Как снимали мегапопулярный в начале 2000-х сериал «Граница: Таежный роман», давший старт карьере многих будущих звезд кино, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
События в ленте разворачиваются в 1970-м на Дальнем Востоке в таежном гарнизоне на границе с Китаем. В фильме есть контрабандисты, беглые заключенные, интриги, любовный треугольник, измены, забавные обстоятельства и, конечно, любовь.
Требует вложений
Александр Митта
Каждый фильм Александра Митты — эксперимент с жанрами и характерами. Сложно поверить, что ленты «Экипаж» (1979), «Сказка странствий» (1983) создал один и тот же постановщик — настолько они разные. Восьмисерийная картина и собранный из того же материала двухчасовой полнометражный фильм «Граница: Таежный роман» стали пробным форматом для мастера. Ранее сериалы он не снимал.
В 1990-е Александр Наумович в Гамбурге обучал будущих кинематографистов. Часто бывал в России, видел, что телеэкраны заполонили старые латиноамериканские мыльные оперы — «Рабыня Изаура» (1976), «Богатые тоже плачут» (1979) и др. В 1997 году он решил попробовать посоперничать с ними. Написал сценарий короткого сериала. Но руководство телеканалов отмахивалось, не скрывая коммерческой тайны: оно покупало права на показ бесконечных устаревших бразильских телесаг за 500 долларов и, демонстрируя их, зарабатывало на рекламе в сотни, если не в тысячи раз больше.
Собственное кино требует вложений, а отдача не гарантирована. Правда, с 1997-го выходил в эфир отечественный ситком «Клубничка», а в 1998-м — завоевавший поначалу невероятную популярность детективный сериал «Улицы разбитых фонарей». Продюсеры обратили на это внимание и задумались над собственным производством. В конце 1999 года руководитель ОРТ Константин Эрнст, сам когда-то мечтавший стать режиссером, принял предложение Митты, тем самым открыв новую эпоху российских сложнопостановочных сериалов. Единственное, Александра Наумовича попросили расширить сюжет. На помощь он пригласил сценаристку Зою Кудрю.
Звезды в эпизодах
Митта знал, что противоречивость персонажа добавляет тому глубины, поэтому заложил в героев одновременно распущенность и совестливость, почти животную инстинктивность и человечность. Справиться с подобным дано не каждому исполнителю. Например, главный отрицательный герой Никита Голощёкин с одной стороны нежный и внимательный с супругой, с другой — жестокий, ничем не гнушающийся в достижении своих целей контрабандист. Не все верили, что Алексей Гуськов справится с этой ролью. Однако у него отлично получилось. Хотя во второй части ленты есть ощущение, что он играет не влюбленного мужа, а, как сейчас сказали бы, упертого абьюзера.
Роль пьющего, слабохарактерного и обаятельного Алексея Жгута должен был исполнить Иван Охлобыстин. Но именно в ту пору он стал священнослужителем, поэтому персонаж достался Михаилу Ефремову. Ему и играть не требовалось!
Да и Александру Семчеву в образе бесподобного замполита Сердюка вряд ли пришлось прибегнуть к системе Станиславского.
Из ранее известных актеров в картине снялись Михаил Жигалов (командир гарнизона), Галина Польских (его супруга), Владимир Симонов (певец Глинский), Татьяна Окуневская (бабушка Альбины).
Для многих исполнителей эта картина стала путевкой в большое кино, к славе. Андрей Панин, сыграв особиста и мужа Альбины, после премьеры стал очень востребованным артистом. Ольга Будина (сыграла жену Голощёкина) после показа сериала не могла спокойно выйти на улицу — даже перекрашивала волосы, но ее все равно узнавали. Марат Башаров, сыгравший влюбленного в героиню Будиной лейтенанта, тоже стал популярным актером.
Любопытно, что в эпизодах снялись исполнители, прославившиеся чуть позже. Владимир Вдовиченков и Денис Никифоров сыграли рядовых. Владимир Епифанцев — беглого уголовника. Александр Робак изобразил на экране пассажира в поезде.
Взрывать дешевле
Дальневосточную тайгу снимали в брянских и калужских лесах. Брат З. Кудри был офицером и посоветовал обратить внимание на опустевший военный городок Шайковку под Калугой. Там строения и квартиры с аскетичной казенной мебелью 1970-х стояли нетронутыми. В некоторых проживали отставники с семьями. Группу впустили туда. Разрешили заселиться в пустующее жилье, чтобы адаптироваться к обстановке. Всю жизнь городка запечатлели именно в этом месте. В перерывах артисты ловили рыбу, ходили за грибами и ягодами.
В лесах, конечно, тоже были болота, однако кинематографисты, решив не рисковать, создавали искусственные для сцен утопления героев. Выкапывали в сухой земле огромные ямы, помещали в них деревянные ящики, заливали водой, закидывали ряской, мхом и ветками. Когда снимали сцены на «болоте», артисты барахтались в жиже, чувствуя ступнями дно ящика.
В один из дней Гуськов едва не захлебнулся, а рослому Башарову высота ящика оказалась мала. Когда он должен был погружаться с головой, всплывали колени!
Чтобы показать лес диким, на птичьем рынке купили сотни лягушек, пиявок. Из зоопарков привезли ястреба, змею, воронов, несколько волчат. Со взрослыми волками решили не рисковать. Вместо них в кадре действовали собаки породы хаски по кличкам Метель и Ася. Их вымазали кофе, подгримировали.
В драке Голощёкина с «волком» использовали бутафорскую кровь. К тому же в овраг, пытаясь душить «волка», на самом деле катится не Гуськов, а хозяин Аси Олег Зуев. От Метели на крупном плане не могли добиться оскала. Собака оскалилась только тогда, когда к ее миске поднесли волчат. Так и сняли знаменитый кадр.
В ленте немало взрывов. По признанию Митты, это самый дешевый способ обострить ситуацию, привлечь внимание. Погони с опрокидыванием машин стоят дороже.
После 10-летнего перерыва в работе над художественным кино Александр Наумович дорвался до любимого дела. Группа располагалась на объекте, расставляла свет, и если вдалеке он видел более подходящий пригорок — мгновенно оказывался там и кричал в мегафон: «Перебазируемся сюда, ко мне, здесь живописнее!» Многие исполнители жаловались, что не поспевали за постановщиком, уставали от его неуемной энергии. А ведь режиссеру тогда было 67 лет!
Телевизионная премьера картины состоялась в декабре 2000 года. В то время интернета в сегодняшнем понимании не существовало. Все спешили домой к телевизору к началу очередной серии. Гарик Сукачёв однажды посетовал, что из-за этого на назначенных в те дни концертах зал заполнялся лишь наполовину. Фильм и сегодня смотрибелен. Сразу после выхода он стал народным хитом.