Никогда за кулисами театра имени Вахтангова не было такого напряжения, как 13 апреля 1974 года. В этот вечер давали “Принцессу Турандот” с Юлией Борисовой в главной роли.
Когда Юлия Константиновна вошла в здание театра, многие просто не могли в это поверить, потому что спектакль хотели отменить. Ни один человек не посмел к ней приблизиться. И не сказал ни единого слова.
Она все должна была решить сама. И она решила. Спектакль состоялся. Зрители были в восторге и вызывали Борисову несколько раз на бис. Все было невероятно, потому что именно в это день Юлия Константиновна узнала о смерти самого любимого человека, своего мужа Исая Исааковича Спектора.
Василий Лановой испытал шок, увидев почерневшее от горя лицо партнерши. Отыграв роль, Борисова ушла домой, закрылась в квартире, ничего не ела, не пила, не спала и никого не принимала несколько дней.
Зрители часто не догадываются, что происходит за кулисами. Да и зачем им знать про это.
Выйдя на сцену в тот черный для нее день, она осталась верна своим принципам.
Ведь она никогда не отменяла своих спектаклей, играя порой с температурой 38.
Верности принципам ее научил муж. Он учил ее: “Ты не имеешь права болеть, если у тебя спектакль. У тебя никогда не должно быть замен и второго состава. Зритель ничего не должен знать о твоих проблемах. И никто не должен знать. Ни поклонники, ни коллеги , ни журналисты”.
Она так и жила: замкнуто, не публично, без интервью, не обронив напрасно ни единого слова.
Юлия Борисова не была первой “Принцессой Турандот”. До нее Турандот играла Сицилия Мансурова. Но Борисова стала первой принцессой, над которой годы были не властны.
16-летнюю девочку она играла двадцать лет, не прилагая для этого каких-то усилий. Не изнуряла свое тело упражнениями и омолаживающими программами. Близкие говорили, что в суете домашних дел у нее даже не было времени на зарядку. Чудо грандиозной перемены на сцене сопровождало ее всегда.
Когда-то давно все близкие были против ее поступления в театральное училище. Только мама сказала: “Попробуй. Чтобы потом не жалеть всю жизнь”.
Она была такой же, как все девочки на курсе. Но стоила ей выйти на этюд, она сыграла Наташу Ростову, о ней заговорили в училище имени Щукина и в театре Вахтангова.
Сергей Герасимов сказал: “Я поставлю Гамлета, а эта девочка должна сыграть Офелию”. Борисова тогда училась на втором курсе. Потом ее легко приняли в театр.
Она играла все, что предлагали: современные спектакли, Шекспира, Гюго. Но вдруг она встретила “своего” режиссера Александру Ремизову. По пьесе Мамина-Сибиряка Ремизова ставила спектакль “На золотом дне”. Борисовой предложили сыграть Анисью. У Борисовой получилось просто и естественно рассказать о невероятных страстях, чувствах и заразить этим зал.
После этой премьеры о ней заговорила вся Москва. И с 1955 года Юлия Борисова в течение шести десятилетий была ведущей актрисой театра имени Вахтангова. Это абсолютный мировой рекорд.
Юлия Борисова с самого начала приподнялась над театральной суетой. Для закулисной среды это стало и осталось шоком. Ведь так вести себя не принято, особенно если ты хочешь сохранить статус примы. Она никогда не выходила на телевидение, разные шоу и полностью изолировала себя от журналистов.
Юлию Константиновну в театре можно было увидеть только в трех случаях: когда идет репетиция, когда идет спектакль, когда проходит важный худсовет и требуется ее весомое мнение. Все.
Все актеры театра знают, что настоящую многомиллионную популярность дают съемки в кино. Первый киноопыт Юлия Борисова считала неинтересным и сказала, что обойдется в жизни без этого вида искусства.
