Фильмы Чака Норриса : вечная классика или всему свое время?

c

Легендарный Чак Норрис… Когда-то он был одним из моих любимых актеров!

В самом начале «лихих 90-х», когда мне не было еще и двадцати, для меня Чак был такой же кинозвездой как Клинт Иствуд, Чарльз Бронсон, Жан-Поль Бельмондо и… Вуди Аллен! Понимаю, что последний в ряду «крутых парней» выглядит лишним, но именно такие кинопредпочтения были у меня в конце «эпохи видеосалонов».

Прошло более тридцати лет. Все перечисленные актеры до сих пор в списке моих любимчиков, а вот Чак Норрис давным-давно из него выпал… Сегодня он и его фильмы – это составная часть моих воспоминаний о тех давних временах, но не более того. И мне кажется, что подобное отношение к старине Чаку свойственно не только мне.

Причина изменения моего отношения к Карлосу Рэю Норрису достаточно очевидна. Дело не в самом Чаке и его невыдающихся актерских способностях. Он почти всегда выступал в амплуа самого себя — «хорошего парня», владеющего боевыми искусствами, а таким парням особые драматические способности без надобности. «Хорошие парни», владеющие приемами каратэ, всегда будут интересны публике, но при одном условии: если фильмы с их участием выдержат испытание временем.

Полнометражные фильмы Норриса этого испытания не прошли, за редкими исключениями. Поэтому их не хочется пересматривать, чтобы вновь повстречаться с хорошим парнем Чаком Норрисом…

Если вернуться к моему списку из Иствуда, Бронсона, Бельмондо и Вуди Аллена, то в фильмографии каждого я без труда назову минимум десяток картин, которые прекрасно смотрятся и сегодня. И не важно, что некоторые из них сняты в далекие 60-е, когда тот же Норрис был еще молодым спортсменом и тренером по каратэ, не помышлявшим о голливудской карьере.

К примеру, у Клинта Иствуда – это не только великолепные вестерны Серджо Леоне родом из середины 60-х, но и «Грязный Гарри», «Вздерни их повыше», «Там, где гнездятся орлы», «Два мула для сестры Сары», более поздние — «Непрощенный», «Мосты округа Мэдисон» и ряд других картин, которые не стали классикой, но их вполне можно посмотреть через какое-то время, когда детали истории успевают стереться из памяти.


Чарльз Бронсон с режиссером Майклом Уиннером (слева) и продюсером Дино де Лаурентисом (справа)

Наверняка некоторые люди воспринимают Чарльза Бронсона как актера, который был таким же героем боевиков, что Норрис. На самом деле такое восприятие Чарльза в корне неверное. За свою долгую карьеру Бронсон играл в самых разных картинах, и простые боевики родом из 80-х составляют лишь небольшую часть его фильмографии.

Одну из лучших своих ролей Чарльз сыграл у С.Леоне в «Однажды на Диком Западе» (1968), он был хорош в «Великолепной семерке» (1960) и «Грязной дюжине» (1967), великолепен во французских детективах «Прощай, друг!» (1968) и «Пассажир, приехавший в дождь» (1969). Фильмы с Бронсоном «Жажда смерти» (1974) и «Механик» (1972) — классические боевики, а «Тяжелые времена» (1975) — хорошая спортивная драма.

Возможно, вы не согласны с моим утверждением, что фильмы Норриса безнадежно устарели. Но когда вы в последний раз смотрели боевики с его участием родом из 70-80-х годов? Лет 20-25 назад? Если так, то вполне допускаю, что вам они могли показаться отличными фильмами.

Но попробуйте посмотреть их сейчас и сравнить с более современными лентами этого жанра — вроде «Заложницы» (2008) с Лиамом Нисоном (в которой он нечеловечески крут), «Великий уравнитель» (2014) с Дензелом Вашингтоном и забавным боевиком «Никто» (2021) Ильи Найшуллера. Разве можно фильмы Норриса поставить с ними рядом? «Жажду смерти» с Бронсоном – вполне, а боевики Чака – увы!

