Екатерина Савинова всю жизнь страдала от насмешек, за которыми пытались скрыть зависть к ее таланту

Ей было всего 43 года, когда оборвалась её жизнь. Румяная, круглолицая девушка, дебютировавшая в «Кубанских казаках», словно наполняла экран энергией и светом. Никто тогда не мог предположить, что эти съёмки станут для Екатерины Савиновой роковыми, фактически сломав её многообещающую карьеру.

От триумфа к забвению

Звездой всесоюзного масштаба Савинову сделала комедия «Приходите завтра». История простодушной сибирячки Фроси Бурлаковой, покорившей Москву своим невероятным талантом, была списана с жизни самой актрисы. Зрители влюбились в героиню с первого взгляда, сопереживая ей всей душой. Казалось, Екатерина наконец-то заняла своё законное место на большом экране. Но судьба распорядилась иначе.

Несмотря на божественную красоту, выдающийся голос диапазоном в три с половиной октавы и редкий комедийный дар, Савинова стала всё реже появляться в кино. Миллионы поклонников недоумевали: куда пропала любимая актриса?

По Москве ходили самые невероятные слухи. Говорили, что она вышла замуж за иностранца и уехала во Францию. Кто-то уверял, что слушал её в опере в Большом театре. Но правда оказалась куда страшнее.

25 апреля 1970 года на пригородной станции под Новосибирском актриса бросилась под поезд. Самоубийство? Но ведь Екатерина была искренне верующим человеком. Она приехала в Новосибирск к сестре и помогала ей готовиться к празднованию Пасхи. Сходила в храм. А потом отправилась на станцию… Что же произошло? Неужели в канун светлого праздника Савинова решилась на такой страшный грех?

Предпасхальное утро

В предпасхальную субботу 25 апреля 1970 года Екатерина Савинова хлопотала на кухне вместе со старшей сестрой Марией. Та не могла нарадоваться — Катя была бодрой и весёлой, совсем как раньше. Только ночью она плакала и стонала от боли, кусая подушку, но Мария Фёдоровна никому об этом не рассказывала.

Провожая сестру на работу, Савинова сказала: — Ты, Маруся, иди спокойно. Чувствую я себя сегодня хорошо. Сейчас дом приберу, а потом яички и куличи в храм отнесу. Освятить.

В то время с религией власти активно боролись, и учительница стала возражать: — Стоит ли? Ведь ты, Катерина, актриса известная. Вдруг там наверху узнают.

А в ответ услышала: — Эх, Маруся. Там, наверху, до меня уже никому нет дела. Была артистка, да вся вышла.

И, помолчав, добавила: — До меня теперь есть дело только на самом верху. Как думаешь, там, на небесах, за мной приглядывают?

Эти слова не давали Марии Фёдоровне покоя всю дорогу до школы. И вспоминались потом ещё много-много лет. До последних дней она корила себя за то, что не осталась с сестрой, не уберегла от несчастья. Но в силах ли был кто-нибудь остановить Екатерину Савинову тогда?

Роковое молоко

Оставшись одна, Екатерина принялась за уборку. В Москве быт лежал на плечах домработницы, а сама актриса всегда была занята репетициями, заучиванием ролей. Ради этого она жила. Но увы — больше ничего такого, похоже, уже никогда не будет.

Савинова выложила на ладонь таблетку, затем вторую, третью. Их набралась полная горсть. Впрочем, она уже привыкла за много лет. Болезнь, от которой лечилась актриса, не поддавалась и оказалась запущенной, потому что ни сама Екатерина, ни её близкие долгие годы не подозревали, с чем связаны странности в её поведении.

Много позже, сопоставляя факты, Савинова поймёт: всё началось на тех роковых съёмках «Кубанских казаков«. Вокруг было невероятное изобилие. Катя тогда впервые попробовала арбузы. И чуть не плакала, когда её подруга Клара Лучко оставляла на корках розовую мякоть. Для Савиновой, сибирячки и вечно голодной студентки, это казалось верхом расточительства.

И молоко на съёмочной площадке было совершенно другим на вкус. Какое-то сладкое, жирное. Катя никак не могла напиться. И не подозревала, что через это молоко заразилась опасной инфекцией — бруцеллёзом.

