В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года произошла самая знаменитая морская катастрофа XX века: крушение трансатлантического пассажирского лайнера «Титаник». Судно, которое называли непотопляемым, принадлежало британской судоходной компании White Star Line («Уайт Стар Лайн»), возглавляемой бизнесменом Джозефом Брюсом Исмеем.
Исмею удалось спастись в ходе крушения, но его репутация была загублена бесповоротно, а сам он так и не оправился от последствий катастрофы и до конца жизни подвергался осуждению и насмешкам. Попробуем разобраться, действительно ли Исмей проявил недопустимые халатность и трусость или просто стал козлом отпущения для прессы после гибели «Титаника».
Успешное начало
Джозеф Исмей родился в Ливерпуле в 1862 году. Его отец Томас был основателем компании «Уайт Стар Лайн» и партнером компании «Исмей, Имри и Компани». Джозеф отучился в одной из самых престижных британских школ Харроу, затем еще год провел во Франции, а после отправился путешествовать по миру.
В 1891 году Исмей вернулся в Великобританию, а после смерти отца возглавил «Уайт Стар Лайн». Между 1899 и 1907 годами он организовал постройку четырех крупных судов. Они были роскошными и вполне безопасными, но слишком медлительными. Исмей решил пойти дальше: построить судно, которое будет не только вопиюще роскошным, но также и быстроходным.
Строительство «Титаника»
Воплощением этой амбициозной мечты стали сразу три лайнера: «Олимпик», «Титаник» и «Британник». Второй – «Титаник» – был предметом особой гордости «Уайт Стар Лайн». Он отличался поразительной роскошью, но при этом был оборудован под нужды не только великосветских пассажиров, но и представителей второго и третьего классов. К тому же Исмей рассчитывал, что новое судно поразит прессу не только красотой и размерами, но и быстроходностью.
Как показали дальнейшие события, размеры и быстроходность судна сыграли свою роль в его крушении. Разогнавшись до высоких скоростей, «Титаник» в силу своих габаритов был недостаточно маневренным. В ночь столкновения с айсбергом он, несмотря на усилия экипажа, не успел уклониться от громадной льдины, и айсберг рассек ему правый борт, что и стало причиной затопления.
Но вернемся к Исмею. С целью привлечения богатых пассажиров он приказал разместить на борту роскошные апартаменты и залы, оформленные в стиле ренессанс и в викторианском стиле. На борту были бассейны, бани, площадки для спортивных игр, обеденные салоны и рестораны, читальные залы, курительные салоны, широкие променады.
Как можно понять, для всего этого великолепия требовалось немало места. Тут Исмей и принял роковое решение, стоившее жизни сотням человек. Чтобы освободить пространство, он приказал уменьшить число спасательных шлюпок с 48 до 16. А 16 было минимальным количеством, разрешенным Торговой палатой. Если бы не это, то – кто знает? – может Исмей ограничился бы еще меньшим числом шлюпок: скажем, пятью или десятью.
Впрочем, по факту на судне оказалось даже не 16, а 20 шлюпок. 16 были стандартными, шестивесельными. А еще четыре – складные, с деревянным днищем и парусиновыми бортами. На такой складной шлюпке и спасся в дальнейшем сам Исмей.
Столкновение с айсбергом
Когда «Титаник» был готов отправиться в свое первое и последнее плавание, бизнесмен решил, как обычно, присутствовать на борту в его первом рейсе. На последующих после крушения судебных слушаниях некоторые выжившие пассажиры утверждали, что Исмей давил на капитана «Титаника» Эдварда Джона Смита. Он требовал увеличить скорость судна, чтобы лайнер пришел в США раньше заявленного срока. Тестовое испытание скорости (увеличение ее до максимума) он предлагал провести 15 апреля, но этому помешало крушение.