Чтобы убедиться в моей правоте, предлагаю вспомнить главные роли Норриса в кино – те фильмы, которые были хитами видеосалонов в позднем СССР. Но перед небольшим сеансом воспоминаний необходимо сказать несколько слов о кинокарьере Чака.

Всего на счету Чака Норриса около трех десятков кинофильмов, где у него главные роли. Впервые в большом кино он засветился в культовом фильме Брюса Ли «Путь дракона» (1972) в небольшой роли мохнатого злодея, которому герой Брюса ломает шею после схватки в римском Колизее.

Эта картина не стала началом его полноценной карьеры в кино, хотя вскоре он появился еще в паре фильмов, которые все бы давно забыли, если бы в них не снимался сам Чак!


«Разрушитель, Разрушитель!»

По-настоящему его кинокарьера стартовала лишь в 1977 году с боевика «Правонарушитель» («Разрушитель, Разрушитель!», «Breaker! Breaker!») режиссера Дона Хьюлитта.

В этом простом фильме «хороший» Чак сражается в американской глухомани с настоящей бандой, захватившей власть в небольшом городке. Бывший каратист использует для этого свои спортивные навыки, не используя в борьбе со Злом холодное и огнестрельное оружие. В финале это кино сильно напоминает кассовый хит «Конвой» с Крисом Кристоферссоном, который вышел лишь через год после фильма Норриса.

В следующие 15 лет после «Правонарушителя» у Чака ежегодно выходило по 1-2 боевика, весьма похожих друг на друга. Почти во всех он был очень хорошим парнем, которому противостоят очень плохие. А поскольку добро в лице Чака было не просто с кулаками, но еще и освоило удар ногой с разворота, шансов у злодеев практически не было.

Иногда герои Норриса забывали, что они владеют маваши гери, преображались в Рэмбо и крошили своих врагов из автоматов и пулеметов. Таким образом, в зависимости от способов, которыми Чак истреблял плохих парней, все боевики Норриса можно поделить на 2 группы: в одних он молотит злодеев руками и ногами, лишь иногда стреляя из пистолета («Сила одиночки», «Октагон», «Око за око»…), а в других, в основном, отстреливает из автоматического оружия и взрывает («Без вести пропавшие» 1-3 части, «Вторжение в США»…).

Примерно десять лет почти все фильмы с Норрисом собирали очень хорошую кассу в Америке для фильмов своего жанра. Сборы 11 его картин превысили в США 10 млн долларов, а касса «Сила одиночки» (1979), «Без вести пропавшие» (1984), «Кодекс молчания» (1985) была выше 20 млн «зеленых».


Главные герои киносериала «Неудержимые»: Чак слева от Сильвестра Сталлоне.

Норрис считался главным голливудским каратистом в 80-е годы без единого конкурента на горизонте (мастера боевых искусств Стивен Сигал, Жан-Клод ван Дамм и Дольф Лундгрен станут звездами боевиков в Америке лишь к концу десятилетия, а юркий и смешной Джеки Чан еще позже).

В целом из своих конкурентов «крутых кинопарней» Чак по популярности уступал только Клинту Иствуду, Сильвестру Сталлоне и Арнольду Шварценеггеру.


«Крутой Уокер»

К концу десятилетия популярность фильмов Норриса снизилась, и вскоре 53-летний Чак переместился на телевидение, где стал «крутым Уокером» в сериале «Уокер, техасский рейнджер» (1993-2001), который стал весьма популярным и не только в Америке. Время от времени актер появлялся в кино, но без особого успеха.

А теперь пора оценить главные боевики актера с позиций сегодняшнего дня, посмотрев на них глазами утомленного жизнью киномана, а не взглядом подростка конца 80-х, внезапно дорвавшегося до сокровищ Голливуда в видеосалонах.

«Хорошие парни носят черное» («Черные тигры», 1978) Теда Поста

Чак в этом фильме играет бывшего командира спецназа, который принимал участие в одной из секретных операций. В начале фильма кто-то начинает убивать бывших спецназовцев, чтобы устранить свидетелей той операции, а герой Норриса ищет загадочного убийцу…

Именно эта картина сделала Чака звездой в Америке, собрав в прокате более 18 млн долларов, что для боевика было очень приличной суммой в то время.

