Критики называли его скоморохом, а народ обожал и носил на руках : размышления о феномене Леонида Якубовича

Этот усатый седой человек с добрыми глазами знаком каждому россиянину. Каждый из нас столкнулся с ним в разные периоды своей жизни: малышом, школьником, взрослым человеком. Но все мы в тот или иной период своей жизни знали и смотрели (хоть и одним глазом, пока бабушка или родители сидели перед включенным экраном) нелепую в своей простоте, но такую веселую и с доброй энергетикой передачу – «Поле чудес».

Феномен популярности Якубовича во многом перекликается с этим проектом.

Кто из вас, дорогие читатели, напишет в комментариях хоть один проект Якубовича, помимо «Поле чудес»?… Да и тот максимально простой, примитивный по нынешним меркам. Простейшие правила: взрослые люди угадывают слово по буквам, дарят какие-то простецкие подарки без намека на дороговизну (от банки соленых огурцов или варенья до самодельных веников или вышитых платочков).

Критики сравнивали Леонида Якубовича со скоморохом из фильма Тарковского «Андрей Рублев» в исполнении Ролана Быкова, максимально подчеркивая примитив и вторичность его работы. А простые люди любили его, как родного. И ехали к нему толпами со своими банками огурцов и вышитыми полотенчиками – расписание желающих участвовать в шоу было забито на месяцы вперед.


Капитал-шоу «Поле чудес» в России хоть раз видел каждый зритель российского телевидения.

***

Кстати, а вот как сам Леонид Аркадьевич оценивал среднего участника шоу:

«XXI век на дворе. Девять взрослых человек с образованием всерьез на глазах у всей страны по буквам угадывают слово. Это — диагноз! У меня был канонический случай. Тень гения коснулась этой, в общем, не очень толковой программы. «Мастер и Маргарита», — говорю я и начинаю читать отрывок. Поворачиваюсь и передо мной три пары совершенно стеклянных глаз. Говорю: «Вы знаете, кто такой Булгаков?» Они мне — «нет». Но вы читали «Мастера и Маргариту»? Они снова — «нет». О чем я мог их спросить? Как звали Маргариту? Больше не о чем. Я редко впадаю в ступор, но тогда растерялся ни на шутку».


Да, шоу явно не демонстрировало полет интеллекта. Зато в нем была душа, и оно здорово разгружало уставший мозг.

***

Неприятно это писать, но у передачи «Поле чудес» имелся зарубежный аналог, по лекалам которого и было создано шоу. Та программа шла на американском ТВ с 1975 года и в конце 70-х била рекорды по рейтингам.

Классическая версия такова, что Листьев и Лысенко, будучи в командировке в Париже, увидели в гостиничном номере старый выпуск, и решили сделать у нас похожее шоу. Сказано – сделано. Премьера «Поля чудес» состоялась 25 октября 1990 года. Тогда еще не было ни логотипа «Поля чудес», ни роскошного барабана, ни моделей с подносами, ни подарков, ни украшенной студии. Листьев поначалу сам вел свое детище.


Съемки пародии «Оба–на!» на «Поле чудес» 1992 год.

***

В 1991-м у Листьева просто не стало времени на развлекательный проект. О старом приятеле, бывшем КВН-щике, актере и шоумене Леониде Якубовиче Листьев вспомнил сразу, но тот отказался идти на телевидение, назвав себя «человеком с улицы». Тогда Листьев назначил Угольникова, но тот совершенно не подходил к этому шоу. От судьбы не уйдешь: Якубович вписался, как родной, и отказываться от предложения уже не стал.


Владислав Листьев и Леонид Якубович.

***

В отличие от многих коллег, Якубович не подсиживал и не завидовал таланту Листьева. Более того – однажды проявил удивительную преданность. В 1994 году конкуренты решили изгнать журналиста Влада Листьева с поста руководителя «ВиД».Поэтому они похитили Леонида Якубовича, чтобы он подписал документы и отказался работать с Листьевым.В те годы похищения были делом довольно таки обыденным: надеяться на помощь полиции было бесполезно.По словам журналиста Евгения Додолева, Якубович провел с похитителями три дня, но не сдался под их напором и остался верен Листьеву. После того случая Якубовича стали уважать и в криминальном мире. Правда, жизнь Листьева в итоге все равно забрали.


Сочинский криминальный авторитет Радик Ходжабекян (Хдо) и Леонид Якубович, 1990-е годы.

***

С коллегами тоже у него были по большей части хорошие отношения. Участники телепередачи «Эх, дороги» (РТР), 1997 год, Перу. Слева направо: Андрей Макаревич, Тур Хеердалл, Максим Леонидов, Леонид Якубович, Юрий Сенкевич, Стас Намин.

***

Хочется отдельно подчеркнуть и феномен его внешности. В сотый раз убедимся: не играет внешность решающую роль в карьере!… Да, было доказано какими-то английскими учеными, что красивые люди более успешны. Но на примере Якубовича и сотен других теле- и кино- деятелей мы видим, что красота, рост и мускулы вообще не имеют решающего значения для проявлений народной любви. Энергетика, душевность, умение быть на одной волне со зрителем, умение благодаря этому сбивать фрустрацию зрителя, дарить ему хорошее настроение и покой – вот что главное.


«Москва. Останкино. Якубовичу» — этих трех слов было достаточно, чтобы до ведущего капитал-шоу «Поле чудес» доходили мешки писем.

***

Ну и по традиции канала, пару слов о детстве и происхождении сегодняшнего героя. Леонид Аркадьевич родился летом 1945 года в Москве. О еврейской национальности телеведущего отдельные интернет-СМИ сделали вывод, отталкиваясь от имен родителей – Риммы Шенкер и Аркадия Соломоновича Якубовича. После школы Якубович сдал экзамены сразу в три театральных вуза, но отец потребовал от него серьезной специальности. Так был окончен институт электронного машиностроения , но и там артистичный юноша умудрился попасть в местную команду КВН.

Был женат трижды. Личную жизнь глава семейства не выставляет напоказ, но и не прячет.


Якубович с третьей супругой и дочерью Варварой.

***

Итак, отвечая на ключевой вопрос в заголовке: в чем же феномен Якубовича и народной любви к нему, этому 79-летнему усатому дяденьке? Ответ, скорее всего, кроется в удачном сплетении шоу и личности ведущего. «Поле чудес» спокойно пережило нашествие интернета. Там по прежнему заправляет непосредственная глубинка, дарятся закрутки в подарок, дамы красуются в вырвиглазных платьях, крутится барабан, звучит призыв «Приз в студию!». Глядя на это все это великолепие поневоле поражаешься: десятилетия прошли, а ничего не меняется.

И чтобы разгадать этот феномен, нужно разгадать для начала наш культурный код. Добрый, открытый и без гордыньки со всеми ее атрибутами. И идут годы, правит бал капитализм в самой неприятной его форме, идет битва за социальные блага и социальное же одобрение. Но все это наносное, внешнее, не перебило главное – в душе у наших людей осталась вот эта потребность – в простом, душевном, добром. Потому так любит народ Якубовича – седого усатого дедушку с добрыми глазами.

Load More Related Articles