Человек, которому прощали все. Невыдуманные истории из жизни Ивана Переверзева – главного красавца сталинской эпохи

Иван Федорович Переверзев, или как его называли близкие друзья – Перевэ. Развернутые плечи, мужественное лицо, копна вьющихся волос… Актер мирового масштаба.

Это сегодня фамилия «Переверзев» известна лишь его коллегам, киноведам и зрителям со стажем. А ведь как в Советском Союзе его имя гремело! Прижизненная народная слава актера была такой, что чиновники всех уровней закрывали глаза на его бесчисленные любовные похождения и загулы, на его язык «без костей» — Иван Федорович имел обыкновение резать правду-матку в глаза, не глядя на чины и звания. Ему прощали даже его дружбу с диссидентами, которую он принципиально, можно сказать, выставлял на показ. Да что чиновники! Однажды во время государственного приема Переверзев при всей советской партийной элите послал куда подальше Генсека ЦК Никиту Сергеевича Хрущева. Послал открытым русским текстом, да так громогласно, что услышали все. Любого другого «стерли бы в порошок» и предали забвению, но Никита Сергеевич стерпел и дал команду: «Переверзева не трогать!» А что сделаешь – всеобщий любимец!

Ивана Федоровича действительно крепко любили, ценили за его недюжинный актерский дар. В одном фильме он играл рубаху-парня из народа или матроса, и сразу становился для них своим в доску, в другом — иностранца, барина, аристократа и тогда осанка, профиль, голос, интонации менялись так, будто в его роду не обошлось без голубых кровей. Удивительная штука – талант, не иначе как божественного происхождения. Ведь на самом деле Иван Федорович роду-племени был самого что ни на есть простого – крестьянский сын из деревни Кузьминки Орловской области.

При этом устоять перед его мужским обаянием было непросто. Переверзев не только слыл сердцеедом, но и был им. В его донжуанском списке десятки звучных имен – там известные актрисы, певицы, балерины… Редкие съемки обходились без нового романа, причем иногда двух-трех одновременно. Самый знаменитый – с красавицей актрисой Аллой Ларионовой, которая, будучи беременной от Переверзева, узнала, что он тайно зарегистрировал брак с другой женщиной. «Убитая» столь коварным предательством, Ларионова приняла нелегкое решение: согласилась выйти замуж за влюбленного в нее и долгие годы добивавшегося ее руки другого блистательного актера — Николая Рыбникова. Так «родилась» одна из самых ярких семейных пар советского кино…

Самое потрясающее, что больше всего от своих многочисленных и чаще всего скоротечных романов страдал сам Переверзев. Всю жизнь он мечтал об уютном семейном «гнездышке», надежном тыле, но обрел его только на закате жизни.

…Сомнений нет, живи и твори Иван Федорович в наше время, именно за ним, а не за нынешними сериальными артистами, охотились бы журналисты. И его типаж супергероя-любовника уж точно был бы востребован не только российскими режиссерами. Но реальность такова, что столетие актера в 2014 году практически прошло незамеченным. Несправедливо, учитывая, какой след он оставил в советском кино, какую удивительную жизнь прожил, сколькими мифами и слухами до сих пор окутано его имя.

Об актерских и семейных тайнах Ивана Федоровича автору этих строк рассказал его внук — Сергей Переверзев.

«ИВАН, КАКОЙ ТЫ К ЧЕРТУ СЛЕСАРЬ?!»

— Сергей, перед встречей вы упомянули о негласной семейной договоренности в интервью об Иване Федоровиче не касаться некоторых тем. О чем конкретно идет речь?

— Если более 40 лет информация подобного рода ни разу не выливалась в прессу, зачем сейчас рассказывать такие деликатные вещи, как Иван Федорович расставался с женами, например. Я этого тоже не буду делать. Понимаете, в его жизни порой все было запутано так, что никто и никогда не разберет, кто прав, кто виноват. Зачем бередить старые раны, кому-то из родственников делать больно? Тем более, что все это дела давно минувших дней. Мне кажется, есть более интересные истории.

