6 октября 1943 года в московском кинотеатре «Ударник» состоялась премьера знаменитой военной драмы «Два бойца».
Фильм снял режиссёр Леонид Луков по сценарию Евгения Габриловича. Съёмки картины проходили в Ташкенте на базе местной киностудии.
Незатейливая история дружбы двух солдат — Аркадия Дзюбина и Саши Свинцова — очень понравилась бойцам на фронте. В конце 1943 года ещё шли тяжёлые бои, и враг не был до конца сломлен.
Это понимали и в руководстве Красной армии, и солдаты в окопах. Поэтому такие фильмы не только поднимали воинский дух, но и вселяли всем надежду в благоприятный исход.
Сюжет для своего времени был очень символичен и актуален: два бойца, которые родились и выросли в тысячах километрах друг от друга, встречаются на войне и становятся верными друзьями. И даже сильнейшая обида в результате досадного недоразумения не смогла разрушить эту дружбу. А ведь без такой дружбы и взаимовыручки бойцов Красной армии победа была невозможна.
Специально для этого фильма композитор Никита Богословский на стихи Владимира Агатова написал несколько песен. В том числе знаменитую «Тёмную ночь», которая сразу после премьеры фильма разнеслась по всем фронтам и стала одной из самых любимых солдатских песен, исполняемых в окопах.
Позже Леонид Давидович Луков рассказывал, что в целях экономии средств и времени, фото и кинопробы не проводились. Актёр Борис Андреев сразу был утверждён на роль богатыря Саши с Уралмаша. А вот с его напарником случилась заминка.
Первоначально Луков планировал снять в роли одессита Аркадия Дзюбина актёра Петра Алейникова. Они с Андреевым дружили в жизни, поэтому режиссёр не сомневался в том, что актёры смогут достоверно показать и на экране настоящую мужскую дружбу.
В съёмочную группу в числе других актёров был приглашён и Марк Бернес. Ему предстояло сыграть одного из однополчан главных героев. Когда Богословский передал режиссёру ноты со своей новой песней «Тёмная ночь», Бернес тут же попытался её исполнить, подыгрывая себе на гитаре. Песню в его исполнении услышал Луков и сразу понял, что именно Марк Бернес должен сыграть Аркадия Дзюбина.
Вначале такая замена вызвала у Андреева сильнейшее недовольство. И во время съёмок он с раздражением общался с Бернесом. Желаемая дружба на экране не складывалась. А однажды они даже сцепились, когда Бернесу надоело постоянное ворчание Андреева. Их разняли, а режиссёр всем напомнил, что по законам военного времени он может строго наказать за такие эксцессы.
Лишь в середине съёмок фильма актёрам удалось наладить между собой нормальные рабочие отношения.
Тем не менее, фильм понравился не только художественному совету, но и зрителям. Члены худсовета отметили, что очень скупые внешние проявления дружбы между Свинцовым и Дзюбиным (других и не могло быть у этих актёров) даже больше подходят для суровых боевых будней, чем то, что играли Андреев и Алейников в совместных довоенных картинах. Поэтому выбор актёров и работу режиссёра признали вполне успешными.
Об этих малоизвестных фактах съёмок легендарного военного фильма в середине 80-х годов рассказал автор сценария Евгений Иосифович Габрилович.
Герой Социалистического труда, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Сталинской и Государственных премий Евгений Габрилович написал сценарии к более чем тридцати фильмам. Среди них такие известные, как «Машенька», «Убийство на улице Данте», «Коммунист», «В огне брода нет», «Начало», «Монолог», «Повторная свадьба», «Поздние свидания» и другие.
Его не стало в декабре 1993-го, на 95-м году жизни.