Во всем Советском Союзе, пожалуй, не было ребенка, не знавшего голоса заслуженной артистки РСФСР Клары Румяновой. Именно она озвучивала персонажей мультфильмов, которые малыши смотрят по сей день: Мамонтенок и Чебурашка, друг живущего на крыше Карлсона, Малыш, Паровозик из Ромашкова, Рикки-Тикки-Тави, Крошка Енот, заяц из «Ну, погоди!».
Всего – более трехсот мультгероев! Как ни странно, большой творческий провал поспособствовал становлению Румяновой как актрисы озвучивания. Но об этом она сожалела всю жизнь, так как не реализовала себя на сцене и в кино, как того хотела. А перед смертью ухаживали за ней не дети, а сиделки из храма.
Детство Клары Румяновой
Будущая артистка родилась 8 декабря 1929 года в семье военного комиссара. В возрасте 12 лет потеряла отца, он погиб во время Великой Отечественной войны в 1941 году. В годы войны Клара жила в эвакуации в Шадринске и уже активно проявляла тягу к сцене, выступала в госпитале перед ранеными.
Кроме того, она любила кино и восхищалась героинями с голубого экрана. Девочка училась в десятом классе, когда увидела фильм с Любовью Орловой, поражена была в самое сердце и окончательно утвердилась в намерении стать актрисой.
После школы Румянова отправилась покорять Москву. Она сразу же поступила во ВГИК, на курс Тамары Макаровой и Сергея Герасимова. Во время вступительных экзаменов у Клары украли все деньги, и через несколько дней она упала в голодный обморок прямо перед комиссией. Герасимов помог – напоил чаем с хлебом и дал плитку шоколада.
На одном курсе с Кларой артистами становились также будущие звезды кино Николай Рыбников («Девчата», «Весна на Заречной улице») и Алла Ларионова («Ко мне, Мухтар!», «Фокусник»). К слову, Рыбников еще встретится Кларе и оставит не самые приятные воспоминания, но об этом позже.
Как Клара Румянова потеряла свой голос и обрела новый
Удивительная история произошла с голосом Румяновой, и она определила всю ее профессиональную судьбу. Трудно поверить, но в детстве она обладала вполне себе конкретным альтом, совершенно не сочетающимся с хрупкой внешностью.
Раненые в том самом эвакуационном госпитале слушали ее песни именно в таком звучании. Кто-то даже посмеивался, но это юную артистку не пугало. Будучи уже студенткой ВГИКа, как и все ее однокашники, Клара ездила с концертами, воодушевляла народ, еще не отошедший от ужасов войны. И в дороге простыла, да очень сильно, схватила воспаление легких. Она месяц провела в больнице и едва выжила.
Дальнейшая карьера оказалась под вопросом, потому что после выписки к Румяновой так и не вернулся голос. По указанию фониатра она полгода молчала и общалась только записками. Никто не обещал ей, что однажды получится снова заниматься вокалом и играть на сцене.
Восстановление прошло успешно, из института девушку не выгнали, но последствие удивило всех. Теперь Клара говорила совсем другим, очень высоким голосом.
Владеть им она научилась, но о потерянном глубоком альте тосковала до конца дней. В 1951-м артистка сыграла первый эпизод в фильме «Сельский врач». Тогда-то и пригодился «новый» голос. Младенец никак не хотел плакать на съемках, и «маме» пришлось его изобразить.
Позже сумели и крик малыша записать, но на монтаже первый вариант понравился всем больше. Сыгранный плач оказался убедительнее реального. О способностях Румяновой узнали режиссеры-мультипликаторы.
В 1953-м окончила ВГИК и поступила в труппу Театра-студии киноактера. Амбициозная Клара быть не хотела, однако кинематограф так и не раскрыл для нее своих объятий, главных ролей не предлагал.
Пришлось однажды согласиться. На экранах появились зайцы, Малыши и Чебурашки, а их исполнительница все горевала. Стоит отметить, не только из-за голоса у нее появились проблемы с достижением главной жизненной цели.
