Фильм «Привидение» с Патриком Суэйзи и Деми Мур стал хитом проката и навсегда вошел в историю кинематографа, а для Вупи Голдберг стал пропуском в мир большого кино. Но изначально никто не верил в успех картины, сценарий много лет пылился на полках, а именитые актеры один за другим отказывались от роли призрака…
Идею фильма сценарист Брюс Джоэл Рубин почерпнул из собственного опыта. В молодости он баловался запрещенными препаратами и однажды не рассчитал… Он едва не умер и несколько минут словно со стороны наблюдал собственное тело и жену, пытавшуюся откачать его до приезда «скорой». Придя в себя, Рубин загорелся идеей сценария.
По другой версии, более известной, он вдохновился постановкой «Гамлета». Когда к принцу датскому пришел призрак отца и попросил отомстить за свою смерть виновнику, в голове Рубина что-то щелкнуло: а ведь хорошая идея – снять фильм, где герой с того света пытается отомстить человеку, предавшему его, и спасти возлюбленную.
Но, когда сценарий «Привидения» был готов, ему пришлось отправиться на самую пыльную полку. Никто не брался за реализацию. Прежде всего, потому что «фильмы о призраках никому не интересны», считали продюсеры. Кроме того, «Привидение» не относится явно к ни к одному определенному жанру. Там и комедия, и мелодрама, и немножко детектива, а в конце – элементы хоррора и фантастического триллера. В то время продюсеры предпочитали конкретные жанры, а в наибольшем почете были боевики.
Наконец, одна из киностудий все же согласилась рассмотреть экранизацию, но вот режиссера предложила неожиданного, Джерри Цукера. В то время он успел снять лишь несколько пошловатых комедий, и сценарист плакал от отчаяния и обиды, узнав, кто будет работать над его драгоценным детищем. На удивление, познакомившись, Цукер и Рубин друг другу понравились и даже подружились. Но вот сценарий пришлось переписать.
Режиссер настаивал на том, что второстепенный персонаж-экстрасенс не должен умирать в финале фильма, как было задумано изначально. Хватит и того, что главный герой в потоке света уходит на небо, — решил Цукер. Кроме того, из сценария исчезли боссы мафии, они контактируют с главным антагонистом лишь по телефону. На доработки ушел еще год. Нелегко тандему режиссера и сценариста далась и финальная сцена картины. Над последней репликой Сэма они думали несколько месяцев, пока не утвердили окончательный вариант: «Увидимся!»
Не менее сложно было подобрать актеров на главные роли. Последовательно от роли отказались Алек Болдуин, Кевин Костнер, Том Хэнкс, Том Круз, Джонни Депп, Джон Траволта и Дэвид Духовны. Продюсеры очень хотели, чтоб Сэма сыграл Брюс Уиллис в паре со своей супругой Деми Мур. Но Брюс отверг предложение сразу, посчитав идею фильма провальной.
А вот Деми согласилась: «Это фильм про любовь, и он о том, как мертвый парень спасает свою жену, а еще там есть комедийная составляющая, но все-таки это любовная история. Я подумала: «Вау, это какая-то адская смесь». Это будет либо что-то потрясающее, либо полный провал».
На роль Молли претендовали и другие актрисы: Мишель Пфайффер, Кэтлин Тернер, Ким Бейсингер и даже Мадонна. Какое-то время на роль всерьез рассматривалась кандидатура Николь Кидман – она прислала из Австралии яркое портфолио, которое очень понравилось продюсерам. Но Цукер настаивал на том, чтобы работать с американской актрисой.
Говорят, в пользу Деми сыграло то, что она легко смогла заплакать на пробах. Причем, она сама выбирала, из какого глаза потечет слеза. Так что жена Брюса Уиллиса попросту выплакала себе роль… Но и для Николь Кидман пробы стали шансом – ее портфолио заметили и вскоре предложили ей роль в паре с Томом Крузом, которая определила ее жизнь на много лет вперед.
А вот кто из актеров-мужчин действительно горел желанием играть в фильме, так это Патрик Суэйзи. Но именно его режиссер видеть на съемках категорически не хотел.
«Только через мой труп», — жестко заявил он.
По мнению Цукера, Патрик идеально смотрелся в роли простых парней-вышибал с красивым телом. Но с более сложными эмоциями он не справился бы.
Но тут настал черед действовать Суэйзи. Его-то история очень зацепила. Он пришел на пробы в деловом костюме, завязав длинные волосы в хвост. Изображая финальную сцену фильма, где герой прощается с возлюбленной, он думал о своем отце, с утратой которого не мог смириться. Из его глаз текли в этот момент настоящие слезы. Это было так трогательно, что многие, глядя на него, расплакались, а Цукер признал, что Патрик идеально попадет в образ.
Впрочем, Суэйзи, конечно, нервничал перед съемками. Он сам не был уверен, что справится с ролью. После он говорил, что это одна из самых сложных ролей в его карьере. Особенно тяжело дались актеру сцены с возлюбленной. Между главной экранной парой не было «химии», в роли влюбленной пары они смотрелись абсолютно неубедительно.
Тогда Суэйзи стал представлять на месте Деми свою жену, — и дело сдвинулось. По его словам, сцена с гончарным кругом оказалось самой горячей и самой чувственной из всех им сыгранных. И многие с ним согласились, ведь интимность там передана очень тонко, лишь через прикосновения рук, но мы чувствуем и сексуальную заряженность героев, и их нежность, и глубину чувств.