Когда появились первые симптомы — лихорадка, ломота в суставах — Савинова испугалась, что её снимут с роли. Потерять такой шанс? Ни за что! И она продолжала выходить на площадку раскрасневшаяся, нервная.

По словам ведущего научного сотрудника лаборатории бруцеллёза Юрия Кулакова: «Бруцеллёз может приводить к сильным психозам, к изменениям адекватности поведения, эмоциональной неустойчивости. С этими больными очень сложно работать в эмоциональном плане. Они начинают много чего «городить», чего им и не свойственно было в жизни до болезни«.

Не этим ли объясняется пощечина, которую Савинова влепила режиссёру Ивану Пырьеву на съёмках? Если бы только на миг Екатерина могла представить, как дорого ей это обойдется… С тех пор молодую актрису приглашали только на эпизоды. Чаще всего не на «Мосфильме». Порой её фамилия даже не упоминалась в титрах.

Взлёты вопреки всему

В 1955 году в шпионском боевике «Тень у пирса«, снимавшемся на Одесской киностудии, Савинова сыграла наглую, вульгарную и одновременно глубоко несчастную официантку, оказавшуюся пособницей иностранного шпиона. Фильм стал чемпионом кинопроката — его посмотрело 30 миллионов зрителей.

А за год до того Савинова запомнилась зрителям совершенно противоположной ролью. В драме «Большая семья» она воплотила образ идеальной советской женщины Дуняши, живущей интересами семьи, мужа и завода.

В 1955 году картина получила приз за лучший актёрский ансамбль на Каннском фестивале. Таким образом, вместе с Борисом Андреевым, Алексеем Баталовым, Кларой Лучко и другими Савинова стала лауреатом престижной кинонаграды.

Казалось, не всё потеряно. Будут ещё роли, награды… Но порой на Екатерину накатывало странное состояние, которое ни с чем невозможно было объяснить. Приступы, длившиеся часами, а порой сутками, лишали сил и воли к жизни. От этой болезни не умирают, но жить не хочется. Савинову мучили невыносимые боли. Но страшнее всего были депрессии, когда становилось тошно до невозможности.

Кто знает, как актриса распорядилась бы своей судьбой, если бы не два самых близких человека: муж Евгений Ташков и сын Андрей. Ради них Катерина жила и боролась.

Порой актрисе от боли хотелось кричать. Когда жар кольцами охватывал тело, а внутри, наоборот, был могильный холод, будто всё умерло. И самыми мучительными были голоса: они шептали, скрипели, твердили, что она никому не нужна, что она занимает чужое место. Спасение Катерина находила только в молитве.

Любовь с первого звука

Сразу после трагической гибели актрисы по Новосибирску поползли слухи, что Савинова спрашивала в храме, правда ли, что если наложить на себя руки в великий церковный праздник, это не будет считаться грехом. И ей, якобы, ответили: «Да. Правда». Но могло ли такое быть? За годы, что прошли со смерти актрисы, так и не отыскалось свидетеля, который смог бы подтвердить эту историю.

Екатерина Савинова запела раньше, чем заговорила. В её родной деревне Ельцовке на Алтае местом гуляний была гора Колокольчик у реки Чумыш. Маленькую Катю девушки приносили на берег, сажали в центр кружка и просили спеть. Слушали и улыбались — певучая, как и вся их семья.

Чаще всего Савиновы, собравшись вечерами на крыльце своего дома, пели «По Дону гуляет», «Катя-Катерина — купеческая дочь». Но не меньше народных песен в семье любили оперу. Мать Кати провела юность в услужении кухаркой у богатых купцов. В их доме часто звучали арии из опер. Так что сюжеты «Пиковой дамы», «Иоланты» будущая актриса услышала от мамы в детстве.

В 1959 году уже состоявшаяся актриса Савинова решила получить и музыкальное образование. Поступила на факультет вокала в институт имени Гнесиных, чтобы, как говорят профессионалы, «поставить» свой уникальный голос.

К сожалению, сегодня судить о масштабе певческого таланта Савиновой публике приходится только по фильму «Приходите завтра» — хотя там Екатерина по сути не пела, а решала определённую актёрскую задачу, во многом комическую.

Между тем Савиновой предлагали выступать на эстраде с собственным оркестром и даже петь в Большом театре. Однако делать вокальную карьеру Екатерина не стала.

