Я всегда задавалась вопросом, зачем такая умница и красавица как Ирина Алферова отдала лучшие 17 лет творческой жизни «Ленкому»? Ведь мало того, что худрук Марк Захаров не давал актрисе стоящих ролей, так еще и пытался разрушить её брак с Александром Абдуловым ради собственной дочери. Может быть именно из-за этой жертвы Алферова так и осталась для большинства зрителей «бездарной красавицей»? Давайте попробуем разобраться.
Начнем с того, что у Захарова изначально были причины недолюбливать красавицу-актрису, ведь, во-первых, его буквально заставили взять ее под свое крыло, а во-вторых, режиссеру не нравилось то, что Алферова недавно стала мамой. Свою дочь Ксению она родила от болгарского дипломата Бойко Гюрова, с которым даже не была расписана и рассталась из-за его страсти к «злачным» местам.
Но отец Гюрова оказался человеком ответственным: чувствуя вину перед матерью своей внучки, он позвонил в «Ленком» и попросил за Алферову. Он даже обеспечил ее жилплощадью в столице. На это власти высокопоставленного чиновника хватило с лихвой.
Ирина Алферова с маленькой дочерью
Конечно же, Захаров пообещал, что без ролей такая красавица не останется. А вот сама Ирина и представить не могла, что в первый же день в театре без ума влюбится в своего будущего мужа — Александра Абдулова. Он тогда играл главную роль в спектакле «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».
Абдулов и Алферова
Здесь важно отметить, что на тот момент Алферова уже приобрела кое-какой вес как актриса. До прихода в Ленком она снялась в трех картинах, включая многосерийный фильм «Хождение по мукам» (1974), и многие режиссеры мечтали заполучить в свой фильм красавицу, с которой, по слухам, можно было писать картины. Но худрук, ясное дело, не хотел, чтобы его «театральная» актриса снималась, так что Алферова в знак признательности отказывалась от многих заманчивых предложений.
Вот только жертвы не окупились: Марк Захаров продолжал держать Ирину в массовке, так как считал, что ей все еще не хватает опыта. А для самой актрисы в ту пору главным приоритетом стали отношения с Абдуловым. Не прошло и двух лет с момента рождения дочери Ксении, как в 1976 году Ирина и Александр связали себя узами брака.
Роль Даши принесла актрисе первую волну популярности
Прошло еще три года, и на Алферову обрушилась всесоюзная слава, ведь она сыграла в настоящем «блокбастере» того времени — кинокартине «Д’Артаньян и три мушкетёра», а затем закрепила свой успех ролью в фильме «С любимыми не расставайтесь».
Вот только печальная история повторилась: режиссер «Мушкетеров» Георгий Юнгвальд-Хилькевич на каждом шагу говорил о том, что ему навязали бездарную актрису. А все дело в том, что в роли Констанции он видел исключительно Евгению Симонову, но руководство «Госкино» утвердило на роль Алферову, которая была на пике славы после роли Даши в телеэпопее «Хождение по мукам».
Георгий Юнгвальд-Хилькевич предвзято отнесся к Ирине
Такая ситуация была лишь на руку Захарову: Марк Анатольевич, сам обиженный на «втюханную» ему актрису, продолжал обещать ей роли, которых так и не было. А Ирина, хоть и получала предложения от других театров, держалась за эту сцену, так как всегда хотела быть рядом с мужем, а то ненароком уведут.
Вот и выходит, что Захаров убил двух зайцев одним выстрелом: Абдулов в одиночку мог обеспечить аншлаг, а театр продолжал славиться тем, что в нем служит одна из самых красивых актрис. Выпрашивать роли для супруги Абдулов не хотел: он лишь подбадривал жену и уверял, что вскоре все наладится.
«С любимыми не расставайтесь» (1979)
Но в середине 80-х ситуация усугубилась: в театр пришла дочь худрука — Александра Захарова. Мало того, что все роли Ирины в массовке были переданы ей, так она еще и решила заполучить в мужья именно главную звезду театра — Абдулова.
Захаров создал все условия для того, чтобы его дочь, у которой никак не складывалась личная жизнь, проводила как можно больше времени с избранником: он ставил ее и Абдулова в одни спектакли, а Алферовой не давал даже самой незначительной роли, чтобы она не мешала влюбленной наследнице гастролировать с этим спектаклем.
Александра Захарова с отцом
Вот только на Абдулова не действовали чары дочери худрука, которая смотрела на него «щенячьими глазами», так что отомстить Алферовой посредством Александры так и не удалось. Может быть, поэтому, когда Захарова выбрала нового фаворита — Андрея Соколова, отношение Марка Анатольевича к Ирине не изменилось: она получала «подачки», играя во втором составе. И все же уходить из театра, ставшего родным, актриса не хотела.
Дочь супруги Абдулов воспитал как родную и Ксения была уверена, что он её родной папа
Последней каплей стало предложение совсем постыдной роли. Случилось это уже после развода с Абдуловым, так как режиссер, видимо, почувствовал слабость актрисы. Он гордо показал ей сценарий, от которого Алферова потеряла дар речи: ей досталась унизительная роль без единого слова. Во время спектакля она должна была обрасти шерстью, превратиться в собаку и начать лаять. При этом в роли изящной дамы с веером на тот самом балу, как вы догадываетесь, была Александра Захарова.
В тот момент актриса поняла, что не хочет больше служить в заведении, ставшим театром одной актрисы, и тут же уволилась. А вот Марк Анатольевич «играл свою роль» до последнего, уверяя, что держал Алферову в труппе лишь из-за уважения к ее бывшему мужу.
В фильме «Ермак» (1996)
Ирину Алферову с распростертыми объятиями приняли в Московский театр «Школа современной пьесы», где она получила и главные роли, и звание народной артистки (2007). На этой сцене Алферова наконец-то смогла раскрыться, избавиться от комплексов, внушенных прежним худруком, и поверить в себя.
В интервью она говорила: «Я взлетела над сценой, у меня появились крылья». В 1995 году актриса снова вышла замуж. Ее избранником стал актер Сергей Мартынов, с которым она воспитала двух его детей от предыдущих браков, а также сына своей покойной сестры. В этом году супруги отмечают 30-летие совместной жизни и до сих пор очень счастливы вместе.
С мужем Сергеем Мартыновым и единственной родной дочерью Ксенией
73-летняя Ирина Ивановна продолжает пополнять свою фильмографию новыми работами, выходит на сцену «Школы современной пьесы», а также играет во множестве антреприз.
«Старые шишки» (2021)
Остается пожелать прекрасной актрисе, которая вызывает уважение не только талантом, порядочностью, но и тем, что предпочла стареть, не уродуя себя пластикой, здоровья, семейного счастья и, конечно же, дальнейших творческих успехов!