Кстати, поначалу Молли должна была работать с гранитом, гончарный круг возник в сценарии случайно. Цукер справедливо решил, что зубило в кадре не особо органично смотрится в сочетании с лиричной нежностью героев, поэтому суровый гранит был заменен на теплую пластичную глину. Чтобы сыграть более убедительно, Мур даже брала уроки гончарного мастерства.
И еще: момент, когда кувшин оплывает и разваливается в руках героев, был чистой импровизацией, его в сценарии не было. «Запоров» изделие, Мур и Суэйзи просто продолжили играть, и эта сцена в итоге вошла в фильм.
На мой взгляд, Деми Мур украсила фильм только визуально. Играет она в нем не особо впечатляюще. Хотя слезы в ее лучистых глазах дрожат красиво, да. Но при этом выглядят абсолютно глицериновыми на ее застывшем лице.
Режиссера актриса тоже однажды сильно вывела из себя. На пробы она явилась с длинными волосами, а к съемкам фильма решила сменить имидж и сделать стрижку. Естественно, об этом она никого не предупредила. Так что ее появление на съемочной площадке стало для всех неприятным сюрпризом. Цукер рвал и метал, только со временем он признал, что с новой стрижкой Деми отлично попала в образ Молли. А ее прическа в итоге стала хитом – многие девушки после переняли этот эффектный образ.
Еще один «мем» картины — фраза «Взаимно», которой Сэм неизменно отвечает на признания Молли в любви. Эта реплика стала культовой. Барышни на улице часто просили Суэйзи произнести ее только для них. На самом деле, в оригинале герой произносит «Ditto». Так когда-то сам сценарист отвечал на любовные признания девушек в старшей школе. По смыслу это означает – аналогично, то же самое. А в данном случае еще и служит отсылкой к банковской работе Сэма Уитта: в банковских документах и счетах в Америке во избежание повторения это слово употребляется в значении «та же сумма».
Что же до главного украшения фильма Вупи Голдберг, то изначально на роль экстрасенса рассматривался белый мужчина. Позже коллеги подсказали сценаристу: будет смешно, если экстрасенс окажется шарлатаном, и паранормальные способности откроются у него неожиданно. В процессе переделок роль становилась все более комедийной, наполнялось колоритом и эксцентричностью. И стало ясно – на нее нужно искать темнокожую актрису.
Изначально персонаж Оды Мэй предлагали воплотить Опре Уинфри. Но тут вмешался Патрик Суэйзи. Он очень хотел, чтобы колоритную шарлатанку сыграла Вупи Голдберг. Примечательно, что Патрик даже не был знаком с актрисой, он лишь видел несколько ее выступлений в жанре стендап. Это не помешало ему яростно добиваться роли для Вупи, в то время как сама она ни на что не надеялась и заранее была уверена, что ничего не выйдет.
В итоге этот фильм принес Вупи множество наград за лучшую женскую роль второго плана: «Оскар», «Золотой глобус», премию BAFTA и премию «Сатурн». А Вупи всю жизнь не уставала благодарить Патрика Суэйзи за веру в нее и подаренный шанс. Всегда, когда речь заходила о фильме «Привидение», открывшем ей дорогу в Голливуд, она неизменно повторяла: «Если бы не Патрик, меня бы здесь не было».
Голдберг и Суэйзи очень сблизились на съемках фильма и дружили до последних дней актера. Когда Патрика не стало, Вупи Голдберг со слезами на глазах произнесла:
«Это была отличная схватка со смертью, Патрик сражался за жизнь, как дьявол. Он никогда не думал о себе как о ком-то, кто умрет. Он говорил: «Знаешь, мы все смертны». Относился к этому в духе «Пока болезнь меня не убила, я буду делать то, что должен». Он работал, снимался в сериале — он был просто кот, который никогда не сдается. Я бы хотела иметь такую же отвагу».
Премьера фильма была весьма прохладно встречена критиками. Они писали, что съемки попахивают детсадовщиной, мол, что за набор клише – плохого парня утаскивают под землю, а хорошего уносит столб света? А эта странная сцена, когда Сэм пытается посредством медиума коснуться Молли – вот-вот ожидаешь увидеть нетрадиционную эротичную сцену с участием двух женщин…
Здесь я, пожалуй, соглашусь. Отрешиться от того, что на экране две очень разные дамы, которые ну никак не «химичат», во время просмотра у меня никогда не получалось. Все время присутствовал испанский стыд – уж не знаю, за кого больше – за Молли или за Оду Мэй.
И все же фильм великолепен. И зрительский рейтинг тому подтверждение. Пока суровые критики изгалялись в остроумии, народ валом валил в кинотеатры. «Привидение» возглавляло американский кинопрокат на протяжении 4-х недель. При довольно скромном бюджете в 22 миллиона долларов фильм только в Штатах собрал 10 своих бюджетов.
Кроме того, профессиональное сообщество неожиданно оценило свежесть и оригинальность сюжета, и завалило фильм престижными наградами. Это тем более удивительно, что легкомысленные жанры вроде фантастики и хоррора очень редко номинировались на главные премии киноакадемии. А «Привидение» получило ни много ни мало – два «Оскара» – за лучший сценарий и лучшую женскую роль второго плана.
Честно заслужил. Фильм «Привидение» очень эмоционально и трогательно смотрится по сей день. Многие люди после признавались, что он помог им примириться с потерей близких и начать жить дальше. Так же, как помог и самому Патрику Суэйзи, наконец, попрощаться с отцом. Свои финальные слова в потоке потустороннего света он произносил вовсе не для Деми Мур. Он говорил их родному человеку, который ушел навсегда.