«Матрица»
Первая «Матрица» — это исключительный фильм со своим смыслом, скрытым посланием и оригинальностью, из-за которой никто долгое время не решался продюсировать фильм братьев Вачовски. Им пришлось пройти через огонь и воду, чтобы их хоть кто-то выслушал и воспринял всерьез. Первый фильм оказался крайне удачным, так как при ограниченном бюджете в 63 миллиона заработал почти полмиллиарда. Успех оказался настолько ошеломительным, что на его фоне второй фильм собрал более 700 миллионов. Однако сиквел такого же восторга у фанатов не вызвал. Это был неплохой боевик, но в нем не было никакого новаторства – он просто продолжал историю, а не пытался как-то удивить зрителей. Отчасти из-за этого заключительный триквел собрал аж на 300 миллионов меньше. Фанаты до сих пор выражают сожаление о том, что в «Перезагрузке» и «Революции» братья Вачовски не сделали Зион второй матрицей, хотя на это указывало множество деталей, начиная с той, что Нео каким-то образом в «реальном» мире уничтожил машины силой мысли, и заканчивая тем, что Нео, будучи слепым, видел агента Смита.
«Дивергент»
«Дивергент» — это очередная подростковая антиутопия, которая хочет показать что-то интересное, но спотыкается на каждом шагу. И если первый фильм еще казался более-менее оригинальным и не натужным, то второй уже кое-как окупился в прокате. Третья же картина оказалась настолько провальной, что съемки четвертой быстро свернули, а на возможный сериал не стали подписываться даже основные актеры.
«Челюсти»
«Челюсти» считаются классикой и неспроста, потому что, во-первых, это хороший фильм, во-вторых, это первый фильм Стивена Спилберга и, в-третьих, одному лишь его созданию можно посвятить отдельный фильм. Так как Стивен был начинающим режиссером, ему выделили всего лишь 9 миллионов на съемки. Из-за этого Спилберг переписал сценарий, в котором речь велась сразу о нескольких акулах, и сконцентрировал сюжет только на одной рыбе, причем большую часть фильма она находится во мраке и даже не показывается. В итоге последняя деталь оказалась одной из самых успешных, так как акула, которую никто не видел, но которая при этом вызывала ужас, накаляла саспенс. Кто знает, получилось бы так, если бы у Спилберга был большой бюджет и он во всей красе показал сразу нескольких акул?
На следующий фильм было выделено уже 20 миллионов, однако режиссером выступил уже не Спилберг, а Жанно Шварц. Лишь благодаря влиянию оригинальной картины «Челюстям 2» удалось заработать 200 миллионов. Когда фанаты поняли, что лучше первого фильма уже ничего не будет, они начали отсеиваться: так, каждый следующий фильм собирал меньше предыдущего, пока сборы не опустились до такой отметки, что снимать уже было просто невыгодно, да и «Челюсти», как франшизу, уже никто не любил.
«Хэллоуин»
«Хэллоуин» стал одним из первых слэшеров и, если смотреть его сейчас, то можно встретить огромное количество клише, от которых просто хочется выключить фильм. Но стоит понимать, что эти клише в 1978 году считались оригинальными и незаезженными. «Хэллоуин» подарил актрисе Джейми Ли Кертис карьеру, а Джона Карпентера он сделал одним из самых известных режиссеров фильмов ужасов. Во втором фильме Карпентер снова попытался всех удивить сюжетным поворотом, который впоследствии был использован в таких франшизах, как «Крик», «Поворот не туда» и ряде других. Суть сюжетного поворота элементарна – главная героиня/герой является родственницей главного злодея. В случае с «Хэллоуином 2» оказалось, что Лори – сестра Майкла Майерса. Окупился ли этот поворот? Нет. Он потопил фильм критикой, в том числе со стороны Тарантино и даже самого Карпентера, который признал, что написал его, находясь в невменяемом состоянии. Третий фильм и вовсе отошел от Майкла Майерса, сконцентрировавшись на ведьмах. В четвертом фильме планировали показать привидений, но в итоге вернули Майкла Майерса и даже прописали это в названии – «Хэллоуин 4: Возвращение Майкла Майерса». Однако его возвращение никто не оценил. Впрочем, создателям следующих фильмов это не мешало. Каждый хотел заработать лишние несколько сотен тысяч долларов, поэтому создавал откровенно слабые фильмы, пока в 2002 году франшиза не была поставлена на паузу.
В конце концов, в 2018 году вышел сиквел первого фильма, который решил напрочь забыть про все то, что произошло в других картинах, и это пошло на пользу новому сиквелу, но следующие два фильма уже не смогли завлечь массового зрителя и прокатились по дну проката с низкими сборами.
«Робокоп»
Не многие знают, что «Робокоп» стал не первым и последним фильмом. Уже через три года после культовой картины вышло продолжение с теми же актерами, но с другим режиссером. У сиквела нашлись свои поклонники, однако в общих чертах он был принят негативно. Еще хуже зрители оценили третью часть, в которой не было ни привычного насилия, ни даже Питера Уэллера, который играл Робокопа в двух предыдущих фильмах. Третья часть оказалась еще хуже и стала наименее прибыльной. Осознав, что у следующих фильмов не будет никакого шанса в прокате, никто больше не решился снимать продолжения, пока не появился Жозе Падилья, снявший «Робокопа» в 2021 году, однако попытка хоть и оказалась удачной с кассовой стороны, зрители ее совсем не оценили.
«От заката до рассвета»
Несмотря на то, что Квентин Тарантино зарекомендовал себя не только хорошим режиссером и сценаристом, но и продюсером, есть фильмы, которые спродюсированы им, но которые при этом смотреть явно не стоит. В 1995 году вышла лента «От заката до рассвета». Тарантино в ней сыграл одну из главных ролей, написал к ней сценарий и даже выступил исполнительным продюсером. Каково же было удивление фанатов, когда через три года вышел сиквел под названием «От заката до рассвета 2: Кровавые деньги». И каково же было удивление, когда он провалился, несмотря на то, что исполнительными продюсерами выступили Тарантино и Родригес. Многие проблемы исходили из низкого бюджета, который был в четыре раза меньше, чем у оригинального фильма. Кроме того, сюжет практически полностью копировал первый фильм. То же самое произошло и с третьим фильмом. Чуть лучше дела обстояли у сериала, который был тепло принят критиками и продержался на экранах три сезона.
«Kingsman»
«Kingsman: Секретная служба» рассказывает про парня по имени Эггси из бедного района, который узнает, что его отец был агентом секретной службы. Благодаря жертве отца и бывшему сослуживцу Эггси получает возможность стать таким же агентом. Несмотря на избитую сюжетную завязку, фильм смог удивить зрителей неожиданными сюжетными поворотами, хореографией боевых сцен и острыми шутками. Режиссер Мэттью Вон попытался повторить все то же самое во втором фильме, но практически каждый аспект, за исключением диалогов, получился хуже.
Откровенно слабым выглядит приквел «King’s Man: Начало», который пытается выехать за счет издевательств над клише, но буксует в них и бесславно утопает, проваливаясь в прокате.