В «Д’Артаньяне и трех мушкетерах» зрители не замечают подмену в одной сцене.
Актеры — тоже люди, и у них может случиться всякое: творческий кризис, как у Вячеслава Тихонова, или конфликт с режиссером, как у Евгения Моргунова. Рассказываем, на какие уловки шли советские режиссеры, когда артист не хотел или не мог играть в сцене или во всем фильме.
Как Ростоцкий «шантажом» заставил Тихонова играть в его фильме
Тихонов блестяще сыграл педагога в фильме «Доживем до понедельника». Но зрители могли бы не увидеть любимого актера в этой роли — и это была бы потеря. Илья Семенович мог бы выглядеть вот так: худсовет видел в этой роли Зиновия Гердта или Бориса Бабочкина.
Но режиссер настаивал, что учителя так талантливо сыграет только Вячеслав Тихонов. А он, в свою очередь, к предложению Ростоцкого отнесся скептически. Себя в роли педагога он не видел.
Но Ростоцкий настоял. И даже прибегнул к шантажу:
«Если ты мне друг, ты должен играть!».
Тихонов, скрепя сердце, согласился. А потом понял, что эта роль его воскресила и вытащила из душевной ямы, куда он кубарем свалился.
Дело в том, что после выхода фильма «Война и мир» Вячеслав Тихонов погрузился в настоящий творческий кризис. Он считал, что сыграл Болконского плохо, и даже называл эту роль провалом. Артисту было настолько не по себе, что он хотел закончить карьеру.
В этой сцене в «Д’Артаньяне и трех мушкетерах» режиссеру пришлось пойти на хитрость из-за Атоса
Помните пронзительную сцену из фильма «Д’Артаньян и три мушкетера», где главные герои оплакивают Констанцию? Посмотрите на кадр ниже: первым идет Д’Артаньян, за ним (слева направо) — Арамис, Портос и Атос.
Вас никогда не смущало, что лица Атоса почти не видно? Да, это потому, что он сильно опустил голову, скажут зрители. Но на самом деле причина в другом. В этой сцене мы видим вовсе не Вениамина Смехова, а его дублера. И вот, почему.
Артиста взяли в фильм без проб — Георгия Юнгвальд-Хилькевича еще давно впечатлила игра артиста в Театре на Таганке. Но была одна проблема.
График у Смехова был плотный, ему нужно было постоянно играть в театре. Поэтому артист снимался в картине только несколько дней в неделю. А эту сцену с оплакиванием Констанции снимали позднее всех остальных — песню для Д’Артаньяна написали уже в самом конце. Смехов не смог приехать на съемки, поэтому режиссеру пришлось пойти на хитрость и пригласить дублера. Чтобы зрители не заметили подмену на более крупном плане, Атос уткнулся лицом в рукав Портоса.
Лановой трижды отказывался сниматься в «Офицерах». Кто помог режиссеру уговорить актера
Картину «Офицеры» мы не можем себе представить без Василия Ланового. Многие считают, что роль Вараввы — лучшая в его фильмографии. Поэтому сложно представить, что мы вообще могли не увидеть артиста в этой картине. А ситуацию спас… композитор Вивальди. Как так вышло?
Дело в том, что артист не мог понять своего героя, да и сам сценарий был звезде не близок. Его смущала романтическая линия, связанная с безответной любовью. Хотя фильм, вроде как, про храбрых офицеров.
Он три раза отказывался от роли. А потом вдруг понял, что Варавва ассоциируется у него с любимым Вивальди.
«Именно эта музыка и стала импульсом, толчком на пути к образу. Меня вдруг как током пронзила мысль: так вот же он, Варавва, — радостный, открытый, звонкий, в котором кипит радость бытия, и весь он искрится, как звучащая музыка», — говорил Лановой.
В итоге самый популярный в СССР журнал про кино «Советский экран» назвал Георгия Юматова и Василия Ланового главными офицерами страны. А картину до сих пор любят и пересматривают.
Конкин хотел тайком сбежать со съемок «Места встречи изменить нельзя». Кто его остановил
Владимир Конкин, сыгравший в сериале «Место встречи изменить нельзя» Володю Шарапова, мог бы вообще не появиться в картине. Что представить практически невозможно. Причем бросить роль артист собирался прямо в разгаре съемок. Но его практически спас актер Виктор Павлов.
Он поймал Конкина в коридоре гостиницы, когда тот собирался тайно съехать из нее и бросить работу. Актер понимал состояние приятеля и решил его поддержать, забавно прочитав сценарий картины.
«Видит бог, я чуть не помер со смеху. Так он произносил каждую реплику, что я не мог идти, у меня ножки крестиком были, задыхался — так хохотал. И этот гений вырвал клещами из меня тот неправильный ржавый гвоздик сомнений и горечи» — вспоминал Конкин.
Актер вернулся в свою комнату и решил все же не бросать начатое, а отыграть все до конца.
Но в чем же было дело?
Конкин не пришелся по душе ни авторам сценария, ни его партнеру по съемкам Высоцкому. Бард и артист были слишком разными людьми. Да и музыкант изначально хотел «пропихнуть» в картину своего друга Ивана Бортника. Но Говорухин отстоял Конкина.