Ивану Пырьеву, от съемках в фильмах которого не отказывалась ни одна актриса, чтобы уговорить Борисову сняться в роли Настасьи Филипповны в “Идиоте”, пришлось действовать через мужа Борисовой. И то это получилось не сразу.
Князя Мышкина сыграл молодой Вахтанговский актер Юрий Яковлев.
Он пожаловался ей, что сейчас будет сцена, в которой он должен будет заплакать, а у него не получается, и Пырьев обязательно будет кричать. Борисова ничего не ответила. Но во время съемок она так взглянула на Яковлева, так сердечно улыбнулась, что у него невольно полились слезы. И сцена получилась.
Сохранились архивы, где Яковлев признается, что Борисова всегда была лучшим партнером в его жизни.
Но ни с кем Юлия Борисова так много не играла, как с Михаилом Ульяновым.
“Как говориться, я знаю ее и на глаз, и на ощупь.“Как-то я сказал ей: “Юлька, по-моему я тебя больше обнимаю, чем Исай Исаакович”. Муж, которому она осталась верна и после его смерти. Никто не знает, что это за человек. Как личность, она абсолютно закрытая. Человек принципов, она всегда знает, как нельзя поступать. И никакая сила не столкнет ее с этого места, потому что это грех. В ней есть что-то монашеское”.
Михаил Ульянов.
Они играли много, но даже для него она осталась закрытым человеком.
Во время гастролей в Америке Нью-Йоркские актеры прибегали смотреть, как эта хрупкая актриса с фигурой девочки репетирует до полного изнеможения.
После спектакля “Антоний и Клеопатра” Борисова и Ульянов пришли искупаться на местный пляж. Оказалось, ничего не получится. Все тело Юлии Константиновны было в синяках — последствия страстей, которые они изображали на сцене.
Ее отказы сниматься в кино связаны с тем, что там невозможно услышать зрителя. Она продолжала отвергать самые заманчивые сценарии.
После “Идиота” согласилась только один раз в фильм “Посол Советского Союза”. Ей нужно было сыграть Александру Коллонтай.
По сценарию ее зовут Елена Кольцова.
Режиссер Натансон, как и Пырьев, снова действовал через мужа Борисовой. Георгий Натансон до этого работал с примами известных театров и знал, что иногда это похоже на ад. Многочасовые опоздания, капризы, ультимативные заявления. Он был готов, что с Борисовой тоже придется работать в большом напряжении. И вдруг оказалось, что все может быть иначе.
Ее дисциплина, которая поражала режиссеров, это тоже Вахтанговская школа. Если бы не Борисова, атмосфера за кулисами Вахтанговского театра, расклад человеческих отношений мог быть совсем другим. Борисова создавала его каждый день своим примером.
Однажды Юлия Константиновна постучалась в кабинет Михаила Ульянова. Он тогда был художественным руководителем театра. Борисовой нужно было решить личный вопрос. В ее жизни происходили перемены, о которых близкие люди должны были знать. Основой жизни уже не был театр. Основной стала семья, хотя основной она стала в тот самый момент, когда она появилась.
Ей удавалось четко распределять роли и в театре, и в семье так, чтобы никто не был обделен ее вниманием. Сын, две внучки, четыре правнука и одна правнучка — ее хватало поровну на всех.
Свою личную жизнь Борисова сделала тайной. Когда случались проблемы, она никогда не выносила их на всеобщее обсуждение.
“Актер должен быть секретным, потому что иначе он выхлебает из себя все, что ценного в нем есть. И перестанет быть интересным”, — делилась она с партнером Василием Лановым.
Прошли годы, прежде чем она вышла к журналистам, то ли извиниться перед ними за все годы без интервью, то ли объясниться. Стало понятно, что многолетнее молчание загадочной Турандот было продумано изначально.
“Судьба — это талант плюс характер”, — сказала она. Это был девиз, по которому жила Юлия Константиновна всю свою жизнь.