Я думаю, для конца 70-х этот детективный фильм с драками и стрельбой был вполне неплох. Множество боевиков родом из 80-х — гораздо хуже, включая те, где снимались, такие парни как Сталлоне или Бронсон. Но с тех пор прошло 45 лет и события в этом фильме сейчас кажутся слишком предсказуемыми, поскольку с тех пор нечто подобное мы видели в десятках фильмов и сериалов.

Сегодня больше тройки по пятибалльной системе этой картине я дать не могу.

«Сила одиночки» (1979) Пола Аарона

Норрис в этом фильме играет каратиста, чья помощь понадобилась полиции, чтобы остановить другого каратиста, который убивает полицейских. По сути, сюжет фильма иллюстрирует тезис: против лома нет приема, если нет другого лома…

В фильме много боев между каратистами, но в целом кино получилось скучноватым.

Моя оценка: тройка с большим минусом.

«Октагон» (1980) Эрика Карсона

Хороший ниндзя Чак против целой толпы плохих ниндзя, которых возглавляет его названный брат… Казалось бы, на такую тему можно было снять что-то вроде «Убить Билла» Тарантино, но режиссеру Карсону до Тарантино как до луны.

Мне этот фильм не понравился даже при первом просмотре в 90-е годы (я ждал от Норриса приемы каратэ, а он демонстрировал какое-то дзюдо и размахивал мечом), а сегодня я и подавно не могу сказать про него ничего хорошего.

Правда, в финале Чак устраивает массовое избиение плохих ниндзя, но действие происходит ночью и в целом не впечатляет, если вспомнить, как в таких случаях действовал Брюс Ли (финальная битва в «Выходе дракона»).

Фильм на твердую двойку.

«Око за око» (1981) Стива Карвера

Тридцать лет назад это был мой любимый фильм с Норрисом. Чак в нем играет полицейского, у которого банда наркоторговцев убила друга и его жену. Даже по названию фильма понятно, что бандитам не жить…

Сюжет у кино очень простой, если не примитивный, фильм затянут, да и с жестокими сценами постановщик явно перегнул, но у «Око за око» есть безусловные плюсы – много драк с демонстрацией приемов каратэ и целых два злодея, с которыми сражается Чак. Первый – это штатный кинозлодей мирового кино в исполнении Кристофера Ли, а второй — колоритный убийца-японец.

Второго сыграл мастер дзюдо и рестлер с псевдонимом Профессор Тору Танака. Этот актер был гавайцем, но выглядел весьма органично в ролях любых восточных азиатов.

Странно, но фильм в американском прокате собрал всего 7,5 млн долларов — гораздо меньше «Октагона» и «Силы одиночки».

Сегодняшняя моя оценка этому боевику – тройка. Можно ему добавить плюсик за Танаку, но потом снять его за сцену «любви» с участием Чака в душе…

«Вынужденная месть» (1982) Джеймса Фарго

Чак в этом фильме разносит Гонконг, но как-то вымученно, без огонька…

Норрис играет помощника директора гонконгского казино, решающего для него вопросы с должниками. На казино совершает наезд мафия, от которой Чак спасает оставшуюся в живых наследницу владельца казино. В картине много поединков и стрельбы, но в целом он скучноват, что для боевика – приговор.

Кстати, со мной были согласны и тогдашние американские зрители. Из фильмов Норриса первой половины 80-х у этого были самые маленькие сборы, но это не означает, что он совсем плох. На двойку с плюсом картина вполне потянет.

«Безмолвный гнев» (1982) Майкла Миллера

«Чак против Франкенштейна!» – именно так правильнее было бы назвать эту картину. По сюжету шериф (Норрис) сражается с маньяком, которого врачи превратили в неубиваемого зомби (рекламный лозунг картины: «Наука создала его. Чак Норрис должен уничтожить его»).

