Как Билл Гейтс изменил закон, чтобы ездить на Porsche 959? И почему он из-за этого потерял около 400 миллиардов долларов?

В 1986 году компания Porsche представила суперкар 959, ставший самым быстрым серийным автомобилем в мире (хоть и всего на один год, до появления Ferrari F40)! Немцы вложили в 959-й весь свой сорокалетний опыт работы с заднемоторной компоновкой, что в сочетании с новейшими на тот момент электронными технологиями и полным приводом обеспечило сумасшедшую управляемость и динамику.

Автомобиль имел оглушительный успех, а журналисты издания Sports Car International так вообще назвали Porsche 959 лучшим спортивным автомобилем 1980-х. При этом с финансовой точки зрения суперкар оказался настоящей катастрофой. Стоил сумасшедший автомобиль сумасшедших денег — 225 000 долларов. Это и сегодня дорого, что говорить о середине 1980-х, а самое интересное, что каждый произведенный автомобиль обходился Porsche в 500 000 долларов. Убытки стремительно росли, поэтому выпустили всего около 300 машин. Среди счастливчиков, урвавших самый высокотехнологичный суперкар своего времени, оказались основатели корпорации Microsoft Билл Гейтс и Пол Аллен.


Автомобили были заказаны в 1986 году и после решения некоторых производственных проблем в 1987 году два автомобиля отправились морем в Сиэтл, штат Вашингтон. Все вроде шло хорошо, но был один нюанс… Поскольку автомобиль стоил Porsche чрезвычайно дорого, вкладывать дополнительные деньги в его сертификацию для американского рынка никто не хотел. Т.е. законно ввести Porsche 959 в США было невозможно, но вопрос обещал решить известный в США автогонщик, тюнер и торговец автомобилями Брюс Канепа. Чуда, конечно, не произошло. Таможня США забраковала автомобили и из порта Сиэтла они не выехали…


Для сертификации автомобиля в США, в числе прочего, нужно было провести минимум 4 краш-теста, другими словами — разбить 4 машины стоимостью 225 000 долларов (в том числе и поэтому Porsche изначально отказались от вывода 959-го на американский рынок). В какой-тот момент Билл Гейтс был готов купить эти 4 машины на свои деньги и передать компетентным органам США для необходимых мероприятий. Однако, этого оказалось недостаточно: Porsche еще должны были модифицировать автомобиль под стандарты дорожного движения США, так что проблема представлялась не решаемой!

Доведенный до отчаяния Билл Гейтс с коллегами по несчастью, к которым прибавились американский модельер Ральф Лорен и коллекционер Porsche актер Джерри Сайнфелд решили действовать как истинные американцы — наняли юристов! На консультации с Агентством по охране окружающей среды США (EPA) и Национальном управлением безопасностью движения (NHTSA) ушли годы. В 1999 году поправки в законодательство, позволяющие ввозить в США редкие и интересные автомобили в обход существующих правил были подписаны президентом Биллом Клинтоном.


Поправки к Федеральным стандартам безопасности механических транспортных средств США, названные «Show or Display», позволили ввозить в Америку автомобили представляющие культурную или коллекционную ценность, выпущенные ограниченным тиражом. Каждый случай рассматривается индивидуально, а годовой пробег автомобиля не должен превышать 2500 миль (примерно 4 000 км), т.е. таксовать по Манхэттену на таком авто никак не получится, но это определенно лучше чем ничего!


В 2000 году спустя 13 лет хранения на таможенном складе Билл Гейтс смог сесть за руль Porsche 959! Настойчивость и миллионы долларов решают любые проблемы 😉 Интересно, что Пол Аллен смог получить свой Porsche гораздо раньше, поскольку переехал жить в Европу…

За 13 лет борьбы за автомобиль экологические стандарты в США ужесточились, поэтому Биллу Гейтсу пришлось еще и модернизировать выпускную систему Porsche 959, но это были уже мелочи…

P.S. Есть мнение, что когда Билл Гейтс занимался вопросом легализации своего Porsche в США с привлечением огромного числа людей из команды Microsoft, был упущен момент в разработке мобильной операционной системы Windows. Более целеустремленные ребята из Google не отвлекались на мирские проблемы, запустили операционную систему Android и стали главными конкурентами Apple в стремительно набирающем обороты цифровом мире. В 2019 году на форуме Village Global Билл Гейтс честно признался, что считает удачный старт Android самой большой ошибкой в своей карьере, стоившей ему порядка 400 миллиардов (!) долларов. У Windows, конечно, появились свои смартфоны (у меня когда-то был Windows Phone), но это оказался настолько нишевый продукт, что никакой конкуренции гигантам рынка составить не удалось.

Load More Related Articles