У советского актера Петра Вельяминова было тяжелое детство. Свою юность он провел в исправительных лагерях, где чудом не погиб.
Слава и успех пришли к нему лишь в 45 лет, когда он сыграл в картине «Тени исчезают в полдень», однако борьба в его жизни на этом не закончилась: ему еще предстояло найти свою любовь и признание.
Что пережил актер во время ссылки в лагере и как после этого смог стать народным артистом РСФСР?
Несправедливо обвиненный
Петр Вельяминов родился 7 декабря 1926 года в семье потомственных дворян, чья династия берет начало в XI веке. При советской власти факт принадлежности к «голубой» крови не играл на руку семейству. Так, отца будущего актера дважды репрессировали, а реабилитировали только в 1956 году.
Досталось и самому Петру: в16 лет его отправили в Котлас в исправительно-трудовой лагерь, где Вельяминов провел девять лет. Известно, что он обвинялся в участии в антисоветской организации «Возрождение России».
Однако такие выводы были сделаны лишь на основании того, что Петр общался с соседом по лестничной клетке, подозревавшимся в предательстве советской власти.
Сам Вельяминов говорил, что всего лишь ухаживал за дочкой того соседа и ничего антисоветского не делал.
Так или иначе, но в лагерь парня в итоге отправили. В ссылке юноша не потерял жажду к жизни и не только не сломался, но и стал изучать там актерское мастерство.
Однако жизнь в лагере была совсем не легкой: Петр не доедал и много работал на стройке гидролизного завода. Физически он был вымотан и похудел на 47 килограммов за время ссылки.
В свою очередь отсутствие вестей из дома вгоняло его в уныние и ломало морально.
Все это привело к тому, что парень оказался в лазарете в тяжелом состоянии. Петру очень повезло, что начальницей больницы оказалась мама одной из его одноклассниц. Женщина хорошо относилась к мальчику и сделала все, чтобы спасти ему жизнь.
Позже Вельяминов скажет, что в лагере ему сильно повезло, потому что рядом с ним были хорошие люди, и он не сдался.
«Я — счастливый человек, потому что тяжелая ситуация не сломила меня. До 50-х годов в лагерях не было разделения на уголовников, дезертиров и политических. Но так получилось, что рядом со мной всегда оказывался человек, который меня спасал», — говорил он.
После выписки из больницы Вельяминова отправили в Краснотурьинск, где он работал на лесосплаве бригадиром плотников. Удивительно, но именно там он начал делать первые шаги в актерстве. Это занятие стало настоящей отдушиной для него.
«Нормировщик, который «держал» в лагере весь механический завод, говорил мне: «Ну, чего ты пойдешь в этот джаз? Песенки петь «До свиданья, мама, не горюй»? Занимайся этой профессией, и будешь сыт и пьян».
Но я ушел в оркестр, который сопровождал заключенных на работу, играл на барабане. Музыкальное образование имелось — четыре года по классу скрипки», — делился артист.
Причем свои уроки он брал у настоящих профессиональных актеров, кто также, как и он, отбывал свой срок. Вместе с ними Петр играл в совместных сценках. Было у этого и практическое намерение: ведь за удачные выступления могли сократить срок заключения.
В итоге Вельяминов отбыл в заключении девять лет вместо десяти и вышел на свободу. Однако по причине того, что в столице ввели паспортный режим, Петр уехал в Абакан.
Там он вновь трудился на лесоповале, однако вскоре ему удалось пробиться в труппу местного театра. Так и началась его кочевая актерская жизнь в разных городах СССР. Петр переезжал каждый раз, когда у него с худруком возникали разногласия.
Успех в кино
В Свердловске актера заметили режиссеры Владимир Краснопольский и Валерий Усков, когда он выступал в театре с пьесой «Кандидат партии». Они были впечатлены тем, как Петру удалось взволновать зал, а также его глазами.
После этого Вельяминову дали роль председателя колхоза Захара Большакова в сериале «Тени исчезают в полдень». Фильм имел огромный успех как на Родине, так и за границей.