Понятно, что в финале зомби не выжил, хотя и долго не хотел умирать…Правда, он потом опять воскрес, но прямо перед титрами, а это не считается…

Кому пришло в голову скрестить боевик с Чаком и «Пятницу 13-е» — сказать трудно, но результат вышел чудовищным. Лишь продюсеры могут быть счастливы, поскольку затраты на производство фильм окупил с лихвой. Я же этому ужасу больше единицы поставить не могу.

«Одинокий волк Маккуэйд» (1983) Стива Карвера

Наверное, это был самый популярный фильм с Норрисом в распадающемся СССР. Как и в «Око за око», у Чака шикарный противник – Дэвид Кэрредин (будущий Билл!), который тоже был мастером боевых искусств и ранее играл в телесериале «Кунг-фу».

К сожалению, сюжет фильма про схватку рейнджера Маккуэйда с бандой торговцев оружием примитивен, а постановка еще хуже. Да и Кэрредин так ужасно переигрывает, что на его фоне даже Чак выглядит хорошим актером.

Единственное, что мне нравится в этом фильме – это потрясающий саундтрек Франческо де Мази, напоминающий о лучших работах в жанре вестерна Эннио Морриконе. И финальный поединок под ту же самую музыку неплох. За это даю фильму двойку (без музыки была бы единица).

«Без вести пропавшие» (1984) Джозефа Зито

Откровенно реваншистский фильм и предтеча «Рэмбо-2». С помощью этого фильма и его продолжений американцы попытались взять реванш у вьетнамцев за проигранную войну. И это им удалось! Но что еще хорошего можно сказать про это кино? В одном из эпизодов появляется юный Жан-Клод ван Дамм, но даже он вряд ли найдет себя в этом фильме, я уж не говорю про зрителей. На этом все хорошее заканчивается.

Если не знать хотя бы общих чертах историю участия США во вьетнамской войне на стороне Южного Вьетнама, то по фильму с Норрисом можно подумать, что это злобные вьетнамцы напали на Америку, захватили пленных и уволокли их к себе. Вьетнамцы выведены в образе каких-то чудовищ, которых надо перебить всех до одного, чем и занимается главный герой — ветеран войны полковник Брэддок (Норрис), решивший освободить несколько своих боевых товарищей из вьетнамского плена. Как таковых поединков здесь нет – сплошная стрельба, да взрывы.

Мало того, что сама концепция фильма абсурдна, этот фильм вчистую проигрывает «Рэмбо-2» (1985) на ту же тему, но с более харизматичным Сталлоне в главной роли, и снятым с большим размахом. Твердая двойка!

Поскольку «Без вести пропавшие» стали кассовым хитом (самым популярным фильмом у Чака в США и Западной Европе), тут же был выпущен «Без вести пропавшие-2» (приквел), материал к которому был снят вместе с первой картиной.

И понятно почему второй фильм не был выпущен первым (как планировалось изначально). В этой части сериала совсем озверевшие вьетнамцы так долго пытают американских военнопленных, что желающих смотреть такое кино было бы совсем немного, если бы не успех первой части. Кстати, в этом втором фильме вновь появился колоритный Профессор Тору Танака – на этот раз в роли вьетнамца.

На приквеле Чак Норрис не успокоился и сам со своим братом Аароном через три года снял третью картину про полковника Брэддока — «Без вести пропавшие-3», которая провалилась в прокате.

Как ни странно, но первые десять минут этой части весьма неплохи (там показан хаос во время бегства американцев из Сайгона), но потом полтора часа зритель вынужден смотреть такую «клинику», что даже сложно подобрать эпитеты ко всему происходящему на экране.

Оказывается, у Брэддока во Вьетнаме осталась жена-вьетнамка и сын, которых он отправляется спасать, но дальше начинается такое, что рука не решается отпечатать на компьютере…. Даже единицу не могу поставить этому фильму.

