Актёра Ивана Бортника называли тенью Владимира Высоцкого. Говорили, что ради знаменитого друга Бортник готов пожертвовать всем — здоровьем, семьёй, ролями. Многие выдавали себя за друзей Высоцкого, но вот Иван реально был одним из них. Он прикрывал Володю даже тогда, когда тот уходил в тяжёлый запой, подставляя режиссёра и коллег.
Бортник был прямолинеен и честен — всегда и всем говорил то, что думает, за что нажил немало врагов. За это от Любимова удостоился прозвища «злой мальчик». Почему Марина Влади не любила Ивана, винила его в смерти мужа и как он добровольно разрушил свою жизнь?
Не гопник, а московский интеллигент
Иван Бортник познакомился с Владимиром Высоцким в театре на Таганке в 1967 году. Молодого актёра Бортника пригласил туда режиссёр Любимов. Незадолго до этого его со скандалом уволили из театра имени Гоголя. Обвиняли Бортника в том, что он с приятелями-актёрами напал на инкассаторскую машину. На самом деле, конечно же, никакого нападения не было. Просто актёры были пьяны и приняли машину инкассаторов за такси, потребовав от водителя отвезти их домой. Об этом вопиющем случае сообщили в театр и приятелей с треском уволили.
Так Бортник оказался в театре на Таганке, приняв приглашение Любимова. Там в то время уже вовсю блистал Высоцкий. Иван долго приглядывался к знаменитости и выяснил, что у них очень много общего: оба обожали театр, литературу, поэзию.
Многим, наверное, трудно представить, что человек, к которому намертво прилип образ Промокашки — гопника, с замашками уголовника, был из очень интеллигентной столичной семьи. Бортник был блестяще образован. По другому и быть не могло — мама была доктором наук, филологом, а папа — заместителем главного редактора издательства мировой литературы. При этом Ваня рос на площади трёх вокзалов — излюбленном месте урок всех мастей, да и с дворовой шпаной дружил. Оттуда и появились блатные замашки и поведение, которое, благодаря его воспроизведению в фильме «Место встречи изменить нельзя», сделало его главным гопником советского экрана.
Место встречи изменить нельзя
Владимир Семёнович тоже был хорошим другом. Он не только привозил друзьям подарки со всех заграничных гастролей, он выбивал для них роли в театре и в кино. Так было, например, когда в 1979 году Говорухин позвал Высоцкого в свой новый фильм, тот настаивал, чтобы режиссёр взял на роль Шарапова его лучшего друга — Ивана Бортника.
Внешне тот вполне подходил под описание образа авторами, но высшие чины госкино были категорически против. Роль в итоге досталась Владимиру Конкину, а разочарованному Бортнику нашлась лишь роль проходного персонажа без слов.
Иван был полон решимости изменить ситуацию в свою пользу. Мастер импровизации превратил блатного гопника без единого слова в культовый персонаж, которого цитируют и копируют по сей день все кому не лень.
Дружба и любовь до гроба
Интересно, что детство Владимира Высоцкого прошло в таком же московском дворе и это тоже сроднило друзей. Общие воспоминания о бурной юности, а также общие творческие интересы — так родилась истинная дружба Вани и Володи. Злые языки говорили, что любовь к выпивке тоже сыграла здесь свою роль. Вместе друзья играли на сцене театра, вместе ездили на гастроли, вместе проводили нехитрый досуг за неумеренными возлияниями.
Любимов периодически грозил уволить обоих, требуя прекратить безобразие. В те времена было модно использовать средство «Эспераль», которое в народе окрестили спиралью. Этот препарат привозила из Франции третья жена Владимира Семёновича, Марина Влади. Она терпеть не могла Ивана и всегда считала, что это он спаивает мужа. Марина пичкала Высоцкого лекарствами, уводила из пьяных компаний, возила по лучшим европейским клиникам, она боролась за него изо всех сил. Только благодаря её самоотверженной заботе Высоцкий и дожил до 42 лет.
Жена Ивана тоже старалась вытащить мужа из болота алкоголизма. После похорон Высоцкого именно Татьяна вытащила мужа из пучины отчаяния. Ведь вместе с другом Бортник потерял часть души. Он очень горевал, считал себя виноватым и этот груз вины он пронёс через всю жизнь. В голове у Ивана как будто включился тогда некий механизм саморазрушения.
Таня была для супруга не просто любимой женщиной, а собеседницей, подругой, надёжным тылом. Она прощала мужу всё, даже многолетнюю болезненную связь с первой любовью артиста — актрисой Инной Гулой. Они были вместе со студенческих лет. Только будущего в этих отношениях не было. Оба обладали настолько взрывным характером, что не могли ужиться. Иван сильно ревновал Инну и даже поднимал на неё руку. Та тоже кротким нравом не отличалась и могла не только дать сдачи, но и ударить Бортника при посторонних, если ей что-то не понравилось.