Правда, на съемочной площадке между актером и Высоцким то и дело происходили конфликты. Психологическое состояние Конкина ухудшалось на глазах. Хорошо, что благодаря Павлову артист все же доиграл до конца.
На что пошел Гайдай, лишь бы не видеть Моргунова
Из тройки Трус, Балбес, Бывалый всегда выделялся Евгений Моргунов. С Юрием Никулиным и Георгием Вициным работать было приятно и комфортно. А вот их третьего товарища любили не так сильно.
Во-первых, он обожал розыгрыши, и притом не безобидные. Во-вторых, был остр на язык. И однажды так обидел Гайдая, что тот совсем перестал общаться с Моргуновым.
Когда снималась «Кавказская пленница», режиссер позвал артистов, чтобы показать им отснятый материал. На встречу Моргунов пришел навеселе и со своими говорливыми поклонницами.
А дальше версии разнятся. По одной из них, Моргунов в ответ на просьбу вести себя потише, потому что Гайдаю некомфортно, ответил:
«Подумаешь, режиссер, тоже мне Феллини!».
По другой версии, артист сказал следующую фразу:
«Гайдай, что-то ты совсем мышей не ловишь!».
В результате режиссер сильно обиделся на Моргунова. Да так, что частично отстранил его от съемок в «Кавказской пленнице». Крупный план Моргунова снимали, а для остальных сцен приглашали дублера. Однако при финальном монтаже режиссер не вставил эти эпизоды.
Из-за плотного графика Караченцова на съемках «Электроника» произошел курьез. И вот, какой
Помните, что в одной из сцен в фильме «Приключения Электроника» бандит Урри, которого играл Николай Караченцов, оказался внутри бронзовой статуи?
Зрители уверены, что в этом фрагменте видят своего любимого артиста. Но его там и вовсе нет! На самом деле вместо артиста там находился обычный рабочий.
Почему так вышло? Рассказываем.
Дело в том, что во время съемок Караченцов активно играл в «Ленкоме» и не мог каждый день приезжать на площадку. Поэтому иногда его подменяли дублеры или просто рабочие.
В эпизоде со статуей внутрь залез как раз не Караченцов, а рабочий. Тогда было прохладно, и мужчине предложили согреться горячительным. В результате он просто уснул внутри статуи. А все остальные забыли про бедолагу и ушли домой.
Только ночью рабочий проснулся, открыл глаза и заорал от испуга. К счастью, его услышали сотрудники музея, где проходили съемки, и вытащили наружу.
Как Леонова уговорили сняться в сцене с настоящим тигром в «Полосатом рейсе»
При просмотре этой сцены в фильме «Полосатый рейс» у всех зрителей буквально сжимается сердце. Наш любимец Евгений Леонов оказывается в опасной близости от огромного хищника.
Есть легенда, что якобы артист согласился сниматься в этом эпизоде, только если между ним и хищником будет пуленепробиваемое стекло. Но на самом деле это не так.
«Я присутствовал на съемках этой сцены — снималась она, кстати, в павильонах „Ленфильма“, в специально построенных декорациях — и могу вам точно сказать, что никакого стекла там и в помине не было. Леонов боялся, конечно, и уговаривали его долго, но в конце концов отсняли все как есть», — говорил оператор Владимир Долинин.
Правда, чтобы тигр обратил внимание на Леонова, тому под голову положили кусок мяса. А под ванной прятался дрессировщик, чтобы помочь артисту в случае чего.
Чье лицо то и дело мелькает в «Земле Санникова»
Юрий Назаров сыграл каторжанина Губина в картине «Земля Санникова». Да, и мы так думали. Но на самом деле все обстоит немного иначе.
Изначально в этой роли должен был играть Сергей Шакуров, но его заменили на актера Юрия Назарова из-за конфликта со съемочной группой. Правда, готовые сцены переснимать не стали, поэтому на некоторых кадрах видно, что Губина играет Шакуров.
Как получилась такая мешанина? Все время съемок фильм находился под угрозой закрытия. Сначала вместо Владимира Высоцкого в фильм неожиданно взяли Олега Даля.
А тот часто появлялся на площадке навеселе и заявлял, что режиссеры — дилетанты. Конфликт в итоге удалось сгладить, но результатом стало появление Шакурова в нескольких сценах вместо Назарова.
Куда пропал Сидор Лютый из «Неуловимых мстителей» на самом деле
Как вы знаете, «Неуловимые мстители» — это трилогия. Первый фильм невозможно представить без обаятельного Сидора Лютого. Но во второй части он, почему-то, не появляется. И в третьей — тоже. Почему так вышло?
И правда, изначально Сидор Лютый должен был появиться во всех частях картины. Но у актера Владимира Трещалова случился конфликт с режиссером Эдмондом Кеосаяном.
«Герой Трещалова должен был „пройти“ через все три части картины. Но как-то между взрывным Трещаловым и горячим Кеосаяном произошла ссора», — рассказывал оператор Валерий Куракин.
И Лютого просто «убрали». Трещалов так обиделся, что отказался озвучивать своего героя. Он, на самом деле, говорит голосом артиста Евгения Весника.