«Кодекс молчания» (1985) Эндрю Дэвиса

Неплохой фильм о борьбе честного копа (Норрис) с наркоторговцами. В этом кино есть вменяемый сценарий, добротный режиссер, Генри Сильва в роли злодея, а Чак похож большую часть экранного времени на полицейского, а не непобедимого Чака Норриса.

Главная проблема «Кодекса» в том, что за прошедшие почти сорок лет снято столько фильмов и сериалов на эту тему, что человек, посмотревший что-либо, вроде сериала «Прослушка», сочтет эту картину жутким старьем. Но я «Прослушку» не смог осилить из-за обилия мата, поэтому смотреть «Кодекс» могу и сегодня. Ставлю фильму три с плюсом.

«Вторжение в США» (1985) Джозефа Зито

Что можно сказать про кино, по сюжету которого советские и кубинские войска совершают высадку в Америке? Пожалуй, я могу сказать только одно – это худший фильм Чака Норриса. На пару с «Без вести пропавшие-3».

«Отряд «Дельта» (1986) Менахема Голана

Фильм о борьбе с арабскими террористами, захватившими пассажирский самолет, не может устареть по определению, но с ним другая проблема. Это не кино с Чаком Норрисом.

Чак появляется на пару минут в начале, а затем зрителю более 40 минут подробно демонстрируют, как террористы захватили воздушное судно и измываются над заложниками. Понятно, что Чак появится позднее, и всех злодеев перестреляет, но я не смог дождаться его появления. Тем, кто хочет посмотреть на Норриса, лучше просто найти и включить другой фильм – например, следующий из моего списка.

«Идущий в огне» (1986) Джей Ли Томпсона

Этот фильм — попытка Норриса отойти от привычного образа серьезного крутого парня, который борется со злом. Здесь он забавный крутой парень, который ищет сокровище.

Эта приключенческая картина напоминает как успешный «Роман с камнем», так и мегауспешную франшизу «Индиана Джонс». Поскольку у Чака в этом фильме черный напарник – Луис Госсет младший, то их дуэт предвосхищает очень похожую, но более популярную комически-стреляющую пару в «Смертельном оружии».

В 90-е этот кино не произвело на меня впечатления, поскольку Чак в нем практически не дрался, но сейчас его вполне можно посмотреть. Ребята всю дорогу шутят, главная героиня – симпатичная, приключений много и в сущности, даже не важно, что они все ищут. Главное, что все остались живы и здоровы.

И хотя помятый жизнью Чак не Харрисон Форд и не Майкл Дуглас, но мне он как-то ближе, чем Дуэйн Джонсон в современных приключенческих фильмах.

Три с плюсом.

«Герой и ужас» (1988) Уильяма Таннена

Скука смертная! Подойдет для всех страдающих бессонницей. Неуловимый маньяк убивает женщин, Чак его нехотя ищет и не может найти, его жена готовится родить, а он беспокоится за нее…

Прошло больше часа экранного времени, а Норрис даже никого не избил… И это боевик с Чаком Норрисом? Двойка с минусом.

«Отряд «Дельта»-2 (1990) Аарона Норриса

Вторая часть стала жутким провалом. И не только потому, что фильм плох, а он – плох. Главная проблема этого кино в том, что оно является практически ремейком фильма из сериала про Джеймса Бонда – «Лицензия на убийство» (1989), который вышел всего лишь годом ранее.

В «Отряде» герой Чака сражается с колумбийскими наркоторговцами на их территории – то же самое делал Бонд. В «Отряде» у главного героя главарь наркокартеля убивает друга. И у Бонда тоже убили друга!

Зачем Чак со своим братом Аароном сделали этот фильм — бог весть, но смотреть его точно не стоит. К тому же главного злодея здесь играет Билли Драго, а если вы видите в титрах картины этого актера – бегите, не оглядываясь. А то превратитесь в соляной столп от омерзения.

«Агент» («Наемный убийца», «The Hitman», 1991) Аарона Норриса

Похоже, брат Чака, который ставил этот фильм, вообразил себя режиссером-новатором, и решил, что главное в боевике – это необычное цветовое решение фильма, и чем меньше света в картине – тем лучше. Аарон ошибся, и Чак в темноте – не лучшая идея для фильма. Но это еще полбеды.

