Переоценить значение Арнольда Шварценеггера для жанра боевиков и фантастики невозможно – уже более полувека этот спортсмен, актер, а затем и политик в разных образах фигурирует на экранах, его фильмография перевалила за 70 картин, для миллионов зрителей Железный Арни олицетворяет 1980-е и 1990-е в кино. Но также очевидно и то, что пик формы для звезды давно в прошлом, и дело здесь не только в возрасте – изменился мир и представление публики о развлечениях. Так когда же карьера Шварца пошла на спад? Я считаю, что это случилось в середине 90-х, а «Стиратель» стал последней картиной, в которой по-настоящему блистал «последний герой боевика». Обосную свою позицию…
Культовый «Терминатор» не был первой лентой, в которой отметился могучий выходец из Австрии, приехавший покорять Голливуд. Этот фильм даже не стал прорывным для Арни в плане гонорара и драматизма – в дилогии и Кононе-варваре у него и зарплата была повыше, и слов побольше. Но мы отлично понимаем, что именно Джеймс Кэмерон сделал из качка-культуриста икону жанра. Может быть, драматический актерский диапазон у Шварценеггера был невелик, но его отличала харизма и умение выбирать проекты, продвигающие его образ могучего защитника. «Коммандо», «Бегущий человек», «Хищник» – ими Арнольд застолбил себе место в обойме актеров привлекающих публику. Сюда же можно добавить «Близнецов» – актер неожиданно оказался весьма гармоничным в не особенно изящной комедии.
«Терминатор 2» – пик актерской карьеры Арнольда Шварценеггера, также как сам фильм – во многом недостижимая вершина боевой фантастики в истории кинематографа. Шагнуть еще выше было сложно, и у Арни, мужика достаточно простого и прямолинейного, это не получилось – его следующий большой фильм «Последний киногерой» в прокате не то чтобы провалился, но существенно уступил «Парку юрского периода», новому виду зрелищ, вскружившему голову публике. Новая и на сегодняшний день последняя совместная работа Шварценеггера и Кэмерона – «Правдивая ложь» несколько подсластила пилюлю, но лишь номинально. Маятник качнулся в обратную сторону.
На вершине своей популярности Арнольд добился того, о чем многие актеры лишь мечтают, но так и не добиваются – одно только его имя на постере тогда гарантировало интерес к будущему фильму. Шварценеггер был способен привести зрителей в кинозалы одним своим фото на афише, но и эта его суперспособность со временем стала угасать. Финальным аккордом стал выход в 1996 году боевика «Стиратель», где Арни исполняет роль федерального маршала, ответственного за сохранение жизней важных свидетелей для судебных процессов.
Если помните, в «Стирателе» герой Шварца прикрывает женщину, ставшую свидетельницей разработки секретного оружия. Когда ее показания становятся потенциальным приговором для могущественной корпорации, ее жизнь и жизнь защищающего ее маршала оказываются под угрозой. Не ахти какой впечатляющий сюжет, но не станем забывать, что прежде Арни играл во всяких «Без компромисса», и это ничуть не смущало требовательную публику. Впрочем, вернемся к ленте 1996 года – она стоила студии 100 миллионов долларов, а в мировом прокате собрала меньше 250 миллионов, что едва покрыло затраты на производство и распространение. Увы, это последняя успешная лента Шварценеггера, которая не является частью франшизы.
Да, последняя… Ни «Подарок на Рождество», ни «Конец света», ни «Шестой день», ни «Возмещение ущерба» не принесли их создателям ощутимой прибыли, последние вообще с треском провалились. Скрасили ситуацию возвращение в «Терминатор 3» и участие в «Бэтмен и Робин», но это несколько иная история – тут значение имели и успехи предыдущих картин, и общий актерский ансамбль. Не изменилась ситуация и после перерыва на политические игры – уволившийся из губернаторов актер не смог на себе вытащить ни «Возвращение героя», ни «Саботаж».
Что же изменилось в середине 1990-х? Что переломило хребет могучему слону, постеры с изображением которого заполняли стены спортзалов и комнат подростков по всему миру? Я объясняю феномен Арнольда Шварценеггера уникальным стечением обстоятельств, сплавом оригинальных человеческих стремлений, уникальной эпохи и поисков зрителями чего-то нового. Другими словами, Шварц попал в то время и в то место, где сверкнул единственно возможным образом. Приди он на пять лет раньше или на три года позже, и чуда не случилось бы. А в 1984-м всё совпало.
Но специфическая эра не может длиться вечно, на смену одному яркому течению очень скоро приходит другое. В середине 1990-х зрителей перестал удовлетворять брутальный боевик с героями, чьи кулаки способны крушить головы врагов, экраны всё чаще стали занимать блокбастеры, предлагающие публике уникальные спецэффекты. Мощь и сила остались востребованы, но в куда меньших количествах, зато графика вывела прежде не столь ярко сверкающие темы на существенно более высокий уровень. Времена Шварценеггера и Сталлоне ушли, пришло время Питта, Круза, Деппа и Ривза…
Нет, я не призываю «хоронить» столпов жанра, скрасивших наши с вами детство, юность и молодость. Многие ленты с участием Арни и Слая и сегодня смотрятся достойно – ими не увлечь сегодняшних подростков, но мы-то еще способны ностальгировать с Кобретти или Датчем. Да и новых фильмов Шварценеггера и Сталлоне мы ждать всё равно будем – там на подходе «Тройняшки», а в планах еще «Король Конан». Однако черта здесь поведена довольно четкая – за «Стирателем» от Шварца не отвернулась фортуна, а сама вселенная сказала: «Достаточно«. Вполне возможно, рано. Но кто мы такие, чтобы ей перечить.
Между прочим, когда готовил этот текст, узнал, что уже весной на экраны должен выйти фильм «Стиратель: Перерождение». Нет, Арнольда в нем не будет, это полный перезапуск с тем же сюжетом, но адаптированный под более актуальные темы. Видите, даже это является своего рода подтверждением моих выводов – не «Шестой день» взялись переделывать, а именно последнюю удачную оригинальную работу легендарного героя боевиков. Ничего хорошего от этого проекта не жду, просто к слову пришлось.