«Собака Баскервилей» — самое читаемое произведение из серии книг о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне. Неудивительно, что выхода первых советских фильмов Игоря Масленникова о сыщике зрители в письмах просили экранизировать именно это произведение.
За фильм Масленников взялся не зря — общими стараниями эта часть серии картин о Холмсе стала лучшей.
Подготовка и съемки дались режиссеру очень большими усилиями, потому что на пути было немало сложностей. Масленников хотел взять на роль Генри Баскервиля Николая Губенко — актер успешно прошел пробы, получил утверждение, но неожиданно отказался. Понадобилась срочная замена.
Оператор Юрий Векслер порекомендовал Игорю Масленникову Никиту Михалкова, который только закончил работу над фильмом «Родня» и пребывал в творческом поиске, а потому, на предложение ответил согласием.
С собой Михалков привез из Москвы в Ленинград друга и коллегу — художника-постановщика и актера Александра Адабашьяна. Никита Сергеевич постоянно что-то обсуждал с Александром Артемовичем за спиной Масленникова. И режиссер понял — ему не доверяют. Пришлось провести честный открытый разговор и объяснить всем, кто главный на съемочной площадке. Кстати, после этого Адабашьян получил роль Бэрримора.
Без Михалкова и Адабашьяна фильм «Собака Баскервилей» никогда бы не получился таким, каким мы его привыкли пересматривать. Именно Никита Сергеевич добавил сэру Генри комичности и открытости, а также заставил своего героя полюбить мясо и вино.
Адабашьян придумал скрытый конфликт в отношениях Ватсона и Бэрримора. Доктор относился к дворецкому с подозрением, а тот в ответ всегда не докладывал овсянку в тарелку. Этого конфликта не было ни в книге, ни в сценарии. Находка актера, которую одобрил режиссер. Кстати, фраза «Овсянка, сэр» ушла в народ после этого фильма.
Кстати, на съемках, как писала пресса, Никита Сергеевич время от времени позволял себе выпить коньячку, после чего принимал участие в организации съемочного процесса. Он так увлекался постановкой сцен, что остановить его не мог даже сам режиссер, что Масленникова, конечно, сильно огорчало. Но фильму это, безусловно, пошло на пользу.
Жену дворецкого сыграла Светлана Крючкова. Ее героиня постоянно плакала, переживая за брата-беглеца Сэлдона. Актриса в тот момент ждала ребенка, плакать много ей запрещали врачи, и актриса некоторые фразы произносила с улыбкой. Получилось даже лучше и убедительнее — оригинальный штрих к образу.
Роль главного злодея, Джека Стэрлтона Игорь Масленников отдал Олегу Янковскому, с которым был хорошо знаком. На этот Олег Иванович не подвел.
Оператор Юрий Векслер попал в больницу с инфарктом вскоре после начала съемок. Его пришлось заменить Дмитрием Долониным и Владимиром Ильиным.
В качестве Баскервиль-холла в фильме предстали замок Глена и замок Орлова-Давыдова в Таллине. Топи Дартмура, графство Девоншир и Гримпенскую трясину сняли в поселке Ристи, дом Стэплтонов — в деревне Кадарпику.
Больше всего проблем на съемках возникло с самой собакой Баскервилей, которая должна была вызывать у зрителей трепет и ужас. Проблема в том, что совершенно непонятно, каким это животное видел автор романа Артур Конан Дойль.
После долгих поисков решения остановились на большом доге, которого облепили светоотражающей лентой. Получилось смешно. Тогда животное решили обмазать фосфором, но это запретили делать кинологи, которые опасались, что животное потеряет обоняние.
Затем придумали маску из черного бархата и скотча. Фосфор заменили на смесь стирального порошка и светоотражающего покрытия. Смесь нанесли на маску, в которой бегал пес.
Оставалось научить животное правильно вести себя в кадре в таком гриме, не бояться пуль и бежать на свет. Пес не желал падать от пули, идти на прожектор и проявлять агрессию, так как оказался очень миролюбивым.
Снимали сцену со стрельбой семь дублей. Получилось только тогда, когда пес устал и стал спотыкаться сам.