«Не работай в кино с близкими»

Много лет спустя режиссёр Евгений Ташков скажет своему уже взрослому сыну, актёру Андрею Ташкову: «Старайся не работать в кино с близкими». За этими словами стоит горький опыт съёмок комедии «Приходите завтра».

На съёмочной площадке отношения Савиновой и Ташкова, двух по-настоящему любящих людей, подверглись серьёзным испытаниям. Конфликты возникали на пустом месте. Савинова обо всём имела собственное мнение и не желала слушать режиссёра-мужа.

Но однажды прямо в разгар съёмок Екатерине стало плохо. Вызвали «скорую». Актрису экстренно госпитализировали. Евгений каждый час набирал номер справочной больницы и слышал одно и то же: «Состояние тяжёлое».

Бывает любовь с первого взгляда. С Евгением Ташковым приключилась любовь с первого звука. Он влюбился в Катю Савинову до того, как её увидел. Было это в самом начале учёбы во ВГИКе.

Приехав заселяться в общежитие, Ташков узнал, что все мужские комнаты заняты. Единственная свободная кровать была в комнате у девушек. Её и занял смущённый Евгений. Быстро лёг и повернулся лицом к стене.

Как раз в этот момент вернулась ещё одна обитательница комнаты. У неё был низкий, грудной, невероятно притягательный голос. Ташкову очень хотелось повернуться и рассмотреть девушку, но он стеснялся. Только утром наконец-то увидел длинные косы цвета спелой пшеницы и ярко-синие глаза.

Любовь Ташкова и Савиновой развивалась на глазах у всего актёрского факультета, но долгое время о ней никто не подозревал — настолько целомудренными и нежными были их отношения.

Поженились они через год после окончания ВГИКа. Катя мечтала о венчании, но, конечно, в те времена об этом не могло быть и речи. Однако венчальную клятву Ташков произнес любимой наедине. И выполнил её до конца. Он не перестал любить свою Катю, когда на неё обрушилась болезнь.

«Приходите завтра» — триумф, омрачённый диагнозом

Причины недуга оставались тайной для врачей. Лишь спустя 10 лет после заражения, когда актрисе стало плохо на съёмках картины «Приходите завтра», Савинова узнала, что больна хроническим бруцеллёзом.

Екатерина Савинова в роли Фроси Бурлаковой в фильме "Приходите завтра"

Вылечить его нельзя. С ним нужно жить. Причём у каждого больного болезнь поражает разные органы. В случае с Савиновой бруцеллёз нанёс удар по нервной системе и психике.

Съёмки фильма продолжились только спустя год. И почти весь этот год Савинова провела в больнице. Триумф, случившийся после выхода фильма на экраны, был омрачён приговором врачей. Екатерина фактически стала инвалидом. И хотя состояние актрисы удалось стабилизировать, изменения в психике уже стали необратимы.

Близким людям Савинова начала рассказывать о голосах, звучащих в её голове. Врачи констатировали психическое расстройство — шизофрению. Последние 9 лет своей жизни Савинова проводила в больнице от 2 до 4 месяцев в год.

В 1967 году актриса была вынуждена прервать работу над ролью Зины в фильме «Дом и хозяин«. Это была хоть и небольшая, но по-настоящему яркая, драматическая роль, полная боли и страсти.

А как она обрадовалась, когда Эльдар Рязанов пригласил её в свой фильм «Зигзаг удачи«! Но увы, Савиновой достался лишь крохотный эпизод. Всё реже и реже её приглашали на пробы. А если приглашали, вскоре начинали жалеть об этом.

Матрёна и другие старухи

Режиссёр Константин Воинов оказался одним из немногих, кто не испугался душевной болезни актрисы. Роль кухарки Матрёны в его фильме «Женитьба Бальзаминова» стала одной из лучших в фильмографии Савиновой.

Она ходила на рынок и общалась с бабушками, находила в общении с ними новые словечки, жесты. Походку уточкой тоже позаимствовала у местных старушек. Вскоре оказалось, что на рынке с ними ей комфортнее, чем с коллегами.

Хотя играла она замечательно, в какой-то момент всей съёмочной группе начало казаться, что актрисы Савиновой с ними больше нет. Есть только убогая Матрёна.

