Могильщики не приняли взятку от Иосифа Кобзона: как Владимира Высоцкого хоронили вопреки всему

28 июля 1980 года, в разгар летней Олимпиады, хоронили Владимира Высоцкого, умершего за три дня до этого. Слава Высоцкого была такой, что решение не омрачать главный спортивный праздник сообщениями о смерти какого-то там бунтаря принималось на самом верху. Тем не менее, весть о смерти Высоцкого распространилась не только по Москве, но и по всему СССР — и без Интернета.

Большую часть жизни поэту приходилось сталкиваться с неприятием и осуждением своего творчества со стороны государственного аппарата. Из-за цензуры Владимир Семенович долгое время не мог выступать на широкой публике, но это не помешало появлению у него феноменальной популярности: его записи тайно копировали и передавали друг другу на пленке и магнитных кассетах. В 1960-1970-е годы театралам повезло наблюдать Высоцкого на сцене Театра на Таганке в ролях Гамлета из всемирно известной шекспировской пьесы, Лопахина из «Вишневого сада» Чехова и Свидригайлова в спектакле по роману Достоевского «Преступление и наказание». В последний раз он выходил на сцену родного театра за неделю до своей смерти.

Конечно, он мог бы сделать гораздо больше, но пороки Высоцкого значительно укоротили его жизнь. В в последние годы Владимир Семенович страдал от наркотической и алкогольной зависимости, и к концу 1970-х он уже находился на грани потери работоспособности. В финальном для своей жизни 1980 году Владимир Высоцкий пытался резко изменить образ жизни и завязать с пагубными пристрастиями, но, увы, эти планы так и остались планами. В ночь на 25-е июля 1980 года его сердце остановилось во сне.

Врачебная комиссия назвала причиной смерти инфаркт миокарда, а родственники Высоцкого, категорически отказавшиеся от вскрытия, с этим выводом согласились.

Москва в те дни принимала летние Олимпийские игры, поэтому задача похоронить популярного актера и певца, к тому же, запрещенного, на должном уровне стала сложнее в разы. Первым делом следовало определиться с местом захоронения тела. Затем – каким-то образом оповестить поклонников и ценителей творчества Высоцкого. Оба вопроса удалось успешно решить Иосифу Кобзону: ему отказались предоставить место на самом престижном Новодевичьем кладбище, но выделили участок на Ваганьковском; а некрологи были напечатаны лишь в двух газетах — «Советской культуре» и «Вечерней Москве», — но этого оказалось достаточно. Раздобыл Иосиф Кобзон для покойного друга и гроб: элитный «Гроб №6» обычно предназначался только для первых лиц государства.

Для прощания с публикой тело Высоцкого выставили в помещении театра на Таганке. Сотни тысяч человек собрались в окрестностях, приносили цветы, стояли в очереди, которая простиралась на несколько километров, чтобы проститься с любимым исполнителем.

Для соблюдения порядка был задействован едва ли не весь состав московской милиции. Но, несмотря на размер толпы, никаких эксцессов и правонарушений не было зафиксировано: люди вели себя спокойно и мирно, часами ожидая своей очереди увидеть тело любимого поэта. После выноса тела огромная процессия прошествовала от театра на Таганке к Ваганьковскому кладбищу, а это, ни много, ни мало, 8,5 километров. Поклонники усыпали дорогу перед катафалком цветами.

Для Владимира Высоцкого было заготовлено две могилы — прямо у входа на кладбище, где он в итоге и был похоронен, и на самом краю Ваганьковского, в максимально неприметном месте.

Как гласит одна из версий, могильщики работали на похоронах Высоцкого бесплатно, желая выказать отдать дань уважения умершему поэту, хотя изначально Иосиф Кобзон готов был даже предложить большую взятку за их согласие похоронить Высоцкого на более почетном месте, однако те денег не взяли, заявив, что «любили Высоцкого не меньше вашего».

Еще одна легенда говорит о том, что могилу себе Высоцкий приглядел еще за год с лишним до смерти. По рассказам тогдашнего директора кладбища Олега Устинскова, Владимир Семенович приезжал на Ваганьковское ранней весной 1979-го — якобы с целью присмотреть место для умершего друга. Они ходили, выбирая место для могилы, проходили и мимо того места, где теперь могила самого Высоцкого. По словам Устинского, бард бросил на это место многозначительный взгляд.

Многие сотни людей, желающих участвовать в погребальной церемонии или хотя бы увидеть ее, заполнили кладбище, а те, кто не смог вместиться на территории, начали залезать на окрестные заборы и фонарные столбы. Цветов на могилу Владимира Семёновича возложили столько, что впоследствии их пришлось вывозить с места захоронения грузовиками.

В 1982 году на могиле Высоцкого появился памятник. Его вдова, Марина Влади, желала видеть в качестве надгробия большую глыбу необработанного природного камня, а родители поэта хотели запечатлеть сына в виде реалистичной скульптуры. В результате был избран своего рода компромиссный вариант: скульптура Высоцкого вырезана из шеститонной глыбы троктолита, которую нашёл и доставил в Москву из Казахстана друг поэта, золотопромышленник Вадим Туманов.


А вы знали детали похорон Владимира Высоцкого?