Почему Тоня отказала Матвею, а Лариса не отравила соперницу? Обсуждаем любимый советский фильм «Дело было в Пенькове»

Итак, задача максимум: разобрать, что же случилось в Пенькове?

Дано:

Обаятельный Матвей Морозов, первый парень на деревне. Тракторист, заводила и хулиган. Добрый и открытый, но с напускным равнодушием и даже оттенком грубости.

Дочка председателя, красивая, но слишком простая Лариса. Жена Матвея. Мужа любит, ревнует страшно. Попала под влияние местного авторитета и источника сплетен – самогонщицы бабки Алевтины.

Зоотехник Тоня Глечикова. Новое лицо в Пенькове. Умная, образованная, симпатичная. Меняет жизнь колхоза и деревни/села, притягивая внимание всей молодежи и женатого Матвея в том числе.

Решение: отравить соперницу Антонину за то, что она закрутила «ненастоящий» роман с Матвеем, и практически увела его из семьи как бы между делом, даже не заметив, от скуки в глуши и большого ума.

Ответ: был ли любовный треугольник вообще? А если и был, то остался в прошлом или по возвращении из тюрьмы Матвей уйдет-таки из семьи?



Кадр из фильма «Дело было в Пенькове», 1957 год, режиссер Станислав Ростоцкий

🎬 Дело было в Пенькове (1957)

Это была краткая вводная для тех, кто вдруг подзабыл сюжет фильма, что вряд ли, конечно, возможно.

Когда я смотрела фильм в юности, мне Тоня (Майя Менглет) всегда казалась ну абсолютно положительной. Да, влюбился в нее чужой муж. Поддался страсти, да так, что решил красавицу Ларису бросить. Ну бывает. Сама то Тоня, разве повод давала, иль надежду? Чисто невинная овечка. Слова умные говорит, весь колхоз просвещает, о себе не думает, все на благо общества.




Майя Менглет в роли Тони. Кадр из фильма «Дело было в Пенькове», 1957 год, режиссер Станислав Ростоцкий

Зато дуэт Ларисы и Алевтины – вот где злыдни! Одна дура неопытная, но с характером, да еще с каким. Вторая – хлебом не корми, дай какую гадость сделать, а если молодуху, которой муж изменяет (а как же, сама видела!) под гиблое дело подбить – так это вообще святое дело, день не зря прожит.




Кадр из фильма «Дело было в Пенькове», 1957 год, режиссер Станислав Ростоцкий

Матвей. Что Матвей. Ну как вообще что-то плохое про Вячеслава Тихонова можно думать? Ну вот я и не думала. А ведь каков, простите, засранец его герой на самом то деле, если уж откровенно.




Кадр из фильма «Дело было в Пенькове», 1957 год, режиссер Станислав Ростоцкий

А что по факту, друзья?

Лариса (Светлана Дружинина), несомненно ревнует. Но так ли безосновательно? Очевидно, что симпатия ее мужа и нового зоотехника взаимна. И беспокоиться действительно есть, о чем.

Антонина красива и фигурой не обделена. Антонина – как луч света в Пенькове, к которому тянутся все без исключения. Жители не образованны, круг интересов их узкий. Скучно. А тут кудрявая, яркая брюнетка Тоня с задорным и проницательным взглядом, который подмечает все проблемы колхоза и всех красивых мужчин.


Светлана Дружинина в роли Ларисы. Кадр из фильма «Дело было в Пенькове», 1957 год, режиссер Станислав Ростоцкий

Ну подмечает же, согласны? Вспомните сцену, когда Антонина подвернула ногу и Матвей на руках нес ее домой. А потом что? Ну бабка Алевтина их и застукала. Да, присочинила, но от правды не уйдешь: Тоне нравился Матвей и потому и поведение было таким, и взгляды, и жесты, и позы, что и для Ларисы преувеличить не грех.

Тоня завлекла Матвея высокими идеями и новизной, но не решается разрушить семью, хотя изначально, когда чувства захватили, думала совсем обратное. Это не равнодушие, и не «просто дружба». Потому и Матвей воодушевился: дело практически в шляпе.



Кадр из фильма «Дело было в Пенькове», 1957 год, режиссер Станислав Ростоцкий

Что мне категорически не нравится в Тоне: высокомерие и бестактность. Городская девушка, которая в речи использует умные плакатные лозунги и выглядит как человек новой эпохи, пытаясь донести колхозникам истины о новых машинах и прекрасном советском будущем. И тут же, при всех, на собрании, принижает умственные способности человека, который ей нравится, нравится по –настоящему.

«Морозов, конечно, очень способный человек, но ему не хватает элементарного кругозора»

И вот здесь мне становится понятно, что даже если бы Матвей не упрятал Алевтину в погреб, а Лариса не ждала бы его возвращения из мест не столь отдаленных, Тоня не вышла бы замуж за Морозова. Вот из-за этой разницы города и деревни. Она хоть и увлеклась чужим мужем, но смотрела всегда свысока и ровней не считала.

Может, конечно, по прошествии нескольких лет колхозной жизни, характер Тони изменился, и она перестала чувствовать себя «директором» среди соседей. Хотя, сдается мне, вряд ли.




Кадр из фильма «Дело было в Пенькове», 1957 год, режиссер Станислав Ростоцкий

Не зря, мне кажется, в финале показана встреча Матвея и Тони. Оба ничего не забыли, но вспомнить по-настоящему захотят ли оба? Матвей скорее да, чем нет.

Ну вот просто скажите: человек, который несколько лет отсидел, все осознал и понял, решит остаться в день возвращения с женой и сыном, или по деревне идти гулять и за заборами Антонину высматривать, а?

И, да, больше всех жаль Ларису. Во-первых, потому, что в попытке сохранить семью, которой без году неделя, а муж уже на другую поглядывает, чуть было не решилась отравить соперницу. И остановила ее, я думаю, не душевная доброта, а только лишь мысль о том, где ж будет ее ребенок, когда она за убийство сядет. Во-вторых, потому что ребенка растила одна и кучу сплетен стерпела. Ну, а в-третьих, потому что, кажется, Матвею по-прежнему нравятся плакатные лозунги.


Кадр из фильма «Дело было в Пенькове», 1957 год, режиссер Станислав Ростоцкий