Екатерина Савинова в роли кухарки Матрены в "Женитьбе Бальзаминова"

Екатерине Савиновой особенно удавались роли старых женщин. Даже в своём дипломном спектакле она, студентка, играла старуху. И при этом почти не пользовалась гримом. У неё сами по себе, неизвестно откуда, появлялись мешки под глазами, морщины.

Это было так странно и страшно, что муж умолял: «Катя, пожалуйста, не соглашайся больше на роли старух. Ты успеешь сыграть их, когда состаришься».

К 43 годам Савиновой были знакомы и горе, и боль, и старость. И смерть её тоже не пугала.

Последний путь

25 апреля 1970 года в 14 часов Екатерина оделась во всё новое и вышла из дома, захлопнув дверь на английский замок. На столе осталось лежать письмо 12-летнему сыну: «Милый мой мальчик. Если б ты знал, что ждёт меня в будущем, ты бы простил меня. Не переживай. Не надо плакать«.

Когда Савиновой поставили диагноз «бруцеллёз», Андрею было 4 года. Решив, что ей недолго осталось жить, актриса сознательно отстранилась от ребёнка. Даже ласкать его позволяла себе редко.

Она считала, что чем меньше сын будет любить свою мать, тем легче ему будет пережить её смерть. Андрей рос, но смерть не приходила. Зато наступило безумие. Всё чаще, глядя на сына, Савинова задавалась страшным вопросом: «Зачем ему мать в психушке? Лучше сиротой, чем с такой, как я«.

Андрею на тот момент было 12 лет. Для мужа и всех близких это было настоящее потрясение

И всё же, можно ли утверждать, что, оставив письмо, Екатерина отправилась из дома с совершенно определённым намерением?

На одинокую фигуру на железнодорожной платформе обратила внимание стрелочница. Загляделась на белую шубку — не по погоде. Удивилась: «Что она ждёт? Последний пригородный поезд ушёл 20 минут назад. Сейчас пойдёт состав, но он у нас не останавливается».

Поезд приближался. Стрелочница пропустила момент, когда Савинова спрыгнула с платформы. Увидела её уже на путях. Отчаянно засвистела: «Женщина! Куда тебя понесло?!» Но Савинова бежала, не оглядываясь, прямо навстречу составу. Рёв электровоза и волна горячего воздуха заполнили всё вокруг. Не дожидаясь столкновения, Савинова бросилась на рельсы.

«Похороните меня по-простому»

Через несколько дней после гибели Екатерины Савиновой было найдено её завещание. Оно было адресовано сестре и состояло всего из нескольких слов: «Дорогая Маруся. Похороните меня по-простому«.

Так и поступили. Правда, хоронить актрису пришлось дважды. В конце апреля 1970 года на Клещихинском кладбище её проводили в последний путь близкие. А в ноябре 2006 года Администрация Новосибирска решила перезахоронить Екатерину Савинову в центральную часть кладбища и установить памятник знаменитой актрисе.

Отпевание Савиновой оказалось многолюдным. Все обсуждали чудо: за 36 лет в земле тело актрисы не истлело. Зная о трагической судьбе Екатерины, многие тогда решили — нетленность останков это знак свыше. Звонили колокола, пел хор. «Страдалица, мученица, святая», — шептали люди. А Савинова смотрела на них с улыбкой с портрета на своей могиле.

Молитва на камеру

В 1959 году Екатерина Савинова получила роль в фильме «Колыбельная». Она играла женщину, в молитве оплакивающую смерть ребёнка. Советских людей воспитывали атеистами. Многие даже не знали, как перекреститься. Режиссёр думал, что придётся повозиться с актрисой. Но он ошибся.

Съёмочная группа сразу почувствовала: происходит нечто необычное. Савинова не играла роль. Она молилась по-настоящему. Это были слова не из сценария. Это были слова, рвавшиеся из души. На плёнку оказалось заснято таинство, у которого обычно не бывает свидетелей.

Сегодня, когда смотришь фильм «Колыбельная«, невольно задаёшься вопросом: о чём на самом деле молила Савинова? Может быть, об исцелении недуга, который терзал её? О даре, который она хотела отдать людям, но которым пренебрегли? О душе, которую измучила болезнь? А может быть, о спасении души?

Load More Related Articles