31 мая 1931 года у стен Данилова монастыря в Москве собралась группа советских литераторов. Им предстояло стать свидетелями мрачной церемонии — эксгумации праха Николая Гоголя. Официальной причиной было переносе кладбища для реконструкции города. Но то, что они увидели, породило одну из самых жутких и устойчивых легенд в истории русской литературы — легенду о пропавшей голове гения.
Плановая эксгумация или кощунство?
В начале 1930-х годов кладбище Свято-Данилова монастыря, где был похоронен Гоголь, подлежало ликвидации. По плану реконструкции Москвы прах известных деятелей культуры решено было перенести на Новодевичье кладбище. Это была стандартная процедура для того времени, однако имя Гоголя и ореол таинственности вокруг его смерти сразу же выделили это событие из ряда других.
На месте работала комиссия, в которую вошли известные писатели и деятели искусства: Владимир Лидин, Юрий Олеша, Всеволод Иванов и другие. Их задачей было зафиксировать процесс. Однако именно их воспоминания, зачастую противоречивые, и стали источником сенсационных слухов.
Версия №1: Мистическое исчезновение
Самое известное свидетельство принадлежит писателю и литературоведу Владимиру Лидину. Согласно его записям, когда массивный гроб-саркофаг Гоголя (первоначальный деревянный гроб к тому времени истлел) извлекли и вскрыли, собравшихся ждал шок: череп писателя в гробу отсутствовал.
Откуда же взялась эта версия? Лидин же и предложил «разгадку»: ходили слухи, что еще в 1909 году, при реставрации надгробия к 100-летию писателя, монахи могли похитить череп. Якобы его желал заполучить для своей театральной коллекции известный меценат Алексей Бахрушин. Однако последующие проверки (в частности, исследователем Леопольдом Ястржембовским) не нашли в коллекции Бахрушина никаких «безымянных» черепов.
Версия №2: Актуальный для эпохи вандализм
Более приземленная, но и более правдоподобная версия принадлежит литератору Вячеславу Полонскому. В своих дневниках он описывает происходящее не как мистику, а как акт мародерства и неуважения.
По его словам, останки Гоголя были целы, но присутствующие вели себя как варвары: писатель Александр Малышкин оторвал кусок сюртука покойного, поэт Анатолий Стенич (будущая жертва сталинских репрессий) украл ребро, а другие растаскивали на «сувениры» фрагменты гроба.
Эту версию косвенно подтверждает и сам Лидин: он упоминал, что взял лоскут от сюртука Гоголя и впослeдствии вшил его в переплет первого издания «Мертвых душ».
Версия №3: Путаница и игра воображения
Существуют и другие, менее драматичные свидетельства. Историк-археолог А. Смирнов, также присутствовавший при вскрытии, опровергал слухи об отсутствии черепа. Он утверждал, что голова была на месте, но неестественно повернута набок, что и могло вызвать путаницу в сумерках и в нервозной обстановке.
А историк А.С. Соловьев и вовсе заявлял, что гроб найти не удалось, обнаружив лишь «сеть подземных ходов». Это больше походит на городскую легенду, но оно иллюстрирует царившую тогда атмосферу неразберихи и слухов.
Почему тайна жива до сих пор?
Загадка могилы Гоголя не разгадана по одной простой причине: отсутствуют объективные доказательства. Ни одного официального акта осмотра или, что главное, фотографии места эксгумации не сохранилось. Лидин, по его словам, фотографировал другие могилы, но гроб Гоголя — нет.
В итоге мы имеем дело не с историческим фактом, а с совокупностью противоречивых устных воспоминаний, окрашенных личными впечатлениями, суеверным страхом перед фигурой Гоголя и общим духом неуважения к старым памятникам, характерным для той эпохи. Скорее всего, мы имеем дело не с мистическим исчезновением, а с банальным актом вандализма и мародерства, прикрытым густым туманом литературных легенд.