В «Искателях потерянного ковчега» есть эпизод суетливой погони по улочкам старого Каира — Джонс пытается найти похищенную Мэрион, его самого преследуют нацисты и суровые воины из местных. И вот на городской площади Индиана натыкается на опытного бойца, который рассчитывает поразить своего противника одним могучим ударом меча — араб размахивает своим остро наточенным оружием, рассчитывая, что американец в ответ использует свой хлыст, но Джонс достает из кобуры револьвер и, к шумному удивлению зевак, небрежно стреляет в меченосца. Победа за явным преимуществом!
Долгое время детали работы над этой сценой были окутаны тайной. Фанаты гадали, кому пришла в голову столь простая и изящная мысль — Лукасу, Спилбергу, Кауфману или Форду. Юмор ситуации получал дополнительное измерение, когда появились слухи о болезни актера, которая не позволяла ему надолго отходить от туалета, и потому, якобы, бой был сокращен до одного выстрела. Кто-то полагал, что все дело в экстренном сокращении производственного бюджета, кому-то казалось, что лучшим объяснением будет изначальная идея сценаристов, отвергающих любые попытки импровизации на площадке. И наверное, легенда так и осталась бы легендой, если бы не…
…Если бы причастные к съемкам, в силу возраста, не начали предаваться воспоминаниям о событиях сорокалетней давности и не принялись наперегонки делиться с публикой впечатлениями от работы над первой картиной об Индиане Джонсе, ленте, которая вовсе не гарантировала ее создателям успех и бессмертие. Некоторые подробности тех дней уже потеряли актуальность и утратили остроту, что-то оказалось до зевоты банальным, но ряд заявлений продолжает представлять интерес и раскрывает работу на съемочной площадке «Искателей» во всех красках и объеме. Перекрестные показания, например, открывают подлинную историю сцены с импульсивным выстрелом.
Прежде всего, спешу подтвердить — да, Харрисон Форд к моменту работы над рассматриваемым нами эпизодом действительно испытывал недомогание. В этом месте Спилберг якобы изначально планировал более продолжительную и изощренную сцену боя, но актер накануне подхватил дизентерию и буквально не мог оторваться от унитаза больше, чем на четверть часа. Считается, что именно Форд попросил режиссера проявить милость и принять альтернативный вариант действий его персонажа. Спилбергу, мол, идея понравилась, ведь она удачно ложилась в динамику событий и раскрывала важные черты характера персонажа. Не забываем, что Джонс в этот момент пытается догнать похитителей Мэрион — он готов за нее сразиться, но находчивость, аналитический склад ума и адаптивность позволяют ему найти кратчайший путь из любого лабиринта. Откладывать поиски некогда — и в ход идет револьвер.
Но одной только болезнью Харрисона Форда объяснять «гениальность момента» будет неправильно — в конце концов, не та это болезнь, чтобы из-за нее переписывать сценарий, достаточно поменять очередность снимаемых ракурсов, и актер успеет прийти в себя. Вот тут-то и появляется еще один непосредственный участник событий на съемочной площадке, который дает альтернативное и гораздо более логичное объяснение произошедшему. Продюсер Фрэнк Маршалл указал на важную деталь, которая все расставляет по своим местам, в том числе и Харрисона Форда с его несварениями.
Вот что говорит человек, ответственный за деньги, сроки и конечный результат: «Шесть недель мы торчали в Тунисе под палящим солнцем. Температура порой зашкаливала за 50 градусов, мы сорвали все графики и выпали из всех бюджетов. Когда дело дошло до сцены с мечом, у нас оставалось три дня и куча недоделанного материала. Стивен обратился к своим раскадровкам, но на съемку даже первых трех планов ушло все утро, у группы просто не было никаких сил продолжать. Тогда кому-то пришла в голову мысль сократить экранную схватку до банального выстрела — это спасло всех нас от окончательного погружения в жаркое безумие». В итоге, Спилбергу и Форду потребовалось всего два дубля, чтобы существенно укоротить эпизод, не потеряв в динамике и эмоциональности.
Радикальный ход позволил завершить съемки на два дня раньше запланированного, хотя студия уже поторопилась перенести премьеру, опасаясь, что Спилберг не успеет ее закончить. Рассказ Маршалла интересен еще и тем, что разрушает привычное мнение о катастрофических вмешательствах менеджеров в творческий процесс — как видите, сокращение расходов и желание вписаться в графики и сметы при правильном подходе может обернуться творческой удачей. Да, в данном случае, что называется, звезды сошлись — но это далеко не единственный пример того, как стремление продюсеров сэкономить средства приводило к изменениям, ставшим заметными событиями в истории Голливуда. Спилбергу так вообще повезло с менеджментом.
Маршалл не дает четкого ответа на вопрос, кто же предложил выстрелить в вооруженного мечом соперника — вся творческая команда обсуждала вопрос сокращения эпизода за большим обеденным столом, и продюсер не помнит, кто озвучил мысль первым. Вполне вероятно, что это был Форд — актер на тот момент имел и право голоса, и достаточный авторитет для того, чтобы Спилберг его услышал. Давайте оставим заслуженному Индиане Джонсу Всея Голливуда право считать себя не только олицетворением идей других авторов, но и полновесным участником творческого процесса. По-настоящему талантливые актеры всегда были чем-то большим, чем механические куклы в театре кукол. Особенно в те времена…
У меня нет каких-то эксклюзивных знаний о той ситуации, которую мы сегодня рассмотрели, поэтому железно занять сторону в споре актера и продюсера я не могу, но мой опыт нахождения на съемочной площадке однозначно указывает на то, что люди, распоряжающиеся деньгами, часто имеют больший вес в вопросах принятия решения, чем кто-либо. Прелесть ситуации с Индианой Джонсом кроется в том, что здесь необходимость породила нечто особенное. Кроме того, она подчеркивает легкое безумие, творившееся на съемочной площадке фильма, в который мало кто верил. И тот талант, с которым Спилберг и Ко использовали каждый выпадающий шанс, даже если его выгода изначально неочевидна.