиями. Плюс запомнились адреналиновые гонки на световых мотоциклах.

Tron 2.0 подхватила историю фильма много лет спустя. Она идёт по пятам Джета Брэдли — сына друга Флинна и автора программы Tron. Впрочем, не сюжетом этот FPS хорош, а забавными находками в геймплее. К примеру, оружие представлено в виде подпрограмм, занимающих определённое количество слотов в оперативной памяти. Подпрограммы проходят стадии от «альфы» и «беты» до «золота», требуя всё меньше памяти.

Картина «Трон: Наследие» (2010), на мой взгляд, разрушила простоту вселенной «Трона». Создатели вложили силы в дизайн, а сценарий нацарапали совсем невнятный. В нём ввели изоморфов — программы, возникшие сами по себе, без участия людей, и обладающие свободой воли. С релизом «Наследия» в Disney объявили Tron 2.0 неканоничным сиквелом. Правда, киношники взяли из игры главную сюжетную идею: сын ныряет в виртуальный мир в поисках отца, только в данном случае сын не Брэдли, а Флинна. Дыру между двумя лентами заполнила прыжковая аркада Tron: Evolution, прикидывающаяся экшеном с паркуром. Она осветила то, как злые стандартные программы уничтожили продвинутых изоморфов.


📷

The Matrix Online

Monolith Productions, выдавшая Tron 2.0, причастна к ещё одному сиквелу, который со временем вычеркнули из канона. Речь об MMORPG The Matrix Online, существовавшей в 2005–2009 гг. Впрочем, если верить бывшему разработчику, в студии над её каноничностью не задумывались.

Тем не менее Вачовски (The Wachowskis) считали, что серию под силу развивать фанатам, будь то разработчики, мультипликаторы (вспомните сборник «Аниматрица») или геймеры/зрители. Из этой идеи и выросла MxO. Пользователи управляли персонажами, ими же и созданными, а сюжетные герои находились в ведении Live Events Team — сторонней команды, собранной издателем. Члены LET также обновляли внутриигровую газету The Sentinel. В неё, к примеру, включили «пасхалку» про Нео, после войны очнувшегося в матрице в теле женщины.


📷

В целом же MxO следовала за событиями третьего фильма. Знакомых героев озвучили актёры из киносерии: Персефону — Моника Белуччи (Monica Belucci), Морфеуса — Лоренс Фишбёрн (Laurence Fishburne) и так далее. Самым известным сюжетным эпизодом MxO стала смерть Морфеуса от рук киллера, подосланного Меровингеном.

Сейчас занятно сравнивать MxO и каноничную «Матрица: Воскрешение». Ведь MxO терпимо соответствует классической трилогии, а «Воскрешение» — комедия, снятая Ланой Вачовски (Lana Wachowski) без оглядки на оригинал. В «Воскрешении» от «Матрицы» — только название.

Stranglehold

Джон Ву (John Woo) знаменит благодаря изобретательной постановке перестрелок. Несмотря на наивные диалоги и актёрскую игру, его фильмы визуально притягательны. Яркий образчик творчества гонконгского режиссёра — боевик «Круто сваренные» (1992). Под «крутыми» подразумеваются герои-полицейские. Глубоко в память западает финальная часть фильма, где гангстеры и копы устраивают бойню в больнице. Направо и налево гибнут пациенты и врачи, а бравый инспектор Юэнь по прозвищу Текила невозмутимо разносит бандитов из дробовика.

Stranglehold (2007) служит прямым продолжением «Круто сваренных» с поправкой на состарившегося Текилу. Как и в фильме, его сыграл и озвучил Чоу Юн-Фат (Chow Yun-Fat). Сам Ву выступил продюсером шутера Midway.


📷

Stranglehold — хорошая игра, но короткая, на 6-7 часов. Зато развлекает от души: под градом пуль в щепки рассыпаются декорации, Текила замирает в слоу-мо на зависть Максу Пэйну и Нео, повисает на люстрах и съезжает по перилам, не прекращая вести огонь, а ещё участвует в дуэлях. Красивые расправы Stranglehold поощряет, открывая доступ к способностям вроде «режима берсерка».

