— Наташка стала водить мужиков, они орали, кричали, пьянствовали, ходили по коридору. А у меня только ребенок родился… — делилась воспоминаниями Татьяна Бронзова, проживающая вместе со своим мужем Борисом Щербаковым по-соседству с бывшей женой Игоря Васильева.
О своей первой жене и о ее дальнейшей судьбе актер вспоминать не любил…
В окружении книг
Про таких, как Игорь Васильев, говорят: «родился с золотой ложкой во рту». Однако, несмотря на все привилегии, он всегда понимал, что все его достижения — это результат собственного труда и упорства. Он не хотел быть просто «счастливчиком», ребенком обеспеченного отца, а стремился самостоятельно следовать своей мечте, преодолевая любые преграды.
Отец Игоря, советский архитектор Алексей Васильев, был человеком образованным и большим ценителем литературы. В их просторной московской квартире на Тверской улице имелась даже отдельная комната, выделенная под библиотеку с более чем тысячей томов различных произведений.
Любовь к книгам передалась и сыну. Едва научившись читать, Игорек часами просиживал в кресле, увлеченно «поглощая» одну книгу за другой. У ребенка практически не было друзей. Мальчик слыл замкнутым, сторонился сверстников, но никогда не чувствовал себя одиноким. Его друзьями долгое время являлись герои полюбившихся романов из отцовской «сокровищницы».
— Я любил представлять себя в различных образах, — вспоминал Васильев позже. — Ведь только в мире книг я мог стать, кем только захочу!
Смелый выбор
Становиться театральным актером, а уж тем более сниматься в кино, Игорь не планировал. Да и родители уж точно бы не поддержали его выбор. Их представления о будущем сына сводились к успешной карьере в более привычной сфере, например, инженерии или финансах.
О том, что он собирается поступать в Школу-студию МХАТ, родители узнали буквально накануне экзаменов и сильно расстроились. С одной стороны, он не хотел их огорчать, с другой же понимал, что обязан принять это решение самостоятельно.
Готовиться к экзаменам молодой человек уехал за город, где у семьи имелся дом. По-прежнему там он много читал, в том числе и пособия по актерскому мастерству. В лицах разыгрывал классические диалоги и известные монологи.
Первые шаги
Конечно, после такой тщательной подготовки парень блестяще прошел все испытания, выдержав конкурс почти в 100 человек на место. И был зачислен на курс Александра Карева в студию МХАТа. Уже на первом занятии наставник отметил талант и некую «исключительную положительность с нервным содержанием» молодого студента.
На курсе Гарик, так называли Васильева друзья, был несомненным фаворитом преподавателя этикета княгини Волконской, ведь хорошим манерам он был обучен еще в детстве.
— У него прямо на лбу большими буквами было написано: «Положительный», -вспоминали о нем однокурсники.
Аналогично отзывались о Васильеве и его коллеги из мхатовской труппы, куда его пригласили сразу после окончания студии в 1961 году.
— Воспитанный, тактичный… Не было в нем ни актерского анархизма, ни безалаберности, ни грамма расхлябанности.
Путь во МХАТ
Несмотря на все это, Васильев слыл очень закрытым человеком. И даже при близком знакомстве никогда не раскрывался полностью. Зато его театральная карьера была свободна от скандалов и интриг, бушевавших в то время во МХАТе.
Правда, через два года он все же не выдержал и покинул театр, примкнув к труппе «Современника». Сюда артиста пригласил Олег Ефремов, с которым Васильев был знаком еще по школе-студии. И только через 6 лет, когда Олег Николаевич был назначен главрежем МХАТа, Игорь вернулся на родную сцену. И оставался верен ей до самой смерти.
Игорь Алексеевич стал одним из самых ярких и запоминающихся театральных актеров своего времени. Среди его знаковых работ: «Сладкоголосая птица юности», «Три толстяка», «Утиная охота»… Аристократическое обаяние и талант позволили ему завоевывать сердца зрителей. Именно поэтому многие столичные театралы приходили во МХАТ специально «на Васильева».
Одним из самых запоминающихся моментов его карьеры стала роль в спектакле «Обыкновенная история», где, облаченный во фрак, белые лосины и высокие сапоги, он выходил на сцену, а зал буквально замирал от восторга. Несмотря на то что у него была всего лишь крохотная роль, он умел привнести в нее всю глубину и харизму, выделяясь на фоне таких мастеров, как Михаил Казаков и Олег Табаков.
Кино
В 1963 году Игорь Васильев впервые появился на экране, сыграв Сенечку в фильме Якова Базеляна «Город – одна улица». Однако тогда актер остался незамеченным. Ключевая роль в социально-драматической ленте Владимира Назарова «Инженер Прончатов», где он сыграл молодого инженера, случилась у него лишь через 10 лет.
