Фильм «Не могу сказать прощай»: удивляюсь двойным стандартам

Сам по себе фильм мне не кажется золотой классикой кинематографа, однако есть в нём кое-что интересное. И это интересное не банальная история о любви и предательстве, а реакция людей на героев.

В год выхода (1982) фильм стал лидером советского кинопроката. Я думаю, что это связано с тем, что людям во все времена нравится смотреть простые, понятные истории о человеческом – любви, дружбе, предательстве и прощении.

Про что фильм?

В фильме «Не могу сказать прощай» девушка Лида влюбляется в красавца Сергея, с которым проводит ночь. Для неё он – Бог, для него она – «под пиво пойдёт». Парень избалован женским вниманием. Вскоре он женится на красивой, но расчетливой Марте. Лида страдает и психует, пытается испортить им свадьбу.

Новая ячейка общества уезжают в деревню, где работает Сергей. С ним случается несчастье: на работе на него падает дерево и он оказывается прикован к постели. Молодая жена не готова посвятить жизнь уходу за неходячим инвалидом. Вскоре она бросает его и уезжает в город.

Когда Лида узнаёт о случившемся, она всё бросает и, как жена декабриста, едет преодолевать невзгоды с любимым. Сергей поправляется, Марта кусает локти, Лида ждёт ребёнка. Хэппи энд!


Когда я смотрю на Марту, я вспоминаю фотографии своей молодой бабушки и её подруг. Годах в 70-х они носили такой же макияж, тонкие брови, крашенные светлые волосы. Сегодня такой образ кажется неестественным)))

Кто злюка? Ты злюка!

Конечно, главная «злодейка» в этой истории – Марта. Жена, бросившая мужа в тяжёлой жизненной ситуации. Все плюются и осуждают. Фу такой быть! Вроде бы посыл фильма очевиден.

Однако в 2022 году фильм 1982 воспринимается несколько иначе. Вот и на Дзене мнения разделились.

Одни воспевают самоотверженную Woman in love (эта песня Барбары Стрейзанд идеально описывает Лиду).

Марту почитатели Лиды клеймят — мол, бесчувственная женщина, сухая и меркантильная. Другие всё же её оправдывают: мол, не каждая смогла бы выхаживать инвалида без шанса на восстановление. Я не делаю ни того, ни другого.

Мне как писателю всегда интересно «покрутить героев», поиграть в игру «а что если?»


А если наоборот?

Минутка двойных стандартов

Представим ситуацию, поменяв героев местами: Марта получила травму на производстве. Станет ли Сергей ухаживать за больной женой? Выносить утки и вот это всё? Кто-нибудь верит в такой поворот событий: красавец, первый парень на деревне с хорошим заработком преданно ухаживает за женой-инвалидом, хотя за ним толпы девчонок бегают?

Горькая усмешка.

Очевидно, что Сергей, как и большинство мужчин в такой ситуации, свинтил бы в неизвестном направлении. Он вообще-то женился, чтобы иметь красавицу жену и регулярный интим, здоровых детей и бытовое обслуживание. Такой парень себе цену знает.


Достойная парочка

Сергей – человек эгоистичный, не слишком считающийся с чувствами других людей. Марта – это зеркало Сергея. Такие люди выбирают по принципу «ты – мне, я – тебе». Их пара основана на сделке. Есть профит? Сделка действует. Нет? Договор расторгается. Извини, ничего личного – только бизнес.

Возможно, пережитая травма его немного отрезвит, и в нём проснётся совесть, благодарность к Лиде (но это не точно).

А вот если бы у него всё было по-прежнему хорошо, а жена вдруг стала обузой, Сергей бросил бы её без колебаний.

И самое противное, что его бы, в отличии от Марты, за это бы не осуждали! Нашли оправдание. Он же мужик, ему надо. Такая политика двойных стандартов меня просто бесит!

От женщины в браке по умолчанию ждут самоотверженности. Готовности в случае чего годами ухаживать за больным мужем или ребёнком, своими родителями или даже свёкрами (!) Иногда — за всеми сразу. Не просто так ведь женщин назвали «слабым полом»? Логично же?!

От мужчины по умолчанию ожидают слабости и подлости, и общество даже как-то лояльно относится к такому повороту событий. Простой пример: в семье рождается ребёнок с тяжёлой формой инвалидности. Матерей-одиночек, тянущих больного ребёнка, полно. А отцов?

Вообще не секрет на триллион, что мужчина часто убегает из семьи с больным ребёнком. Да и не только больным, чего уж… Се ля ви.


«И в горе, и в радости» Ну-ну))
Так ли не права Марта, слив ненадёжного мужа, ставшего ей обузой в лучшие годы её жизни? Она повела себя как… обычный мужчина? Выходит, что так.

Сразу сноска: я не считаю, что все мужчины без исключения так поступают. Предают, бросают голодных и больных жён-детей и т.д. Порядочность не имеет пола. Однако глупо отрицать, что есть такая тенденция. Даже народная мудрость «муж любит жену здоровую, а сестру – богатую» на это тонко намекает.

O tempora, o mores!

Знаете, почему у многих изменилось отношение к Марте и Лиде? Одну стали оправдывать, а другую считать чуть ли не малахольной дурочкой. Времена изменились.

Современные женщины не готовы принимать мужа-эгоиста как норму. Более того, женщины сами стали эгоистичными и требовательными к мужьям! Это, конечно, обескураживает парней, которые выросли в семейной модели а-ля «Лида и Сергей». Они по умолчанию ожидают от девушки встроенной функции заботы, терпения, хозяйственности и самопожертвования и удивляются, когда им на это смеются в лицо и спрашивают: «а ты мне что?» Разочаровываются, что таких «как мама» больше не делают.