— ?!

— Например, отца же Иван Федорович своего не помнил – тот погиб в первую мировую, когда сыну было всего несколько месяцев. А маму — боготворил всю жизнь. Всегда в доме, где бы он ни жил, висел портрет его мамы… Да и история как он стал актером, по-моему, очень занимательная.

— Известно, что он с детства мечтал о море, собирался поступать в мореходку — ходить под парусом по морям-океанам…

— Правильно! Но на семейном совете решили, что Иван должен получить настоящую рабочую специальность. Его отправили к тетке в Москву, где он закончил ремесленное училище, устроился слесарем-наладчиком на завод шарикоподшипников и там три года проработал. А потом…

В Москве он подружился с парнем по имени Ромка, который бредил актерством. Это он как-то сказал: «Иван! Посмотри на себя в зеркало. Какой ты к черту слесарь?! Пошли со мной поступать в актеры!» Иван Федорович идти не хотел, но Ромка его уговорил «просто сходить за компанию, его поддержать». На экзамене Переверзев читал «Песню о Соколе» Горького. А поскольку читать стихи не умел, начал импровизировать: и ужом шипел, и кричал как сокол. Причем голос у него был сочный, мощный, интонации — свежие, неизбитые. Романа «за заштампованность» забраковали, а Ивана Федоровича взяли. Кстати, этот Рома потом погиб на фронте, но Иван Федорович был ему благодарен всю жизнь и даже в память о нем в некоторые свои роли иногда добавлял характерные детали образа друга юности, который он носил в душе.

В молодости

— Переверзева сразу заметили?

— По крайней мере, после учебы его оставили при театре. Сам Михаил Астангов дал ему направление в Театр Революции. Там он играл Лаэрта в «Гамлете», Валентина — в «Двух веронцах»… И вообще был одним из лучших. Думаю, он так и остался бы в театре, если бы не вмешался кинематограф. Ивана Федоровича активно начали снимать в эпизодах, потом в 1934-ом пригласили в картину «Частная жизнь Петра Виноградова», где он сыграл учителя физкультуры. Там он произносит всего одну фразу, но настолько он был фактурен в этой роли, что это было трудно не заметить…

Однажды на съемки музыкального фильма «Моя любовь» не явился актер, и на одну из главных ролей (красавца-инженера Гриши) порекомендовали Переверзева. В результате режиссер Владимир Корш-Саблин был счастлив – ведь именно он открыл это новое имя для кино. Фильм получился изумительный! Говорили, что вся мужская часть населения СССР мгновенно влюбилась в исполнительницу главной женской роли – Лидию Смирнову, а женская – в Ивана Переверзева. Можно сказать, что именно с этой роли и началась его всесоюзная известность.

— Казалось бы — простой деревенский парень в энном поколении, без году неделя в городе… И вдруг такой диапазон ролей — от солдата и работяги до аристократа голубых кровей. Откуда у него это?

— Ответ очевиден: природный дар, плюс невероятная работоспособность, наблюдательность… Приведу пример. Чтобы достоверно сделать роль матроса Никулина в картине «Иван Никулин — русский матрос», Иван Федорович поселился в мосфильмовском общежитии, где жили специально приглашенные для съемок этого фильма моряки — массовка. Те быстро подобрали для него фланельку, «кепчик», настоящие моряцкие брюки клеш… Когда он одел все это, посмотрел на себя в зеркало, сказал: «Теперь я готов!»

В фильме «Первая перчатка», 1946 год

А вот другой пример. Перед съемками фильма «Первая перчатка», где он должен был сыграть боксера-чемпиона, Переверзев проводил по 4-5 тренировочных раундов в день, хотя до этого ни разу в жизни не боксировал. Лента произвела такой фурор, что серьезные спортсмены-профессионалы ему посоветовали «не зарывать талант в землю» и уйти в большой бокс. «Из тебя получится настоящий чемпион, Иван!»

— И что он ответил?

