— Вот этот будет моим любовником! — сделала свой выбор Вия Артмане, оценивающе взглянув на молодого актёра.
Так безвестный латышский артист прошёл пробы в картину Яниса Стрейча «Театр» по роману Сомерсета Моэма в 1978 году. Артмане, игравшая главную роль, принимала участие в утверждении актёров на роли её мужа, сына и любовника. Ну а Ивару Калныньшу фильм принёс славу и востребованность в кинематографе.
Правда, Ивара ценили прежде всего за фактуру: красивый, с хорошей фигурой, спортивный и удивительно киногеничный. Зрительницам он нравился! Влюблялись в картинку на экране, заваливали письмами и искали благосклонности актёра. А Калныньша тяготил ярлык «героя-любовника».
— Странно, что меня называют секс-символом! — сокрушался актёр. — Я же творец и личность, а меня оценивают, как какую-то биологическую машину. У меня было очень много женщин, но я никогда, как это делают другие, их не считал. Поэтому затрудняюсь сказать, сколько именно. Это же не олимпийский рекорд. Повторюсь, я творец, я другим в жизни самоутверждался!
«Я не верила в закон бумеранга, он бросил семью, и я была счастлива»
Аурелия Анужите была юна и свежа в свои 20 лет. В картине «Тайны семьи де Граншан» Ады Неретниеце она и 44-летний Калныньш играли влюблённых. Красивые постельные сцены, объяснения в любви, эти глаза напротив… Чувства вспыхнули не только на экране.
Но актёр был женат, с супругой Илге они прожили вместе 20 лет. В браке родились две дочери, Уна и Элена, причём Уна была почти ровесницей Анужите.
И всё-таки Калныньш ушёл от жены, мол, любовь всё равно прошла, брак себя исчерпал. Ивар даже перешёл из лютеранства в католицизм, чтобы обвенчаться со своей новой избранницей.
Но семейная жизнь не задалась, ведь красавец-актёр не собирался менять своих привычек. Семья — семьёй, но зачем отказываться от женского внимания? Ему для этого ничего особенного не надо было делать, легкомысленные особы, привлечённые известностью актёра, всегда находились. Тем более, что после распада Советского Союза актёр снимался в российских фильмах и часто уезжал в Россию на съёмки.
— Я не верила в закон бумеранга, он бросил семью, и я была счастлива! — говорила Аурелия. — Но верно говорят, что на чужом несчастье счастья не построить. Конечно, я, молоденькая женщина, неискушённая и преданная мужу, дико ревновала! Тем более, до меня всё время доходили слухи о его шашнях. Вот и скандалила!
«Я ведь неплохой семьянин, просто не надо у меня выпытывать, с кем я, где я»
Коллеги актрисы по театру судачили о об их скандалах, замечая синяки Аурелии. Кто-то видел, как Ивар в пылу ссоры жёстко хватает её за руки, а она вырывается, другие были свидетелями пощёчин — они ссорились, и он мог отвесить ей по лицу, не удержавшись.
Появление на свет малыша Микуса в 1994 году положение не спасло.
— Аурелия меня ревновала, а словно в отместку и сама флиртовала. Так что и я ревновал, я вообще ревнивый, и мог дать своим женщинам затрещину…, — признавался Калныньш. — Нелепый на самом деле поступок. Практика всех влюблённых на нашей планете говорит о том, что этого делать не стоит.
Однажды Анужите даже ушла от мужа, но затем супруги помирились, и всё началось заново: то скандалы, то примирения. Всё-таки в 1999 году супруги окончательно расстались. Кстати, сам Калныньш не считал, что он был причиной двух разводов.
— С Илге мы уже не жили вместе, и Аурелия сама от меня ушла, — утверждал актёр. — Так что я никого не бросал! А вот две жены меня бросили. Я ведь неплохой семьянин, просто не надо у меня выпытывать, с кем я, где я… Не надо ревновать. И Аурелия меня ужасно обидела, сказав, что моё время кончилось в плане творчества, она ведь моложе на 20 лет. Эту обиду я не смог забыть, зато радовался, когда мне дали прекрасную роль, а её в картину не взяли.
Каждый нашёл своё счастье
Ну а Ивар, словно доказывая свою востребованность не только как актёра, но и мужчины, снова женился на двадцатилетней! Разница в возрасте между супругами составляла уже 29 лет. На одной из вечеринок актёр подошел к понравившейся девушке и сказал: «Вы так похожи на Мону Лизу». «А вы похожи на Ивара Калныньша!», – не растерялась она.
Лаура Магазниеце родила актёру двух дочек, Луизу и Вивьен, и занимается семьёй.
— Глупости какие! — возмущается Лаура. — Меня же он не бил! Поэтому я не верю, это бывшая слухи распускает и подговаривает «свидетелей». А к мужу я не суюсь, где он и с кем был… Ничего не хочу знать о том, что творится за пределами нашего дома!
Аурелия вышла замуж за Андриса Лауциньша, председателя правления Совета иностранных инвесторов в Латвии, и родила супругу пятерых детей: Агату, Язепа, Марию и близнецов Альберта и Теодора! В этом браке она чувствует себя счастливой, в то время как союз с актёром, по которому «сохли» зрительницы, вспоминает как большую ошибку.
А актёр, в свою очередь, нашёл свой идеал жены в лице Лауры:
— Мой идеал женщины — в цепях, прикованная к плите, всё время работает в поте лица. И фартучек грязненький… или в огороде борется с сорняками. Шучу, но в этом есть часть правды. Моя жена вкусно готовит и не даёт мне даже тарелки мыть!
«Всё русское вызывает неприязнь. Пусть россияне наживаются на том прекрасном, что мы им оставили»
В 2022 году актёр перечеркнул своё прошлое, связанное с СССР и Россией, хотя снимался не только в советское время.
— Да, я много снимался в советских и российских картинах. Но сейчас я выбросил это из памяти и забыл об этом как о страшном сне. Всё русское вызывает неприязнь. Пусть россияне наживаются на том прекрасном, что мы им оставили, — заявил Калныньш.
В ответ на удивление его позицией со стороны российских актёров и напоминание, что своей известностью он обязан СССР, актёр сказал:
— Мне говорят: «Вы же должны Советскому Союзу, правительству советскому за всё». Я говорю: «Это вы мне должны, вы недоплатили! Кто кому ещё должен». Тоже гордый, а то, подумаешь, я Госкино должен что-то. Они миллионы зарабатывали, а нам отбросили шуточные!
Но ведь после распада Советского Союза Калныньш сыграл в пятидесяти российских фильмах и сериалах (в Латвии он не снимается). Здесь-то как, деньги были шуточные или нешуточные?
А ещё актёр написал книгу на русском языке «Моя молодость — СССР», выпущенную в России издательством АСТ. И в ней — одни дифирамбы и Советскому Союзу, и людям, и кинематографу, и сегодняшней России.
Москву я очень люблю – с ее пробками, сумасшедшим ритмом, коренными москвичами и теми, которые «понаехали тут»… Есть в этом городе какой-то особый шарм! Даже в 90-е годы, в разгар антисоветских настроений я, несмотря ни на что, продолжал работать в России, занимался своей профессией. И сейчас одинаково комфортно чувствую себя и в Москве, и в Риге. По-моему, у актёров нет национальности, они интернационалисты априори.