В последние годы на улочках Вильнюса его узнавали нечасто. Но было время, когда литовского актера без преувеличения знал каждый в многомиллионном СССР.
Разведчик и герой-любовник, бесстрашный ковбой и Глава тайного ордена.
Ему доставались роли людей, на которых он был совсем не похож. Для того, чтобы сыграть героя, ему не нужно было вооружаться до зубов. Чтобы быть идеальным любовником, тоже не требовалось идеального телосложения. Внутренний стержень, яркая харизма — были главным оружием не только на экране, но и в жизни.
Все, кто начинал с ним путь, ушли раньше него.
В 2009 году президент России Владимир Путин наградил Донатаса Баниониса Орденом Почета. Тогда Президент сделал неожиданное признание.
-Делегация в Кремле стояла. Он шел-шел, дошел до меня, остановился и воскликнул: “Ооо, здрасьте-здрасьте, как поживаете? Вы были моим “крестным отцом”.
Так Владимир Путин назвал меня. И сказал, что именно после “Мёртвого сезона” он решил пойти в разведку.
Шпионский детектив “Мёртвый сезон” стал десятой по счету работой в кино. И первой, которая принесла ему настоящую славу. Его чудом утвердили на эту роль. Пробовалось много актеров, включая Вячеслава Тихонова, который спустя пять лет займет вакансию “Главного разведчика” советского кино.
Режиссер “Семнадцати мгновений весны” Татьяна Лиознова призналась, что “Мёртвый сезон” и Банионис во многом определили стиль ее будущего фильма.
На всесоюзный экран Донатас попал в качестве иностранца. Массовый зритель впервые увидел и запомнил его после комедии Эльдара Рязанова “Берегись автомобиля”.
Это был единственный случай, когда Банионис говорил с экрана собственным голосом с характерным литовским акцентом. Все последующие его роли в кино озвучивали российские актеры. Особенно часто его озвучивал Александр Демьяненко, чей голос со временем стал неотделим от внешности Донатаса.
Больше, чем своими успехами Донатас гордился успехами своих детей. Старший Эгидиюс стал историком. Младший Раймундас режиссером. Донатас не мог подарить им столько заботы, сколько хотел.
В долгих киноэкспедициях он скучал по семье и делился своими переживаниями с коллегами. Но друзья знали, что Донатас как никто другой защищен от любых бытовых проблем. Дом держался на его жене Оне.
Когда сыновья выросли, Она иногда ездила на съемки вместе с Донатасом. Но если даже он один уезжал надолго, жена никогда не ревновала его. У них была дружная семья.
-Жена была хозяйкой во всем. Я помогал только теоретически. Конечно, как и в любой семье мы ссорились, но это были такие мелкие ссоры по мелочам. А так, чтобы разойтись, такого не было. Даже мысли такой не было никогда.
Конечно, как водится, народная молва приписывала ему романы с первыми красавицами советского кино. Но те, кто близко знал Донатаса, только смеялись над такими слухами.
В одной из своих первых картин “Никто не хотел умирать” Банионису предстояла любовная сцена с актрисой Вией Артмане. Режиссер заранее предупредил Донатаса, что в нее влюбляются все актеры, и она его точно задушит в любви. Но нет, опасения не подтвердились. На съемках они просто подружились и пронесли эту дружбу всю жизнь.
Актер никогда не участвовал в интригах и был галантен со всеми подряд. Оттого, что никогда не выходил за рамки дозволенного со своими партнершами, каждая из них сохранила о нем самые теплые воспоминания.
Однажды в актерской компании зашел разговор о том, кто сколько раз был женат. Два-три раза были обычным делом. Нашелся даже рекордсмен — пять женитьб. И только Банионису “похвастать” было нечем.
Ко времени того разговора со своей единственной женой он прожил 20 лет. Впереди было еще 40 счастливых лет вместе.
Родители Донатаса были людьми небогатыми. К его увлечению относились с уважением, но считали, что детям надо получить профессию, которая сможет прокормить.
Сына определили в ремесленное училище.
Но именно там Донатас впервые услышал фамилию режиссера, который изменил его жизнь, и которого Банионис считал своим единственным учителем.
Юозас Мильтинис, получивший театральное образование во Франции и Великобритании, создал свой театр в Каунасе, родном городе Донатаса. В свою труппу он не брал профессионалов.
Своих актеров он обучал сам. Его режиссерские методы отличались от общепринятых. Он был против всяких проявлений театральности. Создавал на сцене подобие жизни. Он запрещал своим актерам выходить на поклон, чтобы не разрушать магию естественного существования на сцене.
Банионис впервые увидел спектакль этого театра, когда ему не исполнилось и шестнадцати. После первого спектакля он уже понял, что жить без этого театра он уже не сможет. Через общих знакомых уговорил Мильтиниса устроить ему прослушивание.