— Рассмеялся: «Ребята! Когда однажды на вечеринке Чарли Чаплин спел голосом Карузо, ему тоже посоветовали всерьез заняться пением. Чаплин объяснил, что скопировать чужой гениальный голос, вовсе не значит стать гениальным певцом… Также и я – точно скопировал характер боксера, но боксером мне не быть!» Это иллюстрация к тому, насколько скрупулезно Иван Федорович готовился к роли. Он часто повторял фразу, сказанную ему режиссером «Ивана Никулина…» Игорем Савченко: «Запомни, Иван! Роль должна на тебе сидеть без единой морщинки!»

И НИКИТА ХРУЩЕВ ПОШЕЛ… ПО ИЗВЕСТНОМУ АДРЕСУ

— Сергей, знаете, что меня поразило: ни на одном кино сайте, кроме официальной биографии и скупого перечисления фильмов, информации о Переверзеве нет.

— И неудивительно. Понимаете, это сегодня актерское творчество на последнем месте, а на первом – скандалы. В советские времена все было наоборот. Хотя, конечно, в жизни деда громкие и даже скандальные истории были, но они не озвучивались особо. Ну, кроме той известной, когда в 1958-м году в СССР приехал знаменитый американский певец Поль Робсон. О ней потом ходило много слухов, не всегда достоверных.

— Какова ваша версия?

— В августе 1958-го Никита Сергеевич Хрущев отдыхал в Крыму. И именно туда, в Ливадию, для знакомства с ним привезли почётного гостя. Насколько я знаю, когда приземлился самолет, Иван Федорович был в числе встречающих и вообще оказался первым, кого увидел Поль Робсон. Когда тому перевели, что «этот широкоплечий красавец — знаменитый советский актер, да еще и зовут его Иван», певец так растрогался, что даже заплакал. И с этого момента он ни на шаг не отпускал от себя «русского богатыря». Они сразу подружились.

Тем же вечером Никита Сергеевич закатил грандиозный банкет в Левадийском дворце — в честь американца. За столами, которые ломились от деликатесов и разноградусных напитков, сидела вся советская партийная номенклатура и самые известные деятели культуры. Иван Федорович и Робсон уже, что называется, «хорошенько приняли на грудь», весело общались. А Хрущев тоже хотел уделить внимание зарубежному гостю. Все-таки он – первое лицо государства! Периодически он к ним подходил, пытаясь встрять в их разговор, но Иван Федорович его твердо отодвигал: мол, уйди, уйди, не мешай. Когда в очередной раз Хрущев (тоже уже в изрядном подпитии) подошел с твердым намерением «отвоевать» американца, Переверзев вдруг повернулся к руководителю партии и правительства и громко произнёс: «Никита! Пошёл ты на…!»

— Открытым текстом?

— Да! Мгновенно в зале наступила мертвая тишина. Присутствовавшие на этом банкете потом вспоминали: «они ожидали, что сейчас произойдет нечто ужасное». Но Хрущев рассмеялся и… пошел себе восвояси. А Поль Робсон, который почти не говорил по-русски, так и не понял, что случилось.

— Почему Переверзеву это сошло с рук?

— Уверен, причина одна – Ивана Федоровича настолько сильно любили. И Никита Сергеевич, безусловно, не только это понимал, но и, говорят, сам был его горячим поклонником. Иваном Федоровичем был уже сыгран адмирал Ушаков, он уже был лауреатом Сталинской премии… Словом, Хрущев даже не обиделся.

— Какие вообще у него были отношения с властью? Переверзев был искренним коммунистом?

— Он был коммунистом, но никогда этим не бравировал. Думаю, что власти его ценили. Хотя периоды забвения были и у него, его иногда по нескольку лет не снимали. Особенно в конце 40-х. Потом опять пошло, пошло, пошло…

— Это правда, что когда «вся передовая советская общественность в едином порыве возмущалась поведением» Владимира Дудинцева и Виктора Некрасова (а называя вещи своими именами, их просто травили!), Переверзев демонстративно общался с опальными писателями?