Конфликт Румяновой с главой «Мосфильма» Пырьевым
В определенный момент Румянову совсем перестали снимать, тогда она уже активно сотрудничала с «Союзмультфильмом», стала известной актрисой озвучивания, работала на радио, выступала с детскими песнями и романсами. После распада Советского Союза, в годы кризиса, она осталась практически без работы, как и многие коллеги, но и теперь оставалась себе верна.
Артистка была очень избирательна и не соглашалась на проекты, которые считала недостаточно хорошими. В этот период Румянова писала пьесы, затем выпустила сборник «Имя мне – женщина», получила за него Золотую Пушкинскую медаль.
А почему артистку перестали снимать? А вмешалась она в царство тщеславных мужчин со своим суровым мнением по всем поводам. Прежде говорили, что дело было в конфликте с руководителем «Мосфильма» Иваном Пырьевым.
Он предложил актрисе главную роль в фильме «Испытание верностью». Казалось бы, вот оно! Но нет, сценарий гордой Румяновой по вкусу не пришелся, слабый был, о чем она поспешила сообщить режиссеру. В выражениях не стеснялась.
«Мне не нравится ни роль, предложенная мне, ни ваш сценарий. Эта картина обречена на провал», – заявила она и подписала себе приговор.
Пырьев надолго закрыл дерзкой артистке путь в кино, только через 12 лет, когда министр культуры СССР Екатерина Фурцева сняла его с должности, изгнанница снова оказалась на экране. Спустя годы сама Клара Михайловна призналась, что причиной ее изоляции стала не только обида недооцененного режиссера, творческой единицы.
В одном из интервью она сообщила, что просто отказала ему как женщина. И добавила, что отказ от постели стоил многим фавориткам Пырьева карьеры.
Вспоминала Румянова и однокурсника Рыбникова, который якобы ее преследовал, несмотря на многократное «нет». Даже к матери ходил руки просить, хотя «невеста» категорически посылала его куда подальше. Поговаривали, что и Владимир Высоцкий волочился за актрисой, прямо на съемках фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил».
Мужской назойливости Клара Михайловна не терпела никогда, а уж тем более внимания несвободных кавалеров. Ведь всем было известно, что у Высоцкого есть Марина Влади.
Три брака Клары Румяновой и одинокая смерть после долгой болезни
Первый муж актрисы, еще совсем молоденькой, заставил ее сделать сложный выбор. Он заставлял ее отказаться от кино и посвятить себя семейной жизни, но ультиматум звезда не приняла. После расставания она узнала, что беременна, но и тут предпочла карьеру. После подпольного аборта Клара Михайловна уже не могла иметь детей. Еще одно сожаление длинною в жизнь.
Вторым супругом стал актер Анатолий Чемодуров. Кризисы ему свойственно было преодолевать в обнимку с бутылкой, и пагубное пристрастие его и повергло. Оставив попытки вразумить мужа, Румянова подала на развод. По собственным словам, купила ему квартиру, отдала машину и ушла – «красивая и гордая».
Третий брак с капитаном дальнего плавания разрушился из-за его патологической ревности. В окружении знаменитости говорили, что неуживчивый характер не позволил построить личного счастья, а у нее были свои причины оставаться одной. Одна она и услышала диагноз – рак молочной железы.
Дорогостоящее лечение Румяновой было не по силам, поддерживала Гильдия киноактеров. После смерти матери в девяностом году актриса пережила страшную депрессию, подумывала даже покончить с собой. Тогда же она писала книгу, но тоску из сердца выгнать не могла.
В период болезни артистка то воодушевлялась и обещала себе поправиться, то сдавалась и называла свою жизнь бессмысленной. Ухаживали за ней подруги, соседка и сиделки из храма.
К последним дням Клара Михайловна оставила рядом очень немногих людей и не покидала своего дома. Ее не стало 18 сентября 2004-го. Похороны организовала Гильдия актеров.