Утонченная красавица советского кино – Наталья Данилова: успех, печальная судьба, одиночество

Наталью Данилову считали одной из самых красивых и утонченных актрис восьмидесятых. Ее благородная внешность, гордая осанка, интеллигентная манера всегда навевали мысли об аристократических корнях.

Однако о родовитых предках доподлинно неизвестно. Родители актрисы – ленинградские интеллигенты, люди гуманитарных профессий.

Уже в детстве Наталья проявляла таланты: писала стихи, занималась музыкой, посещала театральный кружок. Много читала.

Дебют

Когда будущей актрисе исполнилось 13 лет, произошел ее дебют в кино. Ее пригласили сыграть в фильме «Завтра, третьего апреля…». Актерскую игру Натальи оценили столь высоко, что ей предрекали карьеру и актрисы, и режиссера еще в те юные годы.

Наталья Данилова мечтала о журналистике, но все же тяга к актерскому творчеству взяла верх, и девушка успешно поступила в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. На дипломном спектакле присутствовал великий режиссер Георгий Товстоногов. Мэтр оказался настолько впечатлен игрой юной актрисы, что пригласил выпускницу в свой театр. В Ленинградском Большом драматическом театре Данилова проработала много лет.

Георгий Товстоногов стал наставником и лучшим другом актрисы, между ними были творческие, очень теплые отношения. Это, бесспорно, давало пищу к пересудам. Злые языки утверждали, что режиссера и актрису связывали не только дружеские отношения.

Кинопопулярность

Кинематографическая популярность пришла к Даниловой в 1979 году, когда молодую актрису пригласили на роль младшего сержанта милиции Варвары Синичкиной в культовом фильме «Место встречи изменить нельзя».

Эта роль для актрисы Натальи Даниловой стала, воистину, судьбоносной. После выхода фильма «Место встречи изменить нельзя» на нее обрушилась невероятная популярность. Но никто из зрителей не подозревал о том, что работа над ролью далась актрисе не просто.

Как Данилову утвердили на роль Вари-возлюбленной Шарапова

В пробах на роль возлюбленной Шарапова участвовали более 10 актрис. Так, Высоцкий, игравший роль Глеба Жеглова, отстаивал кандидатуру своей жены, Марины Влади. А сам режиссер Станислав Говорухин видел в роли Синичкиной только Ларису Удовиченко, актрису, которая потом блистательно сыграла в фильме Маньку Облигацию. И лишь после долгих споров и раздумий утвердили Данилову, которая, кстати, была поначалу не в восторге от роли, считая образ «правильной девушки» слишком заштампованным и примитивным.

Почему сцена с подкидышем далась актрисе очень тяжело

Во время съемок «Места встречи» самой тяжелой для Натальи оказалась сцена с найденным подкидышем. На роль брошенного малыша определили сына помощника режиссера. Согласно сюжету Варвара должна была взять младенца на руки и перепеленать, но актриса почему-то медлила.

Съемочная группа недоумевающе смотрела на нее. И вдруг Наталья разрыдалась. Съемка эпизода оказалась под угрозой. Тогда на помощь пришел Высоцкий. Он вывел Данилову из павильона, налил ей коньяка, и молодая женщина неожиданно рассказала ему то, чего не знал практически никто. Дело в том, что незадолго до съемок актриса сделала аборт, тяжело переживала случившееся, и даже один вид пеленок с распашонками приводил ее в состояние истерики. Владимиру Семеновичу удалось найти правильные слова – Данилова вышла на съемочную площадку и сыграла так, как хотел Говорухин.

Однако и на этом превратности не закончились. Дело в том, что режиссер Говорухин решил переозвучить Варю без ведома актрисы. В конечном счете героиня Даниловой «заговорила» голосом другой актрисы – Натальи Рычаговой. Такая ситуация всегда считалась в актерской среде оскорбительной. Наталья Данилова еще долго переживала по этому поводу.

Другие роли актрисы

А еще в 1979 у Натальи Даниловой была очень заметная роль в «нетленке» Михаила Швейцера, фильме «Маленькие трагедии». В этой киноленте Данилова воплотила типаж, наиболее подходящей для своей фактуры, – величественную и ослепительную княгиню Вольскую – женщину, бросающую вызов высшему обществу.


Восьмидесятые стали звездным часом молодой актрисы в кино.

В этот период Наталье Даниловой удалось создать целую галерею разноплановых образов. Это и остро мыслящая, крепко стоящая на ногах, гордая аристократка Анна Одинцова в экранизации «Отцы и дети», и наивная, восторженная провинциалка Пэт Фортескью в детективе «Тайна «Черных дроздов», и нежная и преданная Джейн в фильме по Герберту Уэллсу «Человек-невидимка», и мужественная, стойкая революционерка Антонина Чумак в фильме «Кто заплатит за удачу», и хищная мещанка Ольга в фильме «Дублер начинает действовать».


К сожалению, профессиональная востребованность, творческий успех длились не долго.

Личная жизнь

Последовали и неудачи в личной жизни.

Первый муж Даниловой, талантливый режиссер Асхаб Абакаров, ревновал актрису к ее успешной карьере. Реализовать себя в профессии достойно Асхабу не удавалось. Вскоре он получил ярлык мужа восходящей звезды, что стало для него крайне болезненным фактом. Начались конфликты, а потом случилась трагедия. Из-за ошибки врачей Данилова потеряла не родившегося ребенка. И навсегда осталась бездетной. Для Асхаба приговор стал тяжелым ударом – восточный мужчина хотел большую семью, как принято на его родине. Он пытался поддерживать жену, но сам очень страдал. В 1985 году Абакаров погиб в автокатастрофе.


Наталья Данилова и Асхаб Абакаров

Наталья тяжело пережила утрату и приготовилась к жизни в одиночестве, но судьба подарила ей встречу с еще одной любовью. Актриса встретила мужчину по имени Сергей. Они поженились. Супруги мечтали о счастливом будущем, хотели построить дом, усыновить ребенка и жить счастливой семьей. К сожалению, мечтам не суждено было сбыться. Вскоре умерла горячо любимая мать актрисы, а затем не стало и Сергея.

Начались проблемы и в творчестве.

После смерти Георгия Товстоногова в театре Данилову стали выживать. Она была слишком интеллигентна, чтобы вступать в склоки, поэтому написала заявление об уходе. Серьезных ролей в кино ей тоже не предлагали. Наталье Даниловой пришлось перебиваться озвучкой фильмов. А потом и этот источник заработка иссяк. Настали пресловутые 90-е.

От постоянной депрессии Наталья болела. Угнетало и безденежье. Приходилось нести в комиссионку последние ценные вещи, даже иногда собирать бутылки, чтобы купить продукты и лекарства…

Но Наталья все-таки выстояла и вернулась к работе.

Сейчас актриса играет в театре имени Комиссаржевской. Занимается дубляжом иностранных фильмов.

В последние годы снимается в сериалах. Данилову можно увидеть в таких кинопроектах, как «Подлинная история поручика Ржевского», «Секретные поручения», «Татьянин день», «Беловодье. Тайна затерянной страны», «Крылья империи».

В этом году талантливой актрисе Наталье Юрьевне Даниловой исполнится 67 лет. Она живет спокойной, размеренной жизнью, не отказывается от интервью, но все так же одинока. Актриса говорит, что не хочет даже заводить собаку – слишком хорошо помнит, насколько больно терять самое близкое и дорогое. Правда, одиночество больше не страшит ее. Наталья утверждает, что время после смерти мамы и мужа стало самым страшным в ее жизни, и, пережив его, она не боится больше ничего.