— Он единственный, кто не стеснялся приходить к ним домой, приносил продукты, поддерживал морально. Он их уважал как творческих людей и таким образом показывал, что не только не видит в них врагов, но и не боится возможных последствий для себя.

— Может, поэтому Переверзев получил звание народного артиста СССР так поздно – в 1975-ом?

— Возможно, отчасти и так. Но думаю, что главная причина – его скромность, неумение и нежелание хлопотать за себя.

— Что за скандал случился в 1966 году на съемках фильма «Прощай!», где Иван Федорович должен был играть еще одного адмирала, а режиссером и автором сценария был поэт-фронтовик Григорий Поженян?

— А! Я слышал эту историю. Они не нашли общий язык то ли в режиссуре, то ли в развитии образа. Поженян стал командовать, а Иван Федорович очень этого не любил. Кроме того, как говорят, Поженян во всеуслышание заявил: «Здесь два гения: я и Таривердиев. Все остальные — наши служащие». И Переверзев действительно не стерпел, сказал Поженяну: «Гриша, а как твой фильм называется? «Прощай!»? Так вот прощай, г…!» И улетел в Москву.

— Иван Федорович со всеми был такой ершистый, резкий?

— Он бывал резким, терпеть не мог ложь, высокомерие в людях. И все-таки главные его качества – доброта, открытость, смелость, щедрость. Бывало, последнее отдавал… Еще у него было железное правило: когда уходил от одной женщине к другой, он все нажитое имущество оставлял предыдущей возлюбленной. Уходил практически налегке!

— Он драчун был по жизни?

— Пожалуй, нет. Но постоять мог за себя. И не только. Был случай на гастролях, когда на банкете после концерта кто-то из присутствующих начал матерно выражаться о России. Он взял этого «оратора» за шкирку и выкинул из-за стола, сказав жестко: «Еще хоть раз такую похабщину о нашей стране скажешь, пожалеешь навеки…» Он был настоящий патриот, это знали все. Причем, не на словах – это было у него в крови.

— Мог сорвать съемку?

— Нет.

— А прийти на площадку не в самом рабочем состоянии?

— Я знаю только один такой случай. Когда снимали заключительные кадры фильма «Адмирал Ушаков», где корабль плывет и показывают крупным планом его лицо (это был последний съемочный день), Иван Федорович был настолько «тепленький», что его еле держали. Пересматривая эти кадры, я всегда смеюсь… Потому что, несмотря на его состояние, все равно с экрана в его взгляде читается такая мощь! Хотя по большому счету, подобное было ему несвойственно. На съемках он был безупречно исполнительный актер, с ним очень любили работать режиссеры. Но все знали, что как только наступал «обрыв» в личной жизни, он уходил в «это дело».

ПАМЯТНИК АДМИРАЛУ. ИЛИ ПЕРЕВЕРЗЕВУ?

— Вы сами фильмы деда пересматриваете?

— Конечно! У меня все до единого его фильмы собраны. Я их даже на руки не выдаю, если кому-то надо – копирую.

— Есть самый любимый?

— «Урок жизни». Там роль такая «растущая» — характер героя Ивана Федоровича показан в развитии. Там совсем молодая Ольга Александровна Аросева интересно играет. Хотя и «Моя любовь» мне нравится. Люблю «Первую перчатку», «Чисто английское убийство», «Адмирала Ушакова»…

— Сам Иван Федорович считал свою актерскую карьеру удавшейся?

— Думаю, по большому счету не считал. Когда у него спрашивали о любимых ролях, он обычно называл три-четыре, не более. Про другие говорил: та не удалась, эта. Например, роль отца Ассоль в «Алых парусах» считал неудачной, мол, «он ее не до конца прочувствовал». Хотя сколько бы я не пересматривал этот фильм, наоборот вижу, сколько в нем нежности к своей дочери…

— Как он относился к своей славе?

