Почему Гундарева влепила пощечину Дорониной, которая была на пятнадцать лет старше. Конфликт длиною в жизнь

Татьяна Доронина и Наталья Гундарева — талантливые и харизматичные актрисы, которых обожает не одно поколение зрителей. Обе женщины, посвятившие себя искусству, долгие годы избегали и не любили друг друга, а однажды эта неприязнь даже вылилась в рукоприкладство.

В этом выпуске я расскажу о том, из-за чего конфликтовали Доронина и Гундарева? Как вышло, что две неповторимые актрисы не смогли поделить сцену «Маяковки»? Как Гундарева решилась влепить пощечину своей коллеге, которая была на пятнадцать лет старше? Как разрешилась эта ситуация: кто победил, а кто оказался мудрее?

Эта история берет начало с далекого 1972 года, когда режиссеру Театра имени Маяковского Андрею Гончарову удалось переманить из МХАТа популярную 39-летнюю Татьяну Доронину. Примерно в то же время выпускница «Щуки» Наталья Гундарева захотела работать именно в «Маяковке», хотя её приглашали и в другие театры.


Татьяна Доронина и Олег Ефремовв фильме «Еще раз про любовь» (1968)

Молодая полноватая красавица сразу же задалась целью стать примой на знаменитой столичной сцене, но и известная кинозвезда Доронина приняла предложение Гончарова с той же целью. Так вышло, что Доронина влилась в труппу немногим позже амбициозной Гундаревой, нарушив своим появлением её планы.


Наталья Гундарева в молодости

Наталья прекрасно показала себя в ролях второго плана, и режиссер начал задумываться над тем, чтобы в следующем театральном сезоне доверить молодой актрисе главные роли. Но так как ему удалось «заполучить» Татьяну, эти планы были нарушены. Главные роли Гончаров, как и обещал, отдал Дорониной, а Гундаревой оставалось довольствоваться второстепенными ролями.


Театр им. В. Маяковского, Москва

Ситуация не менялась из сезона в сезон, и постепенно у Гундаревой к Дорониной развивалась тихая ненависть. Прима «Маяковки» старалась не обращать внимания на молоденькую «выскочку», хотя напряжение между ними чувствовала вся труппа. Все понимали, что когда-то соперничество двух обладающих железным характером актрис выльется в открытую конфронтацию…


Татьяна Доронина, Армен Джигарханян и Светлана Немоляева на сцене театра имени Маяковского

К концу 1970-х годов ситуация начала меняться. Гундарева обзавелась поклонниками, в основном, по причине того, что успела сыграть более чем в 10-ти фильмах, включая главную роль в киноленте «Сладкая женщина» (1976). Поклонники стали ходить в театр «на неё», и главный режиссер начал отдавать Наталье ведущие роли. Наконец актриса дождалась своего звездного часа, но к этому не была готова ее соперница по сцене.


Наталья Гундарева в фильме «Сладкая женщина» (1976)

В итоге Доронина стала высказывать свое недовольство Гончарову, между примой и режиссером все чаще случались перепалки. К тому же они видели творческий процесс абсолютно по-разному, и никто не собирался уступать. К тому же Наталья не упускала ни единой возможности воспользоваться ситуацией и, с присущей ей хваткой, стала продвигаться вперед, потеснив стареющую Доронину.


Татьяна Доронина

Настал момент, когда двум звёздам стало по-настоящему тесно на одной сцене. Они практически поменялись положениями, вот только Татьяна Васильевна не желала уходить на второй план, тем более, что в 1981 году ей присвоили звание Народной артистки СССР.

В конце концов, на одной из репетиций, когда Доронина позволила себе нелестно высказаться о Гундаревой, та подошла к ней и влепила звонкую пощёчину. Интеллигентная и мудрая Доронина не стала опускаться до ответного удара.

Татьяна Васильева, пришедшая в Театр имени Маяковского в 1983 году, неоднократно в интервью рассказывала об этом, так как стала одной из свидетельниц.


Наталья Гундарева

Очевидцев пощёчины было предостаточно, поэтому новость разлетелась по столице молниеносно. Главному режиссеру пришлось оправдываться: «Все мы люди творческие, имеем право на выплеск эмоций. Все образуется…» В итоге эту историю удалось замять.

Татьяна Доронина, понимая, что единоличной примой «Маяковки» ей больше не быть, договорилась с Олегом Ефремовым, и в 1983 году вернулась в труппу МХАТа. С этого времени и вплоть до своего ухода из жизни в 2005 году примой театра оставалась Наталья Гундарева.


Главный режиссер театра имени Маяковского Андрей Гончаров и прима театра Наталья Гундарева

Вернувшаяся к Ефремову Доронина блистала на сцене МХАТа, а после разделения театра взяла под свое крыло «старую гвардию» и стала худруком Московского художественного театра имени Горького. Сейчас Татьяне Васильевне 89 лет, она до сих пор является президентом театра. Эта должность была введена специально для нее после того, как актриса покинула пост худрука и директора (4 декабря 2018 года).


Татьяна Васильевна Доронина (фото от 12 сентября 2018 года — 85-летие актрисы)