Помните, что на заре развития кинематографа фильмы назывались «иллюзиями»? Это потому, что на экране часто создается атмосфера, непохожая на ту, что царила на съёмочной площадке – на экране все как бы гладко, а на деле… Так было и во время съемок фильма «Место встречи изменить нельзя».
Не ко двору пришелся
Владимир Конкин, приглашенный на роль Шарапова, недавно сыграл роль Павки Корчагина в новом ключе: романтичный лиричный юноша, герой революции. Прославился, получил Премию Ленинского комсомола. На его кандидатуре настоял председатель Гостелерадио Лапин.
Ход мыслей чиновника понять можно: «благонадежный» актер, трендовое на то время амплуа: хрупкий «интеллигентик», который неожиданно проявляет чудеса героизма. По мнению же сценаристов, Конкин на роль не подходил совершенно! Шарапов у Вайнеров абсолютно иной: мужественный, серьезный, сильный мужчина, который десятки раз ходил за «языками в логово врага». Вайнеры в унисон повторяли: «Это никакой не Шарапов!»
И в принципе, Станислав Говорухин был с ними согласен. Он, может, и «пободался» бы с начальством, но и сам толком не знал, кто ему нужен. Кандидатуру Николая Губенко моментально отверг Высоцкий, сказав:
Нет, мы с Колей будем в одну краску рисовать. Темперамент и фактура схожи…
Предложенного Высоцким Бортника (который сыграл Промокашку) режиссер сам отверг. На пробах тоже никто «не выстрелил». Уже позже Говорухин писал:
Филатова нужно было приглашать! Слишком поздно мне в голову пришла эта мысль
Ссоры с Высоцким
Высоцкий был в расцвете славы! Всенародно любимый, но явно обойденный официальным признанием, он презирал Конкина – называл его «комсомольским холуем», слабым актером и мальчишкой, ездившим на «Волге». Владимир Конкин рассказывал:
Впервые я столкнулся с такой неприкрытой враждой. Высоцкий – со всеми милый, дружелюбный, обаятельный – через секунду меняется в лице и орет…Такое и мощных актеров выбивает из колеи, а я был тогда еще совсем тонкокожим…
Виктор Павлов – спаситель проекта
Даже не все из съемочной группы знали, что был момент, когда Конкин чуть не сбежал. Он тайно паковал чемодан, когда в его номер зашел Виктор Павлов (игравший Левченко). Взрослый и чуткий актер понял, что молодой человек на грани нервного срыва. Они вышли вдвоем на улицу, и тут Павлов начал настоящий «капустник», читая сценарий «Места встречи» в духе опереточной комедии. Конкин вспоминал:
Он так произносил реплики, что я буквально задыхался и падал на землю от хохота, ноги подгибались. Виктор был настоящий гений… Насмешив меня до истерики, он как клещами вырвал из моей души этот гвоздик ржавый – обиду, горечь, сомнения. Дурацкое решение было – бежать. Уже четверть фильма сняли. Понятно, что меня бы все равно заставили завершить работу. Только травма была бы больше. И стыд перед теми, кого я подводил – конфликт-то у меня был только с Высоцким и Вайнерами, а не со всей группой…
«Актерские войны на площадке» — всего лишь рабочий процесс
В фильме снималось целое созвездие знаменитых советских актеров – титры не дадут соврать. Все они знали себе цену, у каждого были свой характер, темперамент, запросы. Ссорились часто. Садальский вспоминал, как однажды Высоцкий обматерил его по-черному за оговорку в дубле – спешил на самолет, время поджимало… У прочих тоже остались какие-то обиды.
Уже опытный режиссер Станислав Говорухин старался не зацикливаться на конфликтах. Впоследствии, когда его спрашивали про обстановку на съемочной площадке «Места встречи», пожимал плечами:
Кино – вещь парадоксальная. Иногда снимается легко и весело, а выходит пустышка… А бывает, очень сложно идет процесс, но фильм получается настоящим и смотрится на одном дыхании.