— Очень спокойно. Никакой звездности не было в нем вовсе. В какой бы населенный пункт он ни приезжал на творческие вечера, со всеми — с горняками, шахтерами, лесорубами — общался на равных. Светлана Светличная вспоминала, как однажды они гастролировали с программой «Товарищ кино», и в каком-то городе после выступления к ней подошли и попросили отвезти в Москву «посылочку для Ивана Переверзева». По запаху она поняла, что там свежие огурчики и помидорчики. Приехав домой, она позвонила ему на Можайку, где он тогда жил. «Иван Федорович сам заехал к нам домой, — рассказывала Светлана Афанасьевна, — Помню, взял в руки посылку, поблагодарил. И глаза его сияли, так был тронут». Да что там говорить – любили его сильно.

— Какую работу в кино он считал своей актерской вершиной?

— Роль адмирала Федора Ушакова в дилогии «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы». Во-первых, Михаил Ромм выбрал его из 15 претендентов — самых в те годы известных актеров. К тому же роль масштабная, очень благодатная. Именно такую он долго ждал.


Смотрите, какая причудливая игра судьбы: именно в кино он реализовал свою детскую мечту — проделал путь от матроса до капитана корабля, а затем и адмирала Ушакова… Недаром после его смерти в Азовском пароходстве один из кораблей носит имя «Иван Переверзев». И неслучайно же в конце 1950-х в Херсоне памятник Ушакову «слепили» именно с Ивана Федоровича.

— Почему именно с него?

— В процессе подготовки к съемкам вдруг выяснилось, что никто даже приблизительно не знает, как Ушаков выглядел внешне. Нашли останки адмирала, и знаменитый антрополог Герасимов по черепу восстановил черты его лица. Когда «портрет» был готов, гримеры из Переверзева сделали Ушакова. А дальше Иван Федорович так мощно выложился в этой роли, что стал от него неотделим…

Есть даже такое забавное свидетельство очевидцев: в конце 1960-х, во время съёмок фильма Станислава Говорухина «День ангела» в Херсоне, группа актёров и моряков посетила памятник адмиралу Ушакову. Переверзев встал рядом, и все остолбенели: перед ними стояли то ли два Ушакова, то ли два Переверзева. Сходство их фигур, лиц, роста было потрясающим! Вот тут-то и выяснилось, что скульптор создавал образ, посмотрев оба фильма с Переверзевым в главной роли. Уникальнейший случай!

ГЛАВНЫЙ МАЧО СОВЕТСКОГО СОЮЗА

По мнению многих кинокритиков, Иван Федорович мог бы стать настоящим супергероем-любовником (недаром его по внешности и по таланту сравнивали с Дугласом Фербенксом).Но играл он в основном военных и революционеров, директоров заводов, колхозов, а не романтических героев.
— Нет, у него было несколько ролей с небольшой любовной линией. Но в целом вы правы: героев любовников в классическом смысле этого типажа он никогда не играл. Как остроумно кто-то сказал: «Советский кинематограф отдал в распоряжение Переверзева целую флотилию, но пообщаться с женщинами на экране не дал». Хотя внешне он был абсолютно голливудский актер, с голливудской улыбкой, с героическим типажом. Обладал мощной харизмой, обаянием. Именно поэтому многие женщины в него влюблялись сразу.

— Женщины были его главной слабостью?

— О да! Причем, почти все свои романы Иван Федорович заводил на съемочных площадках. Но, что интересно, несмотря на то, что внешне он производил впечатление эдакого ловеласа, он в реальной жизни был далёк от этого образа. В откровенных разговорах с друзьями Иван Федорович не раз признавался, что сам никогда не одерживал побед над женщинами, что все его увлечения, романы и даже «семейные гнезда» — результат побед женщин над ним. То есть он просто не мог устоять перед их напором.

С Надеждой Чередниченко в фильме «Первая перчатка»

— Известно, что с первой женой Надеждой Чередниченко актер познакомился в 1946-ом — на съемках «Первой перчатки». И влюбился насмерть!