Были и другие свидетельства. Якобы бизнесмен получил телеграмму о дрейфующих айсбергах. Но, не желая снижать скорость лайнера, он утаил эти сообщения от экипажа судна. Впрочем, впоследствии сам экипаж эти заявления не подтвердил и не опроверг.
В ночь крушения Джозеф Исмей оказался одним из 700 человек, уплывших на шлюпках. Он стал самым высокопоставленным из всех спасшихся пассажиров «Титаника». По данным судебного разбирательства, бизнесмен придерживался принципа «Сначала женщины и дети» и лично помог многим из них погрузиться в шлюпки.
На момент, когда он сам сел в спасательную шлюпку, поблизости не оставалось других женщин и детей. Об этом свидетельствует другой пассажир первого класса, оказавшийся в той же лодке: Уильям Картер. Однако, по словам жены Картера, он бросил ее и детей, предоставив им самим искать спасения на тонущем судне. Так что показания Картера можно подвергнуть сомнению. Кстати, жена развелась с ним в 1914 году.
На борту «Карпатии» и после прибытия в Нью-Йорк
Уцелевших пассажиров «Титаника» подобрало маленькое героическое судно «Карпатия». Душевное состояние Исмея было близко к шоку. К нему допускали только врача. Бизнесмен ничего не ел несколько дней, находился под действием опиатов. Он был в полной прострации и почти ни на что не реагировал. Что это – умелая игра на публику? А может, страх перед последствиями? Или все же искреннее горе человека, осознающего свою долю вины в произошедшем? Сложно сказать.
Как бы то ни было, а после прибытия «Карпатии» в Нью-Йорк Джозеф Исмей стал жертвой бесчисленных нападок прессы. Ему вменяли в вину то, что он спасся, хотя многие пассажиры, включая женщин и детей, погибли. Тут же всплыли данные и про недостаточное количество шлюпок, и про требования увеличить скорость «Титаника».
Исмея ославили трусом на весь мир. В прессе постоянно слышали едкие нападки, появлялись карикатуры на бизнесмена. Например, его изображали переодетым в женское платье, чтобы сесть в шлюпку. А жители одноименного техасского городка Исмей даже требовали сменить свое название на что-то менее позорное.
Дальнейшая судьба
Репутация Исмея была погублена. Сам он страдал от депрессии до конца жизни. В 1913 году он добровольно оставил пост председателя «Уайт Стар Лайн» и стал жить очень замкнуто, избегая внимания прессы, но продолжал заниматься морским делом. Также он жертвовал огромные суммы на благотворительность – а впрочем, они все равно не составили и десятой части его состояния на момент смерти.
В 1920-х годах Джозеф Исмей полностью отошел от дел и жил с женой и детьми в Ирландии. В 1930-х годах у него развился диабет, из-за которого ему ампутировали часть ноги. Исмей скончался в 1937 году в Лондоне, в возрасте 74 лет, от тромбоза.
Джозеф Исмей фигурирует в большинстве фильмов и сериалов, посвященных «Титанику». В большинстве из них, включая самую знаменитую экранизацию 1997 года, он изображен отрицательным персонажем, думающем лишь о собственной выгоде.
Стоит ли категорично осуждать Исмея? Да, он разместил недостаточно шлюпок на палубах. Да, он требовал увеличить скорость судна. Но, во-первых, многие искренне считали «Титаник» непотопляемым кораблем, отодвинув вопросы безопасности на второй план. Во-вторых, к гибели лайнера привели отнюдь не только действия Исмея, но целая череда роковых ошибок и случайностей, включая действия самого капитана, который поддался нажиму бизнесмена.
Что касается его спасения в шлюпке… Если его заявления о том, что поблизости не оставалось женщин и детей – правда, то стоит ли винить человека за желание спасти свою жизнь? Многие в критических обстоятельствах и под угрозой смерти ведут себя не так, как сами от себя ожидают. Поэтому степень вины и трусости Джозефа Исмея в ситуации с «Титаником» каждый пусть определит для себя сам.