23 августа 1956 года у семейного склепа Мэтисов в Голливуде не толпились женщины. Этот факт стал новостью, которую тут же растиражировали американские СМИ. Впервые за 30 лет, место упокоения Рудольфа Валентино не посетила ни одна поклонница…
Популярность этого актёра среди представительниц слабого пола сложно описать даже превосходными эпитетами. Она сравнима, разве что с популярностью Элвиса Пресли или «Битлз». Настоящее сумасшествие, истерия, идолопоклонничество — фанатки Рудольфа Валентино готовы были на всё, лишь бы прикоснуться к нему.
Так чем же этот мужчина, не обладающий выдающимися актёрскими способностями, привлекал поклонниц? Исключительно природными внешними данными и безумным обаянием, которым он научился умело пользоваться!
Снявшись всего в паре десятков немых фильмов, Рудольф Валентино навсегда закрепил за собой статус главного секс-символа немого кино. Символично, что из жизни он ушёл на пике популярности — всего за год до начала эпохи звуковых фильмов, в которой ему, скорее всего, не нашлось бы места…
Мальчик из Италии
6 мая 1895 года в маленьком итальянском городке Кастелланета на свет появился Родольфо Альфонсо Раффаэло Пьерри Филиберт Гульельми ди Валентино д’Антоньолла, который позже станет известен на весь мир как Рудольф Валентино.
Младший сын бывшего циркача, ставшего ветеринаром, родился в один год с кинематографом, который через четверть века сделает его мировой знаменитостью.
Детство юного Родольфо было весьма беззаботным — отец зарабатывал хорошо и семья ни в чём не нуждалась. Мальчика даже смогли отправить в Париж — учиться танцам, но, после смерти отца в 1906 году, ему пришлось вернуться в Италию. Через два года он попытался поступить в военную академию, но его не приняли из-за слишком скромных физических данных — паренёк был довольно худым и субтильным.
Несколько лет Родольфо «жил — не тужил» на оставшиеся от отца деньги и совершенно не желал работать. Однако творческая натура требовала приключений и в конце 1913 года он отправился покорять Нью-Йорк…
Жиголо из Нью-Йорка
Вдалеке от матери и родного дома, Родольфо быстро узнал, что такое выживать, а не жить. Деньги, которые у него были по приезду, он промотал за несколько недель и пришлось идти работать. Попробовав себя в профессиях садовника, мойщика посуды, таксиста и официанта, Родольфо всё-таки нашёл занятие по душе — танцы.
Ему очень пригодились навыки, полученные на обучении в Париже. Парень замечательно танцевал и стал жиголо — наёмным партнёром по аргентинскому танго.
Термин «жиголо» впоследствии приобрёл более скабрезное значение (любовник богатых женщин), но в те годы так называли профессиональных партнёров по парным танцам, которых нанимали за деньги.
Сначала он танцевал в кафе, а после его приняли в гастрольную театральную труппу, где он в полной мере раскрыл свой талант не только танцора, но и обольстителя женщин. Родольфо начал следить за своей внешностью и вскоре превратился из тщедушного паренька в обаятельного молодого мужчину с гипнотизирующим взглядом.
Гастролировал он недолго — к 1917 году танцевальная труппа распалась и Родольфо решил попробовать себя в кинематографе, переехав жить в Калифорнию. За несколько лет гастролей по США он успел обзавестись несколькими полезными знакомствами (в основном — женскими), так что трудностей с получением первых эпизодических ролей у него не возникло.
Переезду в Калифорнию также способствовало одно весьма пикантное событие в жизни молодого итальянца. О нём стоит рассказать подробнее…
Кадр из фильма «Четыре всадника Апокалипсиса»
Чилийские страсти, тюрьма и роковое убийство
В 1915 году Родольфо познакомился с женой бизнесмена и бывшего игрока в американский футбол Джона де Соллза, которая была моложе своего мужа на 16 лет и отличалась крайне привлекательной внешностью. А ещё Бланка де Соллз (в девичестве — Эррасурис) была из богатой чилийской семьи и обладала весьма приличным наследством.
К тому времени Бланка, ровесница Родольфо, уже четыре года была замужем и даже успела родить сына. Тем не менее между молодыми людьми вспыхнула нешуточная страсть. Женщина была несчастлива в браке, поэтому вскоре подала на развод, чтобы остаться с Валентино. Начался долгий бракоразводный процесс…
Родольфо выступал на нём в качестве свидетеля и предоставил доказательства того, что Джон де Соллз имел порочащие связи с его партнёршей по танцам Джоан Сойер. Супругов развели в декабре 1916 года, но де Соллз использовал все свои связи, чтобы посадить Валентино за решётку.
Герой-любовник провёл в тюрьме всего несколько дней и был выпущен под залог в 1500 долларов. Выйдя на свободу, он столкнулся с всеобщим презрением. Старые друзья отвернулись от него, а Бланка даже не поблагодарила за помощь в разводе.