Гулая первой поняла, что эти отношения пора заканчивать и выскочила замуж за Геннадия Шпаликова. Он был спокойным, добрым, очень сдержанным. Только вот был такой же досадный недостаток, как и у Ивана Бортника — любовь к выпивке. Инна не могла ничем мужу помочь — он её не слушал и падал всё ниже. Без алкоголя он не мог писать, а чиновники от кино, видя его ненадёжность, откладывали его сценарии на полку, а это просто убивало Шпаликова и он пил ещё больше.
Инна часто звонила своему бывшему, ища у него поддержки и утешения. Иногда, когда Ивана не было дома, то брала трубку его жена Татьяна и часами беседовала с юношеской любовью супруга. Гулая уже тогда часто говорила, что хочет наглотаться снотворного и уснуть навсегда. Её психика была почти разрушена. После очередного скандала жены, Геннадий ушёл из дома. Найдя пристанище на даче одного из друзей, отчаявшийся сценарист повесился. Гулой не удалось спасти супруга.
В отличие от Инны, Татьяна мужа не отпускала от себя, не скандалила, она старалась его удержать любыми путями. Она даже пыталась изолировать его от компании лучшего друга, чтобы уберечь от пьянства. Все родные, друзья и коллеги в один голос говорят, что именно благодаря супруге Иван Бортник остался жив и прожил так долго.
Почему актёра обвиняли в смерти Высоцкого
Коллеги и режиссёры считали Ивана Бортника редким дарованием. Он мог сыграть просто всё. Он даже не играл, он становился своим героем. Уникального таланта актёру был под силу любой персонаж. Поклонницы артисту прохода не давали, но Иван всегда был верен супруге.
Несмотря на то, что Ивана многие обвиняли в смерти Высоцкого, он пытался вытащить друга. Прикрывал, когда тот уходил в запой и старался вывести его из этого состояния. Только, когда друг умер, Бортник не мог себе этого простить. Он считал, что мог спасти барда, если бы был в тот момент рядом. И не раз действительно спасал. И от смерти, и от ломки. Только вот в тот роковой день, друга Вани рядом не оказалось. Владимир Высоцкий был найден мёртвым. Бортник после этого начал тоже стремительно падать в пропасть и, казалось, что вскоре отправится за своим лучшим другом.
Как спасли Ивана Бортника
Актёру не давала окончательно себя уничтожить жена Татьяна. Неожиданно ей помог режиссёр Никита Михалков, пригласив Ивана в свой фильм «Родня». В этой великолепной картине Бортник безумно талантливо изобразил бухгалтера-пьянчугу. Злые языки поговаривали, что ему и играть-то не пришлось. Благодаря любимой супруге и любимой работе Иван смог вынырнуть из того болота, которое его так яростно затягивало. Правда, по своему Володе очень скучал. Он постоянно слушал его записи и говорил, что жить без Высоцкого стало как-то темно и одиноко.
После эмиграции Любимова, театр на Таганке возглавил Анатолий Эфрос. Он по достоинству оценил уникальный талант Ивана и стал давать ему главные роли, о некоторых из которых актёр мечтал годами. Только артисты театра просто возненавидели Эфроса и постоянно саботировали спектакли, а над режиссёром бессовестно издевались. К сожалению, в этом безобразии принимал участие и Бортник. После смерти Анатолия Эфроса, его жена обвиняла Ивана Бортника в том, что это он довёл режиссёра до инфаркта.
В 1988 году в родную страну возвращается Юрий Любимов. Все актёры театра были просто счастливы. Только не Иван Бортник. Старый конфликт разгорелся заново. Бортник часто срывал спектакли. Однажды просто ушёл со сцены, на ходу бросив: «Скучно». Больше он в театре не играл. В кино его снимали охотно. Только артист сам отказывался от многих предложений. После перестройки фильмы начали снимать не очень качественные и в такой дешёвой халтуре Иван играть не хотел, даже за большие деньги.
Бортник едва сводил концы с концами. Они с женой жили весьма аскетично. В 2015 году актёр стал терять зрение. Операция не помогла. Из-за этого он очень нервничал. Иван очень любил читать, когда это стало невозможным, то просто отчаялся.
Супруга говорит, что по нему было видно, что он перестал бороться. В 2018 году артист упал дома и сломал шейку бедра. Иван провёл несколько месяцев в больнице. Потом отправился домой, долечиваться. Только прожил недолго — оторвался тромб и Ивана Бортника не стало.
Актёра провожали в родном театре. Он был заполнен на треть. Проводить актёра в последний путь не пришли многие, кто его знал, а поминки были самыми бедными из всех, какие видели стены театра на Таганке.