— Ей было 19 лет, Надежда Илларионовна тогда училась на втором или на третьем курсе ВГИКа. И это правда — влюбился на всю жизнь. Пожалуй, это единственный случай, когда он сам долго добивался ответных чувств. В конце концов они поженились, родился сын Сережа. Но потом что-то не сложилось… От Ивана Федоровича она ушла к Петру Ефимовичу Тодоровскому (который был тогда молодым кинооператором, — прим авт.), потом вернулась, правда, ненадолго. Тем не менее, он и не скрывал, что любит только ее. Недаром он потом всю жизнь выбирал женщин именно такого типажа – белокурых, кудрявых, как она.

Алла Ларионова

— Есть фотографии Надежды Чередниченко и Аллы Ларионовой, где можно обнаружить немалое сходство.

— Так и есть. Кстати, последние годы Надежда Илларионовна жила с дочкой в США, где скончалась в 2019 году, в 91 год.

— Ваша бабушка – Мария Скобцева – была певицей, исполнительницей русских народных песен. Как они с Иваном Федоровичем познакомились?

— Они встретились на съемках какой-то украинской картины, к сожалению, не помню ее название. Вспыхнули чувства, родился сын Василий — мой отец… Но встречались они недолго. К сожалению, я бабушку не застал – она рано умерла, не дожив даже до пятидесяти. Погибла трагически – не прикрыли плотно заслонку у топки, она отравилась угарным газом и не проснулась. Мой отец мало о деде рассказывал — сам помнил его смутно. Знаю только, что бабушка влюблена была в него сильно. Да что говорить — все женщины Ивана Федоровича его крепко любили.

— Сколько же у него всего было детей? Официально – четверо.

— Точную цифру не знает никто, но точно не четверо. Больше! Все они знают друг о друге, но живут в разных странах и между собой не общаются — с детства не виделись. Ведь все жены Ивана Федоровича, как правило, потом выходили замуж, и его детей воспитывали другие мужчины. Поэтому они даже физически не могли встречаться, общаться.

— Вы что-нибудь о них знаете? Например, старший сын Сергей. Какова его судьба?

— Если можно, о его судьбе не буду рассказывать, она не очень интересно сложилась. Слава Богу, жив-здоров… Следующий по старшинству — мой отец, Василий. Еще в годы перестройки его пригласили на работу в Америку. С тех пор он живет в Лос-Анджелесе, сейчас на пенсии. Далее, Алексей (от актрисы, с которой у Ивана Федоровича тоже был кратковременный роман или брак) и Алена – дочь от Ларионовой. Они примерно одногодки, в несколько месяцев разница… Алексей — врач, живет за границей. Еще одна дочь, если не ошибаюсь, Галина, живет в Италии. О ней ничего не знаю, даже сколько ей лет. Потом, с большим отрывом, — Федор. Он самый поздний ребенок (1968 или 1969 года рождения) и, между прочим, единственный, кто пошел по стопам отца – закончил ВГИК.

Кстати, Алена не считает себя дочерью Ивана Федоровича. Хотя лет в 13-14 ей мама честно сказала, кто ее настоящий папа.Но она все равно носит фамилию и даже отчество Николая Рыбникова, именно его считает своим отцом, потому что он ее воспитал и обожал всю жизнь. А Ивана Федоровича она не видела никогда.

— Не пытались собрать всех родственников вместе?

— Я пытался кому-то писать, наладить отношения. Но все это не имело отклика. А сейчас это вообще нереально – в России только одна Алена Рыбникова живет. Ей это неинтересно.

РУССКИЙ ХАРАКТЕР

— Ваш дед человек был невероятно общительный, компанейский. С кем он больше всего дружил из того поколения звезд советского экрана?

— Да со всеми! С Борисом Чирковым, Николаем Крючковым, Борисом Андреевым, Петром Алейниковым… А самым лучшим его другом был прекрасный актер Евгений Яковлевич Весник. Дружили они — неразлейвода.

