«Меня справедливо считают сильной женщиной. Жизнь закалила. Я не привыкла сдаваться, научилась отражать удары судьбы, которых было немало», – говорит о себе Светлана Дружинина.
Эта сила ох как пригодилась режиссеру на съемках картины «Гардемарины, вперед!» (1987), поскольку начиналась работа над этим потрясающим фильмом путем преодоления неимоверных трудностей. Кто-то другой, может быть, и отказался от своей затеи. Но только не Светлана Сергеевна.
Рукопись
Наверное, не могло быть иначе. Рукопись, которая стала сценарием будущего фильма, – единственная книга, сохранившаяся в доме Дружининой после пожара. Красную папку с надписью «Трое из Навигацкой школы» нашли в кабинете Анатолия Мукасея, супруга Светланы Сергеевны. Накануне он прочитал и решил, что история вполне подходит для кино. Сама же Дружинина до этого не притрагивалась к рукописи, ей почему-то не понравилась писательница Нина Соротокина. После пожара она прислушалась к мнению мужа. Спасение книги из огня режиссер считает неслучайным: «Кто верит в случай, не верит в Бога».
Название
Нина Соротокина работала над сценарием вместе со своим учителем, писателем Юрием Нагибиным. В доработке участвовала и сама Дружинина. Ей принадлежит идея названия фильма. Светлана Сергеевна вспомнила, как сотрудничала со знаменитым писателем Вениамином Кавериным во время съемок своей дебютной картины «Исполнение желаний». «На его даче в Переделкино мы работали над режиссерским сценарием, спорили до одури, разбегались по сторонам. Я в ужасе ждала, когда он меня выгонит. Но вдруг слышала: «Вам сколько яиц класть в яичницу? Два или три?», – рассказывает Дружинина. Посиделки за столом писатель сопровождал неизменным тостом-восклицанием: «Гардемарины, вперед!». Эту фразу и взяли в качестве названия нового фильма.
Кастинг
Светлана Дружинина сразу наметила аристов для будущего фильма. Но планы стали срываться один за другим. Из-за занятости от съемок отказался Олег Меньшиков, а ему прочили роль Александра Белова. Пришлось взять Сергея Жигунова, который до этого появлялся на экранах в небольших ролях. Но озвучен его персонаж все-таки голосом Меньшикова. Занят был и Леонид Филатов, которому предлагали сыграть Василия Лядащева, агента Тайной канцелярии. Образ блестяще воплотил Александр Абдулов.
В начале съемочного процесса разорвали договор с Юрием Морозом. После «Принцессы цирка» Дружинина позвала его на роль Алеши Корсака. Мороз полагал, что сможет совмещать съемки и работу над своим дипломным проектом, но ничего не успевал. Мукасей предложил кандидатуру Дмитрия Харатьяна. «Харатьян выдержал на пробах все испытания: перепел партии героя своим голосом, так как они были исполнены Олегом Анофриевым, научился прекрасно скакать на лошадях, хотя дико их боялся, отлично владел шпагой», – восхищается актером Дружинина.
Долго не могли найти актрису на роль Анастасии Ягужинской, пока Михаил, сын Светланы Сергеевны, не предложил кандидатуру Татьяны Лютаевой. Дружинина лично сходила на студенческий спектакль, после которого пригласила актрису на пробы.
Роль Никиты Оленева
На роль Никиты Оленева был утвержден Анатолий Мукасей, старший сын Дружининой. «Он был прекрасен в плаще и со шпагой в руке. Но сняться в «Гардемаринах…» сыну не случилось. Толя погиб… Развивать тему не буду, слишком больно, хотя прошло много лет», – признается Светлана Сергеевна.
Нужен был артист, по фактуре похожий на Анатолия и достаточно опытный, чтобы сразу вошел в съемочный процесс. Вспомнили Владимира Шевелькова, который приходил пробы на Корсака. У него уже было несколько главных ролей, актер устраивал внешне, умел скакать на лошади, фехтовать. Однако Евгений Матвеев, вузовский педагог артиста, предупредил – Владимир не слишком ответственный, может подвести. Тем не менее Дружининой Шевельков понравился, в фильм его взяли. Но помучиться с его необязательностью пришлось. Был случай, когда вместо опоздавшего Шевелькова снимали бригадира осветителей, внешне похожего на артиста.
Костыль режиссера
Еще одна проблема поджидала Светлану Дружинину: на шестой день съемок она упала с лошади и сломала ногу. Пришлось передвигаться на костылях, из-за этого разболелась правая рука. Дала о себе знать старая травма, полученная еще в хореографическом училище. Чтобы продолжить работу, делали уколы обезболивающего прямо через одежду. Началось воспаление. Каждый вечер заканчивался тем, что сценарист Нина Соротокина «вымачивала» режиссера в растворе марганцовки, чтобы утихомирить ранки. И не зря. «Поутру гардемарины опять мчались вперед туда, куда указывал мой костыль…», – вспоминает Дружинина.
Чтобы она смогла долечиться, съемки все же приостановили. Но, по-видимому, направление, куда указывал костыль Светланы Сергеевны, было абсолютно верным. Иначе, как можно объяснить оглушительный успех картины «Гардемарины, вперед!».