«Девчата»: как советская комедия перевернула правила ромкома

Картина «Девчата» вышла на экраны в 1961 году — фильм приурочили к Международному женскому дню. С тех пор уютная комедия регулярно возвращается в эфир: несмотря на годы, отделяющие нас от событий ленты, она не теряет свежести.

Сюжет знаменитой картины разворачивается вокруг Тоси Кислицыной, которая приезжает в снежный леспромхоз из теплых краев. Сперва девушка смущает своих соседок веселым и открытым характером, но им не устоять перед ее обаянием. Фильм Юрия Чулюкина мог быть про женскую дружбу, но метит в ромкомы: в самом начале героиня сталкивается с передовиком производства Ильей Ковригиным. Товарищи не начнут танцы, пока Илья не доиграет в тишине партию в шашки, к нему с трепетом относятся все, кроме Тоси — девушка смело бросает вызов молодому человеку, и, кажется, это самая необычная героиня советских ромкомов.

Поклонники фильма наверняка помнят главный сюжетный поворот, когда уязвленный Ковригин устраивает пари на то, что очарует героиню, но сам не замечает, как влюбляется в странную девушку.

Именно благодаря нетипичной героине картину Юрия Чулюкина легко выделить среди многих других историй любви на экране: в центре стандартной завязки оказывается целеустремленная девушка с острым умом и чувством юмора. Ее не беспокоит собственная внешность, не волнуют романтические переживания и чужое мнение — подобную героиню не часто встретишь даже в современных романтических комедиях.

Настолько исключительный персонаж никогда не появился бы на экране, если бы не Надежда Румянцева: артистка была лишь одной из многих претенденток на главную роль. Ей был 31 год, и актриса не верила, что сможет сыграть 18-летнюю девушку. Чулюкин действительно не торопился отдавать предпочтение будущей звезде и видел в главной роли собственную жену. Однако, примерив на себя образ Тоси, Румянцевой удалось вдохнуть жизнь в бойкую и яркую героиню, которой некогда переживать о фигуре и даже мечтать о замужестве.

Вероятно, главная причина, почему «Девчата» так выделяются на общем фоне — творческая свобода Чулюкина. Студия безоговорочно доверяла режиссеру, который уже хорошо показал себя в комедии «Неподдающиеся». Положившись на собственное видение, Чулюкин превратил фильм в уморительную картину с живыми персонажами: среди них нет ни одного антагониста, зато их связывают многослойные конфликты. За основу режиссер взял одноименную повесть Бориса Бедного. Его вдохновила задумка постепенно раскрывать каждую из «Девчат» — к каждой героине Чулюкин отнесся с уважением и старался видеть в ней, в первую очередь, человека. Но, опасаясь удариться в бытовую драму, драматург оживил историю, добавив туда каплю фирменного юмора.

Критики неоднозначно оценили картину после премьеры. Некоторые упрекнули режиссера за легкомысленную атмосферу и фокус на бытовые проблемы, однако простые зрители мгновенно узнали в живых героинях себя и полюбили «Девчат». С тех пор у Чулюкина было еще много проектов в карьере, но именно комедия о любви и дружбе стала его главным фильмом.