Некоторые люди, жившие в Советском Союзе, хотели эмигрировать за рубеж. Только вот граница «страны социалистического счастья» была «на замке», и пропускали через неё далеко не всех. Несмотря на то, что за такой побег могли даже расстрелять, советский лётчик улетел в Японию на истребителе «Миг-25П».
Виктор Беленко и условия жизни в СССР
Советский лётчик-перебежчик Виктор Иванович Беленко родился в городе Нальчик 15 февраля 1947 года в семье рабочих. С 1967 по 1971 годы Беленко учился в Армавирском высшем военно-авиационном училище. После учёбы Виктора отправили в Ставропольское авиационное высшее военное училище штурманов и лётчиков в качестве лётчика-инструктора.
Будущий перебежчик во время службы характеризовался положительно, даже был членом КПСС. В 1975 году Беленко изъявил желание перевестись на Дальний Восток, после чего получил назначение в полк армии ПВО, расположенный в Чугуевском районе Приморского края. Здесь он работал старшим лётчиком на истребителе-перехватчике МиГ-25П. К моменту побега пилот успел провести на истребителе 30 лётных часов.
Побег в Японию
Беленко вылетел с аэродрома села Соколовка 6 сентября 1976 года около 6:45 утра. Известно, что вылет планировался для проведения лётных упражнений. Но уже в 7:40 истребитель пересёк советско-японскую границу. Чтобы радары не обнаружили его, Беленко снизился до высоты 30 метров, а проникнув незамеченным на территорию Японии, резко поднялся на 6000 метров, после чего его засекли японские радары. На встречу с неизвестным судном японцы подняли истребители-перехватчики, но Беленко опять снизился и исчез с экранов радаров.
В 9:15 по японскому радио сообщили, что самолёт МиГ-25П приземлился на острове Хоккайдо, в аэропорту Хакодате. Воздушное судно управлялось лётчиком Беленко, который сразу попросил политического убежища, о чём власти Японии сразу же уведомили СССР.
9 сентября лётчика и самолёт увезли в США. Самолёт разобрали: его тщательно изучили специалисты из Японии и США, а 15 ноября 1976 года вернули в СССР. Беленко был против возвращения самолёта в Союз, предлагал продолжать изучать его: на борту судна было огромное количество современной и секретной аппаратуры.
Советскому лётчику вскоре предоставили гражданство Америки ― по приказу лично президента Джимми Картера. Когда Виктор Беленко, уже считаясь американцем, посетил местную авиабазу, он понял: в США пилоты живут сильно лучше, чем в СССР. Позднее он говорил, что если бы советский полк, где он служил раньше, увидел американские условия труда, случилась бы революция.
Беленко стал ценнейшим кадром для спецслужб США. У него была важная информация, которой Беленко без принуждения делился. Естественно, опытного специалиста сразу приняли на высокую должность. 19 сентября Джордж Буш-старший, являющийся директором Центральной разведки, сообщил, что побег русского лётчика ― это огромная разведывательная удача.
Официальная версия СССР
28 сентября 1976 года стала известна реакция СССР на побег пилота Беленко. В официальной версии сообщалось, что Виктор Беленко совершил вынужденную посадку на японском аэродроме, после чего принудительно вывезен в США. Действия же в отношении самолёта толковались как «недружественные» к СССР. В тот же день версия была опровергнута в уточняющем материале ТАСС.
Советским дипломатам, после нескольких отказов дали встретиться с Беленко 9 сентября, но не разрешили лично побеседовать с ним наедине. 28 сентября на московскую пресс-конференцию привезли жену и мачеху лётчика. Обе женщины слёзно просили его вернуться, сообщая, что он «будет помилован, ведь совершил ошибку». Мачеха и жена в эфире рассказывали, какой Беленко хороший муж и сын, настоящий патриот своей страны: власти наивно полагали, что Беленко захочет увидеть свою семью и вернётся сам. Только вот с мачехой Беленко давно не общался, а с женой отношения также были далеки от хороших, а о сыне он не думал вообще.
Расследование бегства
В ходе расследования побега советского лётчика, было опрошено более 110 человек, в том числе члены семьи Беленко. Стало известно, что пилот был сильно недоволен условиями жизни и работы летного состава. Руководство без предупреждения отменяло законные выходные, график был весьма напряжённым, а продолжительность рабочего дня ― превышала норму. Лётчик был уверен, что в Америке пилоты не работают «на износ», рискуя жизнью из-за недосыпания. Конфликты с руководством перед побегом участились.
Сам Беленко в интервью 1996 года говорил, что в молодые годы искренне верил в идеи коммунизма-социализма, ведь они «гарантировали» полную занятость и достойную зарплату, бесплатную медпомощь и бесплатное образование, бесплатные детсады и школы, нормальную пенсию и прочие необходимые для жизни вещи. Только вот позднее он увидел, что большинство из этих «благ» доступны лишь коммунистической номенклатуре, а простые граждане ― это почти рабы.
Версии о том, что Виктор Беленко заранее был завербован спецслужбами США, не подтвердились. В ходе расследования было выяснено, что за год до побега лётчик разговаривал со случайным знакомым, который высказал идею, что Америка многое бы отдала за получение советского истребителя. Вероятно, тогда Беленко и задумался о побеге.
Оперативное расследование постановило, что Беленко бежал за границу из корыстных побуждений. В СССР его заочно приговорили к расстрелу.