Юрий Андропов и Юлиан Семёнов. Союз кинжала и пера.

Сегодня отвлечемся от наших тем и никаких загадки разгадывать не будем. А поговорим об искусстве. Точнее о влиянии Андропова на кинематограф и литературу поздних советских времен.

Почему хочется затронуть именно эту тему? Да потому, что она оказала огромное влияние на культурную жизнь страны, а для многих, стала решающим фактором при выборе жизненного пути и профессии. В 70-х и начале 80-х советский кинематограф радовал зрителей отличными фильмами о людях мужественных профессий. Были тут и милиционеры, и чекисты, таможенники, моряки и летчики, десантники и даже железнодорожники.

«Пираты ХХ века», «Место встречи изменить нельзя» (шедевр Говорухина, к которому удалось подобраться по популярности только Давиду Марковичу), «Следствие ведут ЗнаТоКи», «В зоне особого внимания», «Ответный ход», да еще несколько десятков отличных фильмов. Цитаты из них пошли гулять в народ. А очередной телевизионный показ собирал всю семью у экрана телевизора.

Каждое ведомство, особенно силовое, старалось популяризировать свою профессию, создать положительный образ советского борца с хулиганом, с супостатом, пиратом, и с каким – нибудь особо вредным вредителем, который не хотел жить по нашим справедливым законам.

Однако, никто по популярности не мог сравниться с блистательным Максом Отто фон Штирлицом! Вот — герой на все времена! Штандартенфюрер СС, агент — нелегал, человек, который обвел вокруг пальца Генриха Мюллера, группенфюрера, начальника IV отдела РСХА (Гестапо)! Нет в мире ни одного русскоговорящего человека, который бы не знал Штирлица!

Идейное руководство шефа КГБ вдохновило писателя Юлиана Семёнова на создание образа бесстрашного разведчика. Гениальный человек, гениален во всем. Это в полной мере можно отнести и к Юрию Владимировичу Андропову, который являлся популяризатором образа чекиста, преданно служащего Советскому Союзу.


Юлиан Семёнов.

Председатель КГБ СССР и Писатель. Этот союз родился под счастливой звездой.

По распоряжению Андропова Семёнову открыли переписку Сталина, Черчилля и Рузвельта, в которой шла речь об операции «Санрайз» и о «хорошем человеке, который честно делает свою работу». Нашей разведке стало известно о тайных переговорах Даллеса с Гиммлером. И сначала родился роман «Семнадцать мгновений весны». Вернее, серия книг, которые объединил образ отважного героя. А потом свет увидела и экранизация одноименного романа. Произведение имело огромный успех и тираж разошелся за пару дней, книгу пришлось допечатывать еще несколько раз. «Семнадцать мгновений весны» переведен на 28 языков. А тема разведки и дипломатической закулисы стала основной в творчестве Семёнова.

«Семнадцать мгновений весны» стал первым фильмом, который показал умного и смертельно опасного противника. Очарование концентрированного зла: ум, хитрость и стиль. И как тут не вспомнить Дона Карлеоне: «Не стоит ненавидеть врагов. Эмоции мешают думать».

«Перед работой над каждым романом Семёнов просматривал все архивы — и открытые, и те, что были в закрытом доступе», — вспоминает дочь писателя.

Не буду описывать достоинства фильма, его все видели, и не один раз. Просто хочется сказать, что фильм сделал для формирования образа чекиста гораздо больше, чем весь советский официоз за все время существования.


Из интервью Ольги Семёновой, дочери Юлиана Семёнова:

«Их отношения я могла бы действительно назвать дружескими. Папа познакомился с Юрием Владимировичем в конце 60-х, когда тот бы назначен председателем КГБ. Юрий Владимирович позвонил отцу и пригласил зайти на Лубянку. Дело в том, что отец незадолго до этого отправил туда гневное письмо: часто у него отбирали при выходе из архивов записи, сделанные для работы над новым произведением, и их не возвращали.

Кстати, папа при первом знакомстве предложил Андропову почитать его роман, но предупредил, что в нем много неоднозначных персонажей истории, и Юрий Владимирович абсолютно подкупил его своим ответом: «История однозначных персонажей не знает. С удовольствием почитаю ваш роман». С тех пор Андропов первым читал все папины новые вещи, и они неоднократно встречались».

Семёнову было позволено профессионально и глубоко работать с архивами. Закрытых тем для него не существовало. Ему даже приписывают цитату: «Кто контролирует прошлое — не растеряется в настоящем, не заблудится в будущем».


Юлиан Семёнов снабдил коллег по фильму — Таривердиева, Татьяну Лиознову и Вячеслава Тихонова, специальными удостоверениями Комитета Госбезопасности, где было написано: «Без права остановки», и стояла подпись: «Андропов».

В 1978 году Комитетом Государственной Безопасности СССР была учреждена Премия в области литературы и кино. И естественно, первая же премия была присуждена писателю Юлиану Семёнову и актеру Вячеславу Тихонову за участие в телесериале «Семнадцать мгновений весны». А еще, Тихонов стал кавалером ордена Ленина, а Броневой получил орден Трудового Красного Знамени за сногсшибательного Мюллера (настоящий Мюллер, наверное, умер бы от зависти).

В мемуарах Юрия Визбора упомянут эпизод, где описано, как после выхода фильма на экраны, Табакову пришло письмо из Германии от племянницы Шелленберга. Актёра благодарили и говорили, что неоднократно пересматривали фильм, чтобы ещё раз взглянуть на «дядю Вальтера».