В общем, Джон Ву оказался удачливее Гильермо дель Торо (Guillermo del Toro) и Джорджа Миллера (George Miller) — в отличие от них, у Ву получилось выпустить игру, притом достойную.

Scarface: The World Is Yours

Киношники не могут просто так оживить важного героя, ведь на экране его появление будет смотреться нелепо. Как втащить Максимуса в «Гладиатора 2»? Полагаю, что никак, разве что во флешбэках. У разработчиков игр, в отличие от киношников, свободы больше. Альтернативное развитие событий громко осуждать не станут.

Так произошло со Scarface: The World Is Yours (2006). В криминальной драме «Лицо со шрамом» (1983) Тони Монтана — беженец с Кубы, превратившийся в наркобарона в Майами, — погибает. В игре же Тони удаётся выжить под шквалом пуль. Какое-то время он зализывает раны, а затем вновь выходит на поверхность — возвращать грязный бизнес.

Scarface: The World Is Yours построена по модели GTA: Vice City. Открытый мир, перестрелки от третьего лица, транспорт, рейтинг полицейской тревоги… Район за районом Тони подминает Майами — сначала торгует кокаином по мелочи, затем сбывает промышленные партии. В конце бандит получает возможность отомстить Алехандро Сосе, наркобарону из Боливии, что «заказал» его в фильме.

Из-за сходства с GTA: Vice City отношение игроков к The World Is Yours было неоднозначным. Однако за смелость разработчиков всё же стоит похвалить: не стали пересказывать старый боевик, а предложили что-то свежее.


📷

Ghostbusters: The Video Game

Есть две классические части «Охотников за привидениями», увидевшие свет в 1980-х. И есть две новые — неудачный перезапуск и фильм, события которого происходят спустя 30 лет после второй картины. Между ними пристроилась Ghostbusters: The Video Game (2009).

Ghostbusters: The Video Game переносит нас в 1991 год — она максимально близка к старой дилогии. На экране шутит оригинальная четвёрка: герои Билла Мюррея (Bill Murray), Дэна Эйкройда (Dan Aykroyd), Гарольда Рэмиса (Harold Ramis) и Эрни Хадсона (Ernie Hudson). Выглядят болванчики как молодые версии всех перечисленных и говорят их голосами. Причём шутер устроен так, что звёзды постоянно сопровождают игрового персонажа — охотника-новичка. Видимо, чтобы вы не обращали внимания на то, что уровни линейные, а геймплей — скучноватый.

Сценаристами Ghostbusters: The Video Game указаны Эйкройд и Рэмис. Они же стояли за сценарием дилогии. Однако, назвав их в титрах сценаристами игры, студия Terminal Reality слукавила: Эйкройд и Рэмис не прописывали действие и диалоги от и до, а исправляли и дополняли то, что им показывали разработчики. В итоге в игру попали кое-какие идеи из первоначального сценария «Охотников за привидениями» и неснятого третьего фильма. Забавно, что перипетии дилогии объяснили в Ghostbusters: The Video Game происками культистов — последователей шумерского бога Гозера.

***

Участие голливудских кинодеятелей, судя по упомянутым проектам, зачастую добрый знак, будь то сценаристы, режиссёры или актёры. Возможно, киношники бы теснее сотрудничали с разработчиками, знай они, что игровая индустрия давно не соревнование двух пикселей на Atari 2600. Застрял фильм в производственном аду — махнул рукой на Голливуд и ушёл к разработчикам, как сделали Эйкройд и Рэмис. Не получается убедить Disney в необходимости снимать «Трон 2» — ну и ладно, пусть будет шутер, весьма, кстати, близкий по духу к прародителю. И так далее. Глядишь, все неснятые фильмы станут приличными играми!

Load More Related Articles