Итак, претенденты на считающуюся самой престижной премию в области кино названы – это означает, что мы можем более пристально вглядеться в картины, замахнувшиеся на «Оскары», еще раз обсудить наиболее удачные актерские работы прошлого года и дать дополнительные оценки стараниям сценаристов и режиссеров, включенных в списки номинантов. Всё это непременно будет на нашем канале, но помимо актуальных имен мне бы хотелось напомнить и о некоторых любопытных достижениях тех артистов, которые в 2024-м остались за бортом наградного сезона. И начну я именно с отстраненного от текущих событий текста – хочу рассказать о достижении Тома Хэнкса, которое держится уже почти 30 лет и вряд ли вскоре будет хотя бы повторено.
Достижение, разумеется, связано с «Оскарами». Том Хэнкс является одним из ярчайших актеров своего поколения – за 45 лет работы в кино и на ТВ этот артист смог завоевать любовь миллионов зрителей самых разных поколений, его имя давно означает американский знак кинематографического качества, которым отмечены более четырехсот его экранных работ. В свою очередь, коллеги, критики, публика охотно одаривают Хэнкса премиями, призами и прочими наградами. Есть в его коллекции и «Оскары», причем основной «улов» пришелся на 1990-е – с 1989 по 2001-й Том заработал пять номинаций! Две из них заслуженно обратились в победную статуэтку – премию Лучшему актеру Хэнкс получил за главные роли в фильмах «Филадельфия» и «Форрест Гамп».
Именно эти две победы и принесли «любимчику Америки» достижение, которое и прежде давалось лишь избранным, а нынче и вовсе вряд ли может быть повторено – Том Хэнкс стал последним артистом, получившим два «Оскара» подряд». Больше того, вот уже девять лет он остается единственным живущим носителем столь уникальной двойной награды. И самое интересное здесь то, что претендентов повторить успех Хэнкса пока на горизонте не видно – мы регулярно видим рассказы о невероятных рекордах Джека Николсона или Мерил Стрип, но все их победы в прошлом, да и достигнуты они были «вразнобой», и от этого первенство Тома выглядит еще солиднее.
Оценить глубину достижения позволяет простой мысленный эксперимент. Давайте вспомним, кто из актеров получил статуэтки на прошлой церемонии – это несложно. За главные роли были отмечены Мишель Йео и Брэндан Фрейзер, второстепенные роли принесли награды Джейми Ли Кертис и Ке Хюи Куану. При всем уважении к этим достопочтенным господам и дамам, их следующие за победными работы особенно не выделяются – Йео озвучивала монстров в «Трансформерах», Куан сыграл инженера в сериале «Локи», Кертис отбыла в номер в новом «Доме с привидениями», всё это не заслуживает даже упоминания. Только лишь Фрейзер в 2023 году засветился в «Убийцах цветочной луны», фильме, который с самого начала рассматривался в качестве претендента на все мировые награды – но и он сыграл совсем скромную роль, за которую номинаций не дают.
В итоге, Том Хэнкс обезопасил свой особый статус, как минимум, на год. Но нужно отметить, что и в прошлом такое достижение было исключительным – история премии «Оскар» знает только пять примеров такого впечатляющего актерского мастерства! И, что важно, подобные «дуплеты» были характерны для ранних лет мировой киноиндустрии. Первой два «Оскара» подряд получила Луиза Райнер – в 1937 и 1938 годах ее наградили за работу в фильмах «Великий Зигфрид» и «Благословенная земля». В том же 1938-м, а следом и в 1939-м свои два «Оскара» заслуженно поставил на домашнюю полку Спенсер Трейси – академики были в восторге от его ролей в фильмах «Отважные капитаны» и «Город мальчиков». Три десятка лет спустя, в 1968-м и 1969-м осыпанная наградами Кэтрин Хепберн была отмечена за роли в «Угадай, кто придет к обеду?» и «Льве зимой». И, наконец, в 1977-м и 1978-м Джейсону Робардсу Академия выдала две статуэтки подряд за работу в картинах «Вся президентская рать» и «Джулия». Последним в этой плеяде стал Том Хэнкс.
Указанные выше годы могут показаться скучным нагромождением цифр, но за этой статистикой срывается определенная красота и гармония, подтверждающая репутацию Голливуда как настоящей Фабрики грез и невероятного волшебства. Я уже отметил тот факт, что Спенсер Трейси свой первый «Оскар» завоевал в тот же год, когда вторую статуэтку получила Луиза Райнер. Дальше – еще интереснее! В фильме «Кто придет к обеду?», принесшем «Оскар» Кэтрин Хепберн, Трейси сыграл свою последнюю роль, а Джейсон Робардс сыграл второстепенного персонажа в «Филадельфии», той самой, за которую получил свою первую «киноакадемическую» награду Том Хэнкс. Что это, если не связь поколений и не удивительная «теория струн Голливуда»? Такие явно неслучайные сочетания наталкивают меня на мысли, что, возможно, будущий обладатель двух подряд «Оскаров» уже снялся или вскоре снимется в одном фильме с Хэнксом – это же так работает?
Похоже, что буквально так! За последние 10 лет только два актера находились в шаге от того, чтобы стать двукратными подряд обладателями «Оскара». Эдди Редмэйн в 2015-м получил статуэтку за роль в картине «Вселенная Стивена Хокинга», а в 2016-м его номинировали за «Девушку из Дании» – вот только с Томом Хэнксом он не пересекался в кадре никогда, а значит, мэтр не имел возможности передать британцу символическую эстафетную палочку. В 2018-м Сэм Рокуэлл стал обладателем «Оскара» за роль второго плана в «Трех билбордах на границе Эббинга, Миссури», а годом позже претендовал на тот же приз за работу в биографической ленте «Власть» – но и его с Томом связывает одна единственная совместная лента, снятая еще в прошлом веке «Зеленая миля». Для кинобогов этого, очевидно, мало.
Кто же сможет встать рядом с Хэнксом в будущем? Может, кто-то из его партнеров по новым фильмам или счастливчик из впечатляющего ансамбля «Властелинов воздуха», которых Том продюсирует? Напишу страшное – весьма вероятно, никто. И не потому что закончилась эпоха поистине талантливых артистов, никак нет, их, наоборот, становится всё больше. Просто «Оскар» с недавних пор взял курс на разнообразие и привлечение свежей аудитории, а это означает постоянную ротацию, эксперименты и избежание любых повторов. Боюсь, что с таким настроем через год в числе номинантов мы не увидим ни Киллиана Мерфи, ни Роберта Дауни-младшего, ни Эммы Стоун, ни Пола Джаматти, особенно, если кто-то из них в марте получит заветный приз. Голливуд – жестокое место. Избавиться от того, кто мешает трендам здесь проще простого.
Плохо ли это? Нет. К «Оскару» не стоит относиться как к единственно объективной оценке таланта – при всем тщеславии это прекрасно понимают и молодые артисты, и заслуженные мэтры. Настроения Академии переменчивы, любовь мимолетна, ценности вариативны – подстраиваться под них нет смысла. Хорошим актерам и актрисам просто стоит играть дальше, радовать поклонников новыми работами, удивлять неожиданными проектами, отдавать себя кино, не ожидая ничего взамен. Кому, впрочем, я это рассказываю – сегодняшние номинанты и без меня всё это знают. А достижение Тома Хэнкса, единственного живого обладателя двух «Оскаров», полученных подряд, непременно будет повторено, а может, и побито. В свое время. Я вам напишу, как только возникнет такая вероятность.