Вместе с театром, который переехал в Паневежис, Донатас поменял место жительства и прожил там бОльшую часть жизни. Слава о театре Паневежиса вышла за пределы Литвы. Легкая на подъем московская творческая молодежь специально приезжала на выходные посмотреть спектакли Мильтиниса с Банионисом в главной роли.
Донатаса стали приглашать в кино. Однако Мильтинис не одобрял, когда его артисты оставляли театр даже ненадолго. Но в кино был хороший заработок. К сорока годам Донатас уже купил дом и машину.
Для советских зрителей Баниониса открыл режиссер Савва Кулиш. Руководство Госкино было категорически против его кандидатуры на главную роль разведчика Ладейникова. В его внешности не было ничего героического.
Но Кулиш чувствовал, что для успеха фильма ему нужен только этот актер. Его внутренний стержень, глаза, которые умели выразительно молчать. В кадре все это отличало прибалтийского актера. Однако убедить начальство не удавалось очень долго.
Банионису вместе с режиссером Саввой Кулишом пришлось пойти на хитрость. Фильм, естественно, создавался при активном участии комитета безопасности. И у главного героя был прототип: действующий советский разведчик Конон Молодый. Его познакомили с Банионисом.
Когда на стол руководства Госкино положили их совместную фотокарточку, крыть начальству было нечем.
Так Банионис получил свою самую важную роль в кино. И его прототип, и коллеги по работе выбором остались довольны, хотя в целом считали фильм далеким от реальной жизни разведчиков.
Еще до выхода на экраны Советского Союза “Мертвый сезон” начал путешествие по разным странам. В дни премьерных показов в Москве съемочная группа находилась в Болгарии. В СССР Банионис вернулся кинозвездой.
Он вернулся и не понимал, что происходит. В Шереметьево на него показывали пальцем, рассматривали, шептались. Потом к нему подбежали с просьбой дать автограф.
В первый год проката фильм посмотрели 34 миллиона зрителей. А когда его стали показывать по телевидению, не было в стране человека, который бы не знал Донатаса Баниониса в лицо.
В 1968 году Банионис вместе с другими звездами кино снялся в международном проекте в фильме “Красная палатка”. Все без исключения кинематографисты, включая английских и итальянских коллег, были в восторге от работы Баниониса. Один из эпизодов с его участием назвали актерским шедевром.
Но Донатас всегда смущался похвал. Все похвалы и всю критику Донатас получал, когда возвращался домой.
Его единственная спутница жена Она была верным советчиком и в профессии, и в жизни.
А история их любви не уступала самым закрученным сюжетам романтических любовных фильмов со счастливым концом.
С Оной Конкулявичюте Донатас познакомился в рождественский сочельник 1947 года. Она была дочерью состоятельного землевладельца и, согласно приказу министра МВД СССР, подлежала депортации. Отца и брата уже отправили в Воркуту. И Она, спасаясь от репрессии, бросила университет в Каунасе и поступила в Паневежский театр к Мильтинису, где уже работал Донатас.
-15, 16, 17 июня стали увозить людей в Сибирь. Мы очень испугались, потому что не знали причины. Нет ни суда, ни доказательств. Ничего.
Это были страшные три дня. Она тоже считалась преступницей. Потому что ее отец имел 80 гектаров земли. Отца в Воркуту увезли.
Без вины, только потому, что богат. Единственное его преступление — богатый.
И Ону хотели забрать, но она сбежала. Приехала в театр, мне стало так ее жаль. Мы начали дружить. Мы просто были знакомы и даже не думали, что поженимся.
Пару месяцев подружили, и я говорю: -Знаешь, ты выходи замуж за меня. Она согласилась, потому что мой отец был партийным работником и ярым коммунистом. Мы с ним очень много спорили о женитьбе.
Донатас Банионис.
Так парень уберег коллегу по театру от незавидной участи, которая могла ее постигнуть. Они тогда даже не понимали, что эта история станет началом большой любви и долгого семейного счастья.
Они вместе играли в постановках Мильтиниса, но экстравагантный режиссер был против актерских союзов. Да и сама мудрая Она решила, что актер в семье должен быть только один. Она не ушла из театра насовсем, просто перешла на административную работу.
Рука об руку они прошли большую жизнь. Вместе были и в горе, и в радости. В 1993 году потеряли старшего сына, который умер от онкологического заболевания. Она ушла из жизни раньше Донатаса, в 2008 году.
Последние годы Донатас жил с семьей младшего сына Раймундаса. В своей жизни он любил только одну женщину и ему было тяжело вспоминать ее.
Донатас Банионис при жизни стал легендой советского кино, но до конца жизни сумел не растерять ироничный взгляд на самого себя и свои большие творческие успехи.