Зрительская любовь позволила Вельяминову наконец вернуться в Москву и пойти служить в театр «Современник». Карьера актера настолько стремительно пошла в гору, что ему резко стали поступать десятки предложений в кино. В какой-то момент работы в кино стало так много, что пришлось забросить выступления в театре.
Вельяминову мастерски удавалось передавать образ примерного советского гражданина и патриота своей страны. Конечно, те девять лет в трудовом лагере навсегда оставят свой отпечаток в его жизни, но сам Петр говорил, что в кино он создавал тот образ, в который верил.
«Меня наградила «Академия проблем безопасности обороны и правопорядка». Как говорится, сначала посадили, а потом наградили. А среди коммунистов я встречал разных людей. Одни были подлецами, другие — высокоморальными людьми. Мне чаще попадались последние. Поэтому и в кино создавал то, во что верил», — говорил артист.
При этом Вельяминов отмечал, что никогда не собирался вступать в партию, к тому же его бы туда и не вязли при всем желании.
«Партийная принадлежность Кружилина из «Вечного зова» меня не волновала. Чувство собственного достоинства Кружилина, его порядочность давали мне право играть этого человека», — объяснял актер.
За свою долгую жизнь актер сыграл десятки ролей в кино и получил звание народного артиста РСФСР. И всего этого он долбился даже без актерского образования.
Пять браков
Что касается личной жизни, то у Вельяминова всегда был большой выбор среди женщин.
«Женщинам он нравился до умопомрачения! Если собиралась большая компания, и в ней был Петя, можно было быть уверенным, что он уйдет не один», — так характеризовал Вельяминова Валерий Усков.
Всего актер был женат в своей жизни пять раз, что только подтверждает слова режиссера о Вельяминове.
Впервые Петр решил жениться в 27 лет на актрисе Людмиле Нюхаловой, чуть позже у пары родилась дочь Екатерина. Однако брак продлился лишь пару лет.
Вторую любовь артист повстречал в Дзержинске: его избранницей оказалась Галина Гришина, которая позже родила ему сына по имени Сергей и дочку Иру. Их союз продержался пять лет, а после развода дочь осталась жить с мамой, а сын – с папой.
Стоит догадаться, что отношения с женами у него не складывались из-за любви актера к переездам.
После того, как Вельяминов перебрался в Москву с сыном, он вновь попытал свое счастье. На этот раз его женой стала Галина Добровольская, у которой на тот момент уже была дочь Ольга. Однако и Галина не задержалась надолго как в сердце, так и в жизни Вельяминова, и на смену ей пришла художница Елена Маневич — четвертая жена, у которой подрастал сын Михаил от прошлых отношений. С Еленой Петр прожил десять лет.
Из-за того, что актер часто пропадал на съемках, заботы обо всех детях легли на Елену, которая смогла подружиться с сыном актера Сережей.
Однако и эти отношения дали трещину. В какой-то момент актер переехал в Ленинград, из-за чего сын стал редко общаться с отцом. Позже выяснилось, что поехал он туда к своей возлюбленной — Татьяне Танаковой, которая была младше его на 30 лет. Вскоре она стала его пятой женой.
Выяснилось, что артист изменял Елене на протяжении восьми лет с другой женщиной и разрывался между двумя семьями.
«Для Маневич измена Вельяминова стала ударом. Она не устраивала сцен, не злилась, потому что верующая. Но ее разбило всю! Спала на досках, долго лечила позвоночник. Потом вышла замуж. Но Вельяминова, кажется, любит до сих пор», — говорила спустя годы коллега-художница Елена Сорокина.
Несмотря на то, что Татьяна была сначала в роли любовницы, именно брак с ней оказался самым долгим для артиста, хоть у них и не было совместных детей. Однако из-за этой связи разрушились отношения между отцом и его детьми.
Известно, что все наследники Вельяминова пошли по стопам своего отца и стали актерами. Сын Сергей редко общается с отцом и почти не навещает его в Петербурге.
Дочь Екатерина живет в Омске и играет в местном театре. Что касается Ирины, то она стала вести разгульный образ жизни после неудачного брака. Семья пыталась оказать поддержку женщине в ее ситуации, но это ни к чему не привело.