— Евгений Весник написал в своей книге: «Переверзев из тех русских, чья душа нараспашку, у кого удаль, буйный темперамент, работоспособность, независимость, доброта, смекалка. Из тех, кто умеет грешить и каяться, широко, красиво загулять, но при надобности вести аскетический образ жизни, умеет влюбиться, помогать, дарить, сопереживать. Он из тех русских, которые составляли и составляют неповторимый национальный колорит человеческого характера». Похож портрет?

— Один в один.

— Еще Евгений Яковлевич рассказывал, как однажды они купленный галстук обмывали. Начали в Москве, потом на попутном грузовом ЛИ-2 оказались в Ленинграде, продолжили там веселье со своим другом-актером Василием Меркурьевым. В итоге оказалось, что галстук, стоимостью 13 рублей обошелся им вместе с приключениями в несколько тысяч.

— Да, вот такой лихой русский характер! Погулять он любил и умел.

— Не это ли его подкосило и укоротило жизнь?

— Скорее всего, именно так. Но я уже говорил, что все его проблемы с алкоголем и так называемые загулы были связаны только с одним – с неудачами в личной жизни. Ведь при всех его многочисленных романах и при том, что выбор у него был огромный, Ивану Федоровичу в личной жизни не везло. Домашнее тепло и надежный тыл он нашел только в последнем браке — с Ольгой Юрьевной Соловьевой. С которой познакомился опять же на съемках – она была ассистентом режиссера в фильме Станислава Говорухина «День ангела». Почему он пошел на этот брак с женщиной, которая была намного моложе его? Ей 26, ему – 54. Мне кажется, он пошел на него как на спасение.

Иван Переверзев с женой Ольгой Соловьевой

Между прочим, к концу 50-х он бросил и пить, и курить. Вообще не прикасался! Но поздно — здоровье уже было изрядно подорвано. В последние годы он совершенно потерял слух. В картине «Чисто английское убийство» снимался, будучи глухим. Чему, кстати, многие удивлены: как ему удавалось так точно реагировать на реплики партнеров. Представляете себе, что такое сниматься глухим в двух сериях? А смотришь фильм и этого совсем не заметно.

В детективе «Чисто английское убийство», 1974 год

— В апреле 1978-го Переверзев попал в больницу, откуда так и не вышел. Что случилось?

— Его увезли якобы с переутомлением. Ведь, несмотря на глухоту, он по-прежнему очень много ездил по стране с творческими встречами. Работал на износ, можно сказать. И вот однажды он приехал из поездки и неважно себя почувствовал. Причем в больницу отказывался ехать наотрез, но жена уговорила. Там он вскоре и скончался без особого диагноза. «Скоропостижно», то есть вроде бы не от чего.

— Ивану Федоровичу было всего 63. Еще многое мог бы успеть.

— До последнего вздоха он был мыслями в работе. На тумбочке остался лежать сценарий нового фильма, который ему привезли прямо в больницу. Кто-то из медперсонала запомнил его последние слова: «Вот сейчас меня выпишут, и я пойду сниматься».

— И последний вопрос. Как вы думаете, почему 100-летний юбилей Ивана Федоровича телеканалы проигнорировали? Не было ни документальных фильмов, посвященных прославленному актеру, ни вечеров памяти…

— Грустно, но это так. Лет десять назад я попытался собрать на вечере в Доме кино людей, которые с ним работали, снимались, чтобы они рассказали, каким он остался в их памяти. К сожалению, это не особо удалось, потому что ближайших друзей-партнеров уже нет в живых. Пришла Инна Владимировна Макарова, Зинаида Михайловна Кириенко… Тогда же мы сделали попытку снять о нем документальный фильм, но «телеканалы» сказали: «Что вы! Это неформат!» Я на все ТВ- каналы писал письма, чтобы к юбилею показали лучшие его картины, но, как я понял, им это не надо…

А сегодня снять документальный фильм о нем — это еще более неразрешимая задача. Нужен «водопад» воспоминаний, а, к сожалению, его уже никогда не будет. Тогда зачем? На телевидении его картины – «неформат». А молодым фамилия «Переверзев» ничего не говорит. Даже, как ни странно, актерам…