Существуют воспоминания, о том, что после выхода фильма, в Центральном клубе КГБ на Большой Лубянке, был устроен большой прием по поводу премьеры сериала. По окончании официальной части Юрий Владимирович в фойе отвел в сторону Вальтера Шелленберга и проникновенно пожурил: «Олег! А это было безнравственно — так талантливо сыграть роль бригадефюрера…» Табаков поперхнулся шампанским. А Андропов уже обратился к рядом стоящему Броневому: «А с вами, Мюллер, разговор будет особый!». Не знаю, правда это или нет, но история звучит очень замечательно.

А самому Юлиану Семеновичу после фильма стали говорить, что он полковник КГБ, на что он неизменно отвечал: «Ложь, я генерал КГБ».

От себя: кто раскрасил этот фильм предать творческому остракизму на вечные времена.

Многие знают, что в ту «застойную» пору шло настоящее соревнование между главами двух силовых ведомств – КГБ и МВД, в том числе в кино и литературе. И следующим сильным ходом Комитета, был заказ на создание фильма о пограничной службе. В 1980 году были сняты первые серии великолепного фильма «Государственная граница». И в 1981 году премии КГБ СССР удостоился сам фильм и актеры, сыгравшие главные роли: Ливанов, Старыгин и Козаков. Фильм, действительно случился отличным. До сих пор смотрится на одном дыхании. Задумка была тоже эпичная: от революции и по настоящее (тогда) время. Последняя серия вышла в 1988 году. Юлиан Семёнов отношения к сценарию этого фильма не имел.

Зато к созданию еще одного гениального фильма он имел самое прямое отношение.


Семёнов и Бабрак Кармаль. Семёнов в совершенстве владел пушту и фарси. Возможно, они говорили без переводчика.

— Не знаю.
— Поехали в Макдональдс, за город?
— Хорошо, я вас жду в холле. В два часа, вас устроит?»
«ТАСС уполномочен заявить» 3 – я серия.

Пишу именно об этом фильме, так как имею с ним личные субъективные отношения. Во – первых, в нем был показан образец современного чекиста: интеллигент, идеалист и талассократ. Во – вторых, он непосредственно повлиял на мое будущее образование и, отчасти, на выбор профессии. В – третьих, идеализм стал жизненной аксиомой.

Речь идет о телевизионном фильме «ТАСС уполномочен заявить».

Основой книги и сценария послужило дело Трианона – Тригона — Огородникова. Семёнова ознакомил с материалами Вячеслав Кеворков, в 1972—1982 годах — начальник 3-го отдела Второго главного управления КГБ, генерал – майор. С 1982 года заместитель генерального директора того самого союзного Телеграфного Агентства.

Разработкой шпиона занималась московская контрразведка. Операция была проведена блестяще! Разоблачена опасная агентурная сеть и задержана сотрудница посольства, по совместительству кадровый офицер ЦРУ Петерсон. Кстати, первая женщина – офицер, направленная в Союз (представляете, до какой степени, тогда, Россия была безопасной страной).

В 1979 году родилась книга «ТАСС уполномочен заявить». Андропову очень понравился роман и было принято решение о его экранизации.

День премьеры сериала был согласован с Политбюро ЦК КПСС — 28 июля 1984 года. Показом данного фильма хотели отвлечь от Олимпийских игр 1984 года, проходивших в Лос-Анджелесе, так как СССР объявил бойкот играм.

5 мая 1984 года.

Генеральный секретарь ЦК КПСС Константин Черненко подписал постановление Политбюро о неучастии советской команды в летних Олимпийских играх в Лос-Анджелесе:

«Отделам пропаганды, внешнеполитической пропаганды, Международному отделу, Отделу ЦК КПСС совместно со Спорткомитетом СССР, МИД СССР и КГБ СССР разработать пропагандистские меры, которые позволили бы создать благоприятное для нас общественное мнение в мире и убедительно показать ответственность США за неучастие советских спортсменов в Олимпийских играх».

До сих пор искренне не понимаю, зачем надо было кого — то отвлекать, если Олимпиаду не транслировали по ТВ? Ну будем считать, что это просто чекистская привычка перестраховываться.😁

И роман и фильм получились просто поразительными!!! А в США и Великобритании было продано более 50 тыс. экземпляров книги.

Плеяда замечательных актеров привлечена к участию в сериале. Ну, понятное дело – Тихонов. Тихонов – это бренд госбезопасности. Куравлев, Алферова, Глузский, Юматов, Калныньш, Клюев, смешная роль досталась Ярмольнику. И конечно, Юрий Соломин и Вахтанг Кикабидзе. А помните музыку Эдуарда Артемьева в опенинге? Электроника на фоне морзянки. Шедевр! Консультантами фильма были не абы кто, а те люди, которые принимали непосредственное участие в разработке и поимке шпионов: Кеворков и Перетрухин.


Полковник Славин рассказывает Джону Глэббу о «пупсиках Катманду».

Фильм удался. Может он не стал до такой степени легендарным, как предшественник — «Семнадцать мгновений весны», но то, что получился не хуже – это факт.

Предсказуемо: премия КГБ СССР в 1984 году ушла к актерам Кикабидзе и Соломину и фильму «ТАСС уполномочен заявить».

В заключение, хочется сказать пару слов о Юлиане Семёнове. Личность масштабная и отличный писатель, думаю, что стоит посвятить ему отдельную статью, потому что формат этой слишком мал. Выпускник Московского института востоковедения. Однокурсник и друг Евгения Примакова. Корреспондент «Литературной газеты» за рубежом.


Примаков и Семёнов в Праге.

В ходе своей литературной деятельности встречался с бароном фон Фальц-Фейном, брал интервью у Отто Скорцени и Альберта Шпеера. Организовал и занимался поисками «Янтарной комнаты».


Юлиан Семёнов и Жорж Сименон (однофамильцы или родственники😁). Интересно, а многие тогда в Союзе носили водолазки от Lacoste?