Главная проблема в том, что трудно разобраться при просмотре, про что это кино. То ли сценарий изначально был плох, то ли кто-то перепутал порядок листов в сценарии, то ли при монтаже отснятые сцены склеили в произвольном порядке… В итоге получилось непонятно что, поэтому итоговый провал картины в прокате вполне закономерен.

На этом фильме стоит закончить обзор фильмографии Норриса. Все его главные фильмы я упомянул. После «Агента» у Чака начался телевизионный период «Крутого Уокера».

По моему мнению, из всех упомянутых мной боевиков Чака Норриса более-менее дожили до наших дней всего четыре: «Хорошие парни носят черное», «Око за око», «Кодекс молчания» и «Идущий в огне». Да и их бы я не стал пересматривать, если бы не решил написать эту статью про Чака. Разве что «Око за око» когда-нибудь, может быть. Но не факт.

Мне кажется, вполне очевидно, почему почти все фильмы Норриса устарели. Они изначально были рассчитаны, в основном, на подростковую аудиторию, которая нуждалась в непобедимых героях, владеющих приемами каратэ. Из-за этого сюжеты у этих картин были простыми, а основное внимание уделялось сценам драк и перестрелок.

Режиссеры были обычно не лучше сценаристов, поэтому результат чаще всего оказывался неудовлетворительным. В отличие от К.Иствуда и Ч.Бронсона, Чак ни разу не поработал с режиссерами уровня Серджо Леоне или Дона Сигела. Лучшие постановщики, которых он встретил – Эндрю Дэвис и Джей Ли Томпсон.

На бызрыбье и рак кажется щукой, поэтому в 80-е годы простенькие фильмы с Чаком Норрисом были популярны. Но после того, как ты познакомился с лучшими образцами жанра, снятыми задолго до Норриса и фильмами родом из 21 века, почти все боевики с его участием воспринимаются как анахронизм.

По сути, старые наивные фильмы с Чаком сегодня являются блюдом для киноманов, которые хотят иметь представление о развитии киножанра боевиков в 80-е годы.

К счастью, сам Чак Норрис не устарел вместе со своими фильмами. Каков бы ни был художественный уровень его картин, благодаря им и «крутому Уокеру» (сериал сегодня смотрится гораздо лучше фильмов Норриса!) Чак превратился в популярный бренд массовой культуры, известный во всем цивилизованном мире – как бренды Элвиса Пресли и Мэрилин Монро.

Про него сочиняют анекдоты («Однажды Чак Норрис спас от удушья 200 человек. Он просто перестал их душить»), в чем преуспел Ян Спектор, запускают с ним интернет-мемы, его образ используется в других фильмах и сериалах («Вышибалы»), мультфильмах («Гриффины»), песнях («Чак Норрис» группы «Биртман»)… Похоже, бренд «Чак Норрис» будет жить очень долго.

Если оценивать значение Норриса непосредственно для американского кино, то я не преувеличу, если скажу, что Чак создал новый тип американского киногероя. До него крутые парни стреляли и дрались, но никто из них не практиковал удар ногой с разворота, чтобы сокрушить своих врагов.

Звездой мирового кино из мира боевых искусств до Норриса был Брюс Ли, но он был китайцем (хоть и с американским паспортом) и по большому счету был чужим для американских зрителей. Чак — стопроцентно свой парень, а правильнее – «их парень». И не менее «крутой», чем Брюс.

Именно названное обстоятельство и сделало его таким популярным в Америке, но не только. В странах бывшего СССР Чак тоже стал «своим парнем». А точнее – «нашим». И понятно, почему мы считаем его своим. Если встретить такого как Норрис на улице российского города, то даже в голову не придет, что он приехал к нам из-за океана. Бородатый Чак с легкостью мог бы сыграть советского геолога, сражающегося в тайге с медведями, или бомжа, побеждающего у помойки всех претендентов на пустые бутылки…

Load More Related Articles