Но и это был еще не успех! Настоящая слава настигла актера после выхода фильма «Вариант «Омега»», где он снялся вместе с Олегом Далем. К слову, это последний посоветовал режиссеру Антонису Воязосу присмотреться к его другу.
Да, так бывает! Дисциплинированный, ответственный Гарик очень ценил дружбу с Далем, несмотря на их разный подход к жизни. Они не раз создавали совместные проекты, выступали на одной сцене, вместе снимались, вместе… выпивали. Только, в отличие от коллеги, Васильева никогда не видели на работе «подшофе». Профессионализм и преданность делу всегда оставались у него на первом месте.
После роли педантичного и холодного немца барона Георга фон Шлоссера Игорь сразу же перешел в разряд «модных» артистов. Режиссеры буквально завалили его работой.
«Прощальная мазурка», «Трактир на Пятницкой», «Бархатный сезон», «Поэма о крыльях», «Долгий путь в лабиринте», «Единственный мужчина», «Линия жизни» и «Завещание профессора Доуэля» — вот только малая часть картин, принесшая ему волну зрительской любви.
Трагедия первой любви
Замкнутый и не слишком общительный Васильев никогда не афишировал свою личную жизнь. Тем не менее известно, что он был трижды женат.
Свою первую любовь, Наталью Рашевскую, Игорь встретил еще студентом, они были однокурсниками. На четвертом курсе предложил ей выйти за него замуж. А после привел в однокомнатную квартиру на набережной Шевченко, подаренную ему отцом.
— Для начала хватит и однокомнатной,- заявил Васильев-старший. — А дальше давай сам.
Этот скоропалительный брак тогда многих удивил, если не сказать больше.
— А может, он и фиктивный даже был,- делился позже друг и коллега актера Всеволод Шиловский. — Наташу после окончания студии распределили в «Современник», куда она никогда не попала бы без московской прописки.
Как бы там ни было, первое время жили молодые хорошо. Оба работали в театре, снимались. Потом Рашевская покинула сцену и устроилась на Шаболовку в программу «Спокойной ночи, малыши». Правда, и здесь не задержалась. Друзья и коллеги пары недоумевали:
— Ну как же так, Наташка! Ты ведь одной из самых везучих была на курсе. Легко поступила, уже на первом курсе играла во МХАТОвских спектаклях. Красивая!
Но та лишь виновато пожимала плечами, пряча глаза. О том, что в их семье не все гладко, ни тот, ни другая никогда не распространялись. А трагедия заключалась в том, что Наташа начала крепко выпивать. Из-за проблем с алкоголем женщина не могла надолго удержаться на одном рабочем месте. Дома начались скандалы.
Развод
Семейная жизнь супругов закончилось через 4 года. Васильев подал на развод и размен квартиры на две комнаты в коммуналке. Бывшей жене, к его чести, выделил комнату побольше.
— Я еще заработаю. А ей и дальше здесь жить, — говорил он друзьям, когда те принимались обсуждать его решение.
И Наташа жила! Жила на полную катушку! Воскресные вечера у нее превращались в настоящие пиршества: музыка на всю громкость, смех и шумные застолья.
— Я очень брезговала ее присутствием,- делилась воспоминаниями Татьяна Бронзова, проживающая вместе со своим мужем Борисом Щербаковым по-соседству. — Наташа стала водить мужиков, они орали, кричали, пьянствовали, ходили по коридору. А у меня только ребенок родился…
Со временем Васильев обзавелся другим жильем и благополучно съехал. О своей первой жене и ее дальнейшей судьбе актер вспоминать не любил.
Тайны второго брака
После неудачного студенческого брака в жизни Игоря появилась «ослепительная блондинка» Ирина Мирошниченко, которая стала его второй женой. Их роман начался в 1974 году на съемках советско-югославской картины «Единственная дорога».
Этот союз казался идеальным, ведь супругов многое объединяло. Оба страстно увлекались музыкой, литературой и могли обсуждать это часами. Оба были образованны и слыли необыкновенными модниками… Да и смотрелись вместе просто великолепно.
Однако, в отличие от замкнутого мужа, Ирина делилась своими бедами с коллегой по цеху Татьяной Бронзовой. По словам блондинки, ее муж… безбожно пил.
— Наташа говорила мне, что ей очень тяжело с Игорем,- рассказывала Бронзова. — Игорь напивался и даже гулял от жены. Поначалу ей звонили, докладывали об этом. Но она не верила. Я не знаю, что там и как у них было. Но то, что он пил — это правда.
Насколько ее слова соответствуют действительности, судить не берусь. Все остальные коллеги и друзья Васильева эту информацию отвергали. Да и не был этот интеллигентный умница похож на пьющего человека.
А вот слухи о том, что Мирошниченко сама изменяла мужу, да не с кем-нибудь, а с самим Олегом Ефремовым, имели место быть.
Личная боль и несбывшиеся мечты
Игорь тоже поначалу не поверил, продолжая встречать жену после спектаклей с огромными букетами. Однако театральные кумушки быстро сделали свое черное дело, посеяв сомнения в его душе.
— Ирка гуляет, а Игорь будто ничего не видит,- шептались одни.
— И ведь посмотрите, как она себя ведет? Буквально наслаждается статусом законной любовницы и добивается для себя самых лучших условий в театре,- вторили им другие.
Слыша такие разговоры за спиной, тонкий и чувствительный Васильев очень переживал. Поговаривали, что он даже был готов наложить на себя руки.
Но никогда! Никогда этот мужчина не опускался до сплетен и пересудов. Даже после очень болезненной для него темы.
Еще в первые годы их с Ирой семейной жизни Игорь случайно узнал, что жена избавилась от беременности. Васильев, выросший в атмосфере семейных ценностей, очень хотел ребенка, тем более от любимой женщины. Увы, но после тайного аборта жены ему навсегда пришлось расстаться с мечтой о настоящей семье.
— Игорь очень хотел ребенка, а Ирина Петровна избавилась. И, конечно, простить ей этого он так и не смог,- делился друг актера Всеволод Шиловский.
Сама же Мирошниченко позже очень сожалела о том, как поступила с мужем.
— Та автомобильная авария, в которую я попала буквально после развода с Игорем, считаю, мне в наказание за прегрешение,- горевала актриса.
***
Развод со второй женой Васильев пережил достойно, хотя расставание и далось ему мучительным испытанием. Жениться вновь он решился лишь спустя годы.
О его последней жене известно крайне мало. Но, вероятно, именно ее Игорь полюбил по-настоящему. Вот только детей врач Людмила актеру тоже не родила. Продолжение рода, о котором он когда-то мечтал, так и осталось для него несбывшейся мечтой.
Зиночка
Помимо трех официальных жен, Игорь Васильев имел длительные отношения с дочерью Анки-пулеметчицы. Той самой Марии Поповой, ставшей прототипом героини фильма «Чапаев».
Мария Андреевна родила Зиночку в Берлине, куда была направлена на работу в советское торгпредство. Затем семья долгое время проживала в Швеции, здесь дочь училась во французском пансионате.
Во времена хрущевской оттепели Попова-старшая была очень влиятельной личностью и имела вес в определенных кругах. Ей выделили роскошную квартиру на Тверской, личного шофера и домработницу.
Зинулю по-праву называли столичной светской львицей. Окончив Институт международных отношений, девушка успела поработать корреспондентом таких зарубежных изданий, как «Майнити» и «Лос-Анджелес таймс», а затем долгое время значилась редактором московского корпункта CNN.
Одевалась она исключительно по зарубежным каталогам, а так же частенько привозила модные вещицы из поездок за границу. Но, несмотря на свою богемную жизнь, Зина была очень хорошим человеком. По крайне мере, так о ней отзывались ее многочисленные друзья.
— Коммуникабельная, честная, порядочная и очень обаятельная,- рассказывал про Зинаиду Попову Всеволод Шиловский. — Хлебосольная! Ее все очень любили.
Кто только не побывал в ее квартире на Тверской. Влад Дворжецкий, Кирилл Лавров, Михаил Козаков, Олег и Лиза Даль, Андрей Мягков. Она дружила с Юрием Богатыревым. Весь «Современник» практически жил у нее.
Тогда же Зиночка познакомилась и с Игорем Васильевым. И все бы у них сложилось прекрасно, какое-то время они даже называли друг друга мужем и женой, если бы не Мария Андреевна.
Влиятельная женщина не усмотрела в начинающем актере достойного спутника для своей единственной дочери и решила вмешаться. Да и сама Зинуля, так любившая свободную жизнь, совершенно не думала о детях. А своей семьей всегда считала только мать.
Зинаида Попова
— Что же ты рассталась с таким красавцем? -спросила ее как-то подруга.
— Я была балованная девочка и хотела, чтобы обо мне заботились. А Игорь был балованным мальчиком и хотел, чтобы заботились о нем,- был ответ Зины.
***
К сожалению, с возрастом здоровье Игоря Алексеевича начало ухудшаться: все чаще актера беспокоили проблемы с сердцем.
Но он никогда не рассказывал о своих недугах, продолжая работать в театре. В последний раз 69-летний народный артист сыграл старика Али в постановке «Титуш», а через неделю, 23 декабря 2007 года, его не стало.