Теперь уже бывшая жена Джона де Соллза по решению суда лишилась опеки над сыном и 3 августа 1917 года поехала к нему с требованием вернуть ей ребёнка. Разговор происходил на повышенных тонах — де Соллз не хотел отдавать Бланке сына и женщина пошла на крайние меры.
Она достала пистолет и приставила его к голове бывшего мужа. Ему такой поворот событий не понравился и он попытался вырвать оружие из её рук. В процессе борьбы раздалось пять выстрелов. На удивление — все пули попали в цель. Джон де Соллз скончался в больнице вечером того же дня.
Судебный процесс над Бланкой де Соллз освещали все главные печатные издания Америки! Новости о суде над «отчаявшейся женщиной, невольно убившей мужа-тирана» занимали первые полосы газет, вытеснив оттуда сводки с полей Первой мировой войны.
В суде не раз всплывало имя Валентино, причём тоже не в самом благовидном свете. Его называли чуть ли не главным виновником произошедшей трагедии, что окончательно уничтожило его репутацию.
В конце концов Бланку оправдали так называемым «народным вердиктом» и 1 декабря 1917 года освободили прямо из зала суда. Позже она снова вышла замуж и снова развелась, а в 1940 году покончила с собой в возрасте 45 лет…
А что же Родольфо? Как уже было сказано выше — он укатил в Калифорнию, пробовать свои силы в кинематографе и, заодно — подальше от Нью-Йорка, в котором оставил самый мрачный эпизод своей жизни. Чтобы не тянуть за собой негативный шлейф произошедших событий, он сменил имя с Родольфо Гульельми ди Валентино на более благозвучное для английского языка — Рудольф Валентино.
Герой-любовник из Голливуда
В Голливуде начинающий актёр поначалу играет подонков и негодяев в эпизодах малобюджетных короткометражек. Параллельно он расширяет круг знакомств и даже в первый раз женится 5 ноября 1919 года. Его избранницей становится актриса Джин Эккер в которую он без памяти влюбился после нескольких встреч.
Красавчик Валентино и обворожительная Эккер, на первый взгляд, идеальная пара. Казалось бы, что может пойти не так? Но, этот брак просуществовал всего шесть… часов! После торжественной церемонии актриса категорически отказалась впускать новоиспечённого мужа в свой гостиничный номер и тот, «несолоно хлебавши», вынужден был уйти и искать утешение в объятиях более сговорчивых женщин. Причины своего поступка Джин Эккер так и не объяснила…
Тем не менее Валентино и Эккер, впоследствии, поддерживали довольно дружеские отношения, а скандальный брак с кинозвездой помог начинающему актёру обратить на себя внимание продюсеров. В 1921 году он получил главную роль в фильме «Четыре всадника Апокалипсиса», режиссёра Рекса Ингрэма.
В этой картине Валентино продемонстрировал всё своё обаяние, сыграв чувственного латиноамериканца. В одной из сцен он танцевал аргентинское танго и тем самым мгновенно влюбил в себя тысячи зрительниц. «Четыре всадника Апокалипсиса» стали главным коммерческим хитом 1921 года, а Рудольф Валентино в один момент превратился в суперзвезду!
Через несколько месяцев актёр закрепил свой успех, снявшись в не менее успешной картине «Шейх», где предстал в образе восточного красавца. Тысячи женщин многое бы отдали, чтобы оказаться на месте героини, которую по сюжету похищает своенравный шейх…
Интересный факт! Визитной карточкой Руди Валентино стали гладкие, аккуратно уложенные волосы, щедро сдобренные бриолином для блеска и сохранения формы причёски. Завистники распространяли слухи, что такая укладка скрывает проплешину на затылке, которую актёр ещё и замазывает сажей. А ещё ходили слухи, что Валентино каждый день ест лук, чтобы лысина зарастала…
После «Шейха» актёру уже нельзя было не просто выйти на улицу, а даже безопасно ездить в поезде. Назойливые поклонницы доставали его везде, где только можно, а он жил в своё удовольствие и с огромной скоростью тратил свои гонорары.
В 1922 году он завязывает бурный роман с известной актрисой Аллой Назимовой, которая проживает в своём особняке с художницей по костюмам Наташей Рамбовой. Причём двух женщин связывают далеко не дружеские, а гораздо более близкие отношения…
В итоге проигравшей в любовном треугольнике оказывается Назимова — её возлюбленный Руди сбегает в Мексику с Наташей и вступает с ней в брак. Однако супружеское счастье вновь было омрачено. В этот раз — судебным разбирательством. Оказалось, что Валентино официально не разведён с Джин Эккер и ему предъявили обвинение в двоежёнстве.
Через год брак с Наташей Рамбовой всё-таки признали законным, но его чувства к ней охладевают и он снова пускается во все тяжкие. А законную супругу, по его просьбе, даже не пускают на съёмочную площадку.
За следующие четыре года Валентино крутит романы с разными женщинами, в том числе с актрисами Полой Негри и Вильмой Банки, а также устраивает шикарные вечеринки в своём доме на голливудских холмах, который он назвал «Гнездо орла».
Не забывает Руди и о поддержании своей популярности, снимаясь в однообразных, но неизменно успешных фильмах, эксплуатирующих образ горячего героя-любовника. В картине «Молодой раджа» (1922) он появляется практически обнажённым — лишь в набедренной повязке и жемчужных ожерельях. Говорят, что на показах этого фильма особо впечатлительные зрительницы падали в обморок… Последней работой Рудольфа Валентино становится «Сын шейха» (1926) — продолжение одного из самых успешных его фильмов.
Было бы удивительно, если бы Руди Валентино избежал подозрений в бисексуальности. Естественно, его периодически обвиняли в пристрастии не только к женскому, но и мужскому полу. Такие заявления приводили актёра в ярость. Одного журналиста, намекнувшего в своей статье на его нетрадиционные наклонности, Валентино вызвал на боксёрский поединок, который состоялся на крыше отеля. О результатах боя история умалчивает…
По словам женщин, с которыми общался Рудольф Валентино, он обладал поистине гипнотизирующим взглядом. Стоило ему пристально посмотреть даме в глаза и она уже готова была идти хоть на край света, даже зная, что будет обманута. Привычка надолго фокусировать взгляд на собеседнике появилась у Руди из-за врождённой близорукости. Только спустя годы он сделал эту особенность своей «фишкой». Как говорится — не было бы счастья, да несчастье помогло!
Вечно молодой секс-символ ушедшей эпохи…
«Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!»
(Воланд, «Мастер и Маргарита»)
Жизнь Рудольфа Валентино была невероятно яркой, насыщенной и полной разнообразных удовольствий. Он жил на широкую ногу, его боготворили женщины, а популярность, казалось, никогда не иссякнет. Но, имел ли он право стареть? Категорически нет! Привлекательная внешность была залогом его успеха, а годы рано или поздно, наложили бы на неё свой беспощадный отпечаток. Наверное, он это прекрасно понимал.
Судьба всегда была благосклонна к этому человеку, но, за все её подарки рано или поздно приходится платить. Рудольф Валентино заплатил своей жизнью, покинув этот мир в 31 год далеко не самым лёгким образом…
15 августа 1926 года его скрутила сильнейшая боль в животе. В нью-йоркской больнице у Валентино диагностировали острый аппендицит и провели срочную операцию. Однако его состояние не улучшилось — начался перитонит, вызвавший заражение крови. Спустя восемь дней Рудольф Валентино покинул этот мир.
Впоследствии было обнаружено, что никакого аппендицита не было, а причиной боли стала прободная язва желудка. Однако медицинские технологии того времени не позволили её диагностировать. Тогда в хирургии даже появился специальный термин «аппендикс Валентино», который используется по сей день.
Тысячи поклонниц до самого конца не верили в смерть своего идола. Некоторые из них не смогли смириться с утратой и самостоятельно отправились за Валентино в мир иной…
Похороны состоялись 14 сентября 1926 года на кладбище «Hollywood Forever» в семейном склепе Джун Мэтис — сценаристки фильмов «Четыре всадника Апокалипсиса» и «Кровь и песок». Она временно предоставила этот склеп для захоронения Валентино, так как у его родственников не было денег, чтобы оплатить отдельное место на кладбище. На момент смерти, состояние главного секс-символа Голливуда было в районе 250 тысяч долларов, а долгов он оставил на несколько миллионов…
Гроб был сделан из серебра и красного дерева, а на огромную похоронную процессию, состоявшую, в основном из рыдающих женщин, с самолёта разбрасывали лепестки роз. Бенито Муссолини прислал из Италии почётный караул — настолько была велика популярность Валентино на родине.
По легенде — на открытом прощании, вместо тела в гробу лежала восковая копия актёра. Родственники опасались, что обезумевшие от горя поклонницы могут повредить покойника.
Временное место упокоения в итоге стало постоянным — после смерти Джун Мэтис и её матери, некому стало требовать переноса праха Валентино — он так и остался навсегда в этом склепе.
Даже после кончины, Рудольф Валентино продолжил зарабатывать деньги. Фанатки раскупили сотни тысяч открыток, где он, с помощью фотомонтажа, был изображён возносящимся на небеса. И, надо ли говорить, что на протяжении многих лет в годовщину его смерти около склепа собирались его поклонницы с цветами?
Почти 30 лет продолжалось ежегодное паломничество на могилу Валентино. В первые годы число фанаток исчислялось тысячами. Спустя десятилетие, их приходило несколько сотен. Потом лишь самые преданные поклонницы приносили цветы к семейному склепу Мэтисов, а в 1956 году уже не пришёл